Азиатско-тихоокеанский театр военных действий во Второй Мировой войне (Перл-Харбор — 2.09.1945)
Советская культура в 1920–1930-е годы
Особенности культуры этого периода
Революция расколола интеллигенцию. Часть интеллигенции не приняла или не поняла революцию. Им суждено было покинуть страну добровольно или принудительно. Часть сотрудничала с большевиками. Наиболее революционная часть интеллигенции активно участвовала в создании новой культуры (например Пролеткульт – пролетарская культура).
Другой отличительной чертой периода стали идеологизация культуры и четко выраженный классовый подход.
Образование
Одной из главных задач 20-х годов являлась борьба с неграмотностью. Второй важной задачей стало преобразование школы. Реорганизация системы народного образования началась уже в 1918 году с создания единой трудовой школы из двух ступеней со сроком обучения 5 лет и 4 года. Плата за обучение отменялась. В 1930 г. в СССР введено всеобщее начальное образование. В 1934 г. вводилась начальная школа (с 1-го по 4-й классы), неполная средняя – с 1-го по 7-й классы, средняя – с 1-го по 10-й классы.
Развивается профессиональное обучение при заводах. Открываются технические и сельскохозяйственные вузы. Широкое распространение получило высшее и среднее образование без отрыва от производства.
Произошли преобразования и в области высшего образования. В 1918 г. отменены вступительные экзамены в вузы, отменена плата за обучение. При вузах создавали рабфаки (подготовительные курсы).
В 20-е годы началась работа по созданию письменности у народов, не имеющих ее. К концу 30-х гг. свою письменность получили 46 народов.
Наука
В 1925 г. Российская академия наук преобразована в Академию наук СССР.
Проводились исследования по проблемам микрофизики (Капица), физики полупроводников (Иоффе), атомного ядра (Курчатов), ракетной техники (Флеров) и т. д.
Академии наук, институты создавались в союзных республиках.
Литература и искусство
В двадцатые годы началась реализация программы монументальной пропаганды. Создается множество памятников революционным вождям, на революционную тематику и т. д. В то же время разрушаются памятники «в честь царей и их слуг», храм Христа Спасителя и т. д.
Индустриализация способствовала развитию массового градостроительства. Памятниками 30-м годам стали здания Всероссийской сельскохозяйственной выставки, Московского метрополитена, скульптурная композиция Мухиной «Рабочий и колхозница» и т. д.
В 20-е годы бурно развивалась живопись. Господствующим направлением стал социалистический реализм.
Литературная жизнь поражает обилием творческих группировок и течений. Продолжали публиковать свои произведения писатели и поэты «серебряного века» (А. Ахматова, А. Белый и др.). Рядом с ними творили молодые представители левомодернистских течений и «внутренние эмигранты» (М. Булгаков, Е. Замятин).
Постановлением в 1932 г. «О перестройке литературно-художественных организаций» многочисленные объединения были ликвидированы. Вместо них в 1934 г. создан Союз писателей.
Европейский театр военных действий Второй мировой войны
Европейский театр военных действий Второй мировой войны — огромный район тяжёлых боёв по всей Европе, длившийся от вторжения Нацистской Германии в Польшу 1 сентября 1939 года, вплоть до окончания войны и подписания Германией акта безоговорочной капитуляции 8 мая 1945 года. Антигитлеровская коалиция сражалась со странами нацистского блока за театром военных действий: в восточном фронте, западном фронте и Средиземном театре военных действий.
Азиатско-тихоокеанский театр военных действий во Второй Мировой войне (Перл-Харбор — 2.09.1945).
На рассвете 7 декабря 1941 года с палуб шести японских авианосцев - "Акаги", "Кага", "Хирю", "Сорю", "Секаку" и "Дзуйкаку" - поднялись несколько сотен истребителей, торпедоносцев и пикирующих бомбардировщиков (в общей сложности 353 самолета). Все они направились на юго-восток, к американской военно-морской базе Перл-Харбор на острове Оаху в архипелаге Гавайских островов. База в тот момент находилась примерно в 200 милях от оперативной авианосной группы. Так началась Вторая мировая война на Тихом океане...
Командовал японской ударной группой адмирал Тюити Нагумо, а план атаки на Перл-Харбор (названный японцами "Операция Z") был тщательно разработан командованием японского Объединенного флота во главе с ветераном русско-японской войны 1904-1905 гг. адмиралом Исороку Ямамото. Целью операции было полное уничтожение линейных кораблей США на Тихом океане и устранение главного препятствия для полностью подготовленной японской экспансии в страны Юго-восточной Азии.
Американское командование знало о готовящемся нападении японцев, но предполагало, что первый удар будет нанесен по Филиппинам и недооценивало возможности авианосного флота противника. Еще до того, как первая волна самолетов достигла Перл-Харбора, к острову Оаху подошли несколько японских сверхмалых подводных лодок, намеревавшихся атаковать стоящие на рейде американские корабли. Но это им не удалось - американский эсминец потопил одну из лодок, а остальные не смогли проникнуть в гавань. Однако командование базы даже после этого не приняло никаких мер по защите флота от нападения.
Атака японских самолетов стала для американцев полной неожиданностью. Слабое сопротивление им оказали только расчеты зенитных орудий, сбившие 29 самолетов. При этом стоявшие на якоре линкоры ничего не могли противопоставить граду бомб и несущимся к ним торпедам. Первым погиб объятый пламенем огромный корабль "Аризона", вскоре затонул вместе с экипажем перевернувшийся линкор "Оклахома"...Японские бомбардировщики обрушились и на аэродромы, уничтожая так и не успевшие взлететь самолеты. Уже через час все было кончено - японцы одержали свою первую крупную победу на Тихом океане.
Общие потери американцев составили 3681 человек и 311 самолетов. Были потоплены или сильно повреждены семь линейных кораблей флота США. Но японские самолеты не уничтожили крайне важные для американцев склады с 400000 тонн топлива, а также не смогли обнаружить два американских авианосца ("Энтерпрайз" и "Лексингтон"), находившихся 7 декабря в открытом море. Этот факт определил дальнейшее развитие событий, которые показали, что поражение в Перл-Харборе было не критическим для американцев. Более того, именно уничтожение линейного флота заставило США полностью положиться на авианосцы, которые и стали главным оружием победы американцев во всех последующих сражениях, особенно в битве у атолла Мидуэй, изменившей ход войны на Тихом океане.