Меры процессуального принуждения

Задержание подозреваемого – это мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер. Лицо подозреваемое в совер­шении преступления, помещается в ИВС (изолятор временного содержания) сроком на 48 часов в целях проверки его причастности к преступлению и решения вопроса о его аресте (заключении под стражу). Подследственный помещается в СИЗО (следственный изолятор) на период предварительного расследования. Задержание возможно только после возбуждения уг. дела. Задержанию не подлежит подозреваемый в совершении преступления, за которое он не м/б лишен свободы.

Меры пресечения – это при­меняемые следователем (дознавателем), прокурором, судьей меры уголовно-процессуального принуждения, оказывающие на обвиняемого (подозревае­мого) определенное психологическое воздействие. Они ограничивают его личную свободу. Их цель – лишение возможности скрыться от следствия, дознания и суда и продолжения преступной деятельности. Меры пресечения применяются в целях противодействия производству по уголовному делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора. Обвинение д/б предъявлено подозреваемому в преступлении не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения.

Некото­рые меры процессуального принуждения м/применяться не только к об­виняемому или подозреваемому в преступлении, но и к потерпевшему, сви­детелю, эксперту и другим участникам уг. судопроизводства. На­пример, в случае неявки к следователю свидетеля без уважительной причи­ны, он выносит постановление о приводе свидетеля в принудительном по­рядке. Привод осуществляют сотрудники полиции. В случае неявки в суд, привод осуществляется судебными приставами.

Основания и порядок применения мер принуждения. Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер гос. принуждения к лицам, не ис­полняющим требования закона, или для предупреждения такого исполнения. Под гос. принуждением следует пони­мать внешнее воздействие на поведение людей в целях подчинения их воле государства.

Правовое же принуждение выражается в при­нуждении к исполнению требований права. Оно м/выступать в многообразных формах и иметь различный характер. Это и меры воздействия, направленные: на устранение неправомерного пове­дения отдельных лиц и на восстановление нарушенного права; меры, применяемые к участникам процесса в целях пресечения или предотвращения их противодействия ходу уголовного судо­производства и выполнению его задач. Они могут иметь граждан­ско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер.

Меры уголовно-процессуального характера, применяемые го­с. органами и должностными лицами в качестве спо­собов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения.

От других мер гос. принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уг. делу и носят процессуально-правовой характер. В уголовном процессе меры принуждения применяются государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий к участвующим и деле лицам.

Иные меры процессуального принуждения. Видом мер уголовно-процессуального принуждения (кроме мер пресечения) являются иные меры процессуального принуждения. Они могут применяться дознавателем, следователем, прокуро­ром и судом в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения пригово­ра к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса.

К подозреваемому и обвиняемому м/применяться такие иные меры процессуального принуждения, как:

-обязательство о явке; -привод; -временное отстранение от должности;

-нало­жение ареста на имущество.

К потерпевшему, свидетелю и иным участникам процесса могут применяться лишь

-обязательство о явке, -привод, -денежное взыскание.

Меры пресечения — это меры про­цессуального принуждения, применяемые по уголовному делу в по­рядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исключительных слу­чаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их права и свободы.

Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, прокурором, в пределах своих полномочий, а также судом решения о мере пресечения в отношении обвиняемого или подозреваемого.

Применениемеры пресечения — процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения. Таким образом, применение мер пресечения возможно только после возбуждения уголовного дела.

Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, проку­рор выносят постановление.Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом.

Виды мер пресечения

-подписка о невыезде;

-личное поручительство;

-наблюдение командования воинской части;

-присмотр за несовершеннолет­ним обвиняемым;

-залог;

-домашний арест;

-заключение под стражу (ст. 98 УПК).

Мера пресечения м/б изменена на более мягкую, если в ходе расследования выявились данные для переквалификации содеянного обвиняемым по статье УК, не предусматривающей ли­шение свободы.

Изменение меры пресечения на более строгую может произой­ти, если обвиняемый (подозреваемый) предпринимает активные действия, препятствующие нормальному расследованию или су­дебному разбирательству по уголовному делу, или нарушает ранее данные обязательства, например, о явке по вызову следователя, суда и др.

Об отмене или изменении меры пресечения полномочные лица, а также прокурор, судья выносят постановление, а суд — опреде­ление. Утверждая обвинительный акт или обвинительное заключе­ние, прокурор вправе отменить или изменить ранее избранную меру пресечения.

Постановление об изменении либо отмене меры пресечения объявляется:

обвиняемому (подозреваемому), а в случаях, преду­смотренных ст. 103, 104, 105, 106, 107 УПК, также поручителям;

командованию воинской части;

родителям, опекунам, попечите­лям, должностному лицу специального детского учреждения;

зало­годателям;

органу или должностному лицу

Копия становления направляется прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием.

Наши рекомендации