III. Установите лишний элемент в изобразительном ряду. Свой выбор объясните. Всего – 3 б
Всероссийская олимпиада школьников 2015/16 уч.г. Школьный этап
Обществознание, 10 класс, задания
Время выполнения - 90 мин. Максимальное кол-во баллов – 100.
Разработчик Волкова Марина Аркадьевна, учитель МБОУ СОШ № 149
Вариант № 1
I. Выберите один или несколько вариантов ответов. Всего за задание – 12 баллов.
1. Наглядно-чувственный образ предметов и явлений, получаемый через органы чувств, но сохраняемый в сознании без их непосредственного воздействия, называется:
а) ощущением; в) представлением;
б) восприятием; г) воображением.
2. Среди приведённых ниже высказываний отметьте только те, которые имеют самое непосредственное значение для философского понимания человека.
а) у человека есть большой и малый круги кровообращения;
б) человек способен как к знаковому, так и к символическому общению;
в) человек не может воспринимать зрением ультрафиолетовые и инфракрасные лучи;
г) у человека нет инстинктов в том виде, в каком они есть у животных, у него есть только зачатки инстинктов;
д) человек адаптируется к окружающей среде с помощью органов своего тела;
е) человек обладает сознанием и способностью к мышлению и письменной речи.
3. Отождествление Бога со всей Вселенной, с законами природы и т. д. в философии называется:
а) теизмом; г) атеизмом;
б) деизмом; д) политеизмом.
в) пантеизмом;
4. Кто из нижеуказанных лиц является маргиналом?
а) бывший сельчанин, который отошёл от сельского уклада жизни, но не принимает норм и ценностей городского образа жизни;
б) учёный, который был вынужден уйти из нерентабельного НИИ и стал «челноком»;
в) эмигрант из Узбекистана в США;
г) аристократ, который после Октябрьской революции 1917 года был вынужден встать к станку, чтобы прокормить себя.
5. Что из нижеследующих элементов не является необходимым для определения этноса?
а) самосознание, историческая память; в) общая территория;
б) общность языка и культура; г) единая религия.
6. Несправедливое, принижающее личность или группу лиц, их права, обращение с членами определённой общности со стороны господствующего социального слоя или властных структур – это:
а) девиация; в) дифференциация;
б) дискриминация; г) абсентеизм.
7. В определении общества можно выделить основные компоненты. Какой компонент из нижеперечисленных является необязательным?
а) экономический; в) нормативный;
б) демографический; г) политический.
8. Какая идеология отрицала принцип разделения властей?
а) либеральная; в) неолиберальная;
б) коммунистическая; г) христианско-демократическая.
9. В Федеральное Собрание РФ входят:
а) Государственная Дума; в) Совет безопасности;
б) Совет Федерации; г) администрация Президента.
II. Что объединяет понятия, образующие каждый из представленных рядов? Дайте краткий ответ. Всего за задание – 10 баллов.
1. Способность к труду, свойство отражать объективную действительность в образах, возможность культурного наследия. ………………………………………………………………………………………….
2. Религия, философия, мораль, искусство. …………………………………………………………………...
3. Объективная, относительная, абсолютная. …………………………………………………………...........
4. Математизация, абстрагирование, идеализация. …………………………………………………………..
5. Физические, экзистенциальные, социальные, духовные, престижные…………………………………..
III. Установите лишний элемент в изобразительном ряду. Свой выбор объясните. Всего – 3 б.
1) 2) 3) 4)
…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………