Меры процессуального принуждения
Задержание подозреваемого – это мера уголовно-процессуального принуждения, носящая неотложный характер. Лицо подозреваемое в совершении преступления, помещается в ИВС (изолятор временного содержания) сроком на 48 часов в целях проверки его причастности к преступлению и решения вопроса о его аресте (заключении под стражу). Подследственный помещается в СИЗО (следственный изолятор) на период предварительного расследования. Задержание возможно только после возбуждения уг. дела. Задержанию не подлежит подозреваемый в совершении преступления, за которое он не м/б лишен свободы.
Меры пресечения – это применяемые следователем (дознавателем), прокурором, судьей меры уголовно-процессуального принуждения, оказывающие на обвиняемого (подозреваемого) определенное психологическое воздействие. Они ограничивают его личную свободу. Их цель – лишение возможности скрыться от следствия, дознания и суда и продолжения преступной деятельности. Меры пресечения применяются в целях противодействия производству по уголовному делу, а также в целях обеспечения исполнения приговора. Обвинение д/б предъявлено подозреваемому в преступлении не позднее 10 суток с момента применения меры пресечения.
Некоторые меры процессуального принуждения м/применяться не только к обвиняемому или подозреваемому в преступлении, но и к потерпевшему, свидетелю, эксперту и другим участникам уг. судопроизводства. Например, в случае неявки к следователю свидетеля без уважительной причины, он выносит постановление о приводе свидетеля в принудительном порядке. Привод осуществляют сотрудники полиции. В случае неявки в суд, привод осуществляется судебными приставами.
Основания и порядок применения мер принуждения. Уголовно-процессуальное право предусматривает возможность применения мер гос. принуждения к лицам, не исполняющим требования закона, или для предупреждения такого исполнения. Под гос. принуждением следует понимать внешнее воздействие на поведение людей в целях подчинения их воле государства.
Правовое же принуждение выражается в принуждении к исполнению требований права. Оно м/выступать в многообразных формах и иметь различный характер. Это и меры воздействия, направленные: на устранение неправомерного поведения отдельных лиц и на восстановление нарушенного права; меры, применяемые к участникам процесса в целях пресечения или предотвращения их противодействия ходу уголовного судопроизводства и выполнению его задач. Они могут иметь гражданско-правовой, административно-правовой, уголовно-правовой и уголовно-процессуальный характер.
Меры уголовно-процессуального характера, применяемые гос. органами и должностными лицами в качестве способов воздействия на поведение участвующих в деле лиц, принято называть мерами уголовно-процессуального принуждения.
От других мер гос. принуждения они отличаются тем, что применяются в период производства по уг. делу и носят процессуально-правовой характер. В уголовном процессе меры принуждения применяются государственными органами и должностными лицами в пределах их полномочий к участвующим и деле лицам.
Иные меры процессуального принуждения. Видом мер уголовно-процессуального принуждения (кроме мер пресечения) являются иные меры процессуального принуждения. Они могут применяться дознавателем, следователем, прокурором и судом в целях обеспечения установленного законом порядка уголовного судопроизводства, надлежащего исполнения приговора к подозреваемому, обвиняемому, потерпевшему, свидетелю и другим участникам процесса.
К подозреваемому и обвиняемому м/применяться такие иные меры процессуального принуждения, как:
-обязательство о явке; -привод; -временное отстранение от должности;
-наложение ареста на имущество.
К потерпевшему, свидетелю и иным участникам процесса могут применяться лишь
-обязательство о явке, -привод, -денежное взыскание.
Меры пресечения — это меры процессуального принуждения, применяемые по уголовному делу в порядке, установленном УПК, к обвиняемому (в исключительных случаях к подозреваемому), подсудимому, временно ограничивающие их права и свободы.
Избрание меры пресечения означает принятие дознавателем, следователем, прокурором, в пределах своих полномочий, а также судом решения о мере пресечения в отношении обвиняемого или подозреваемого.
Применениемеры пресечения — процессуальные действия, осуществляемые с момента принятия решения об избрании меры пресечения до ее отмены или изменения. Таким образом, применение мер пресечения возможно только после возбуждения уголовного дела.
Об избрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор выносят постановление.Мера пресечения, избранная на основании судебного решения, может быть отменена или изменена только судом.
Виды мер пресечения
-подписка о невыезде;
-личное поручительство;
-наблюдение командования воинской части;
-присмотр за несовершеннолетним обвиняемым;
-залог;
-домашний арест;
-заключение под стражу (ст. 98 УПК).
Мера пресечения м/б изменена на более мягкую, если в ходе расследования выявились данные для переквалификации содеянного обвиняемым по статье УК, не предусматривающей лишение свободы.
Изменение меры пресечения на более строгую может произойти, если обвиняемый (подозреваемый) предпринимает активные действия, препятствующие нормальному расследованию или судебному разбирательству по уголовному делу, или нарушает ранее данные обязательства, например, о явке по вызову следователя, суда и др.
Об отмене или изменении меры пресечения полномочные лица, а также прокурор, судья выносят постановление, а суд — определение. Утверждая обвинительный акт или обвинительное заключение, прокурор вправе отменить или изменить ранее избранную меру пресечения.
Постановление об изменении либо отмене меры пресечения объявляется:
обвиняемому (подозреваемому), а в случаях, предусмотренных ст. 103, 104, 105, 106, 107 УПК, также поручителям;
командованию воинской части;
родителям, опекунам, попечителям, должностному лицу специального детского учреждения;
залогодателям;
органу или должностному лицу
Копия становления направляется прокурору, осуществляющему надзор за предварительным расследованием.