А) Решения арбитражного суда и их характеристика
Решение - правоприменительный акт суда первой инстанции, которым суд на основании достоверно установленных при судебном разбирательстве фактов в строгом соответствии с нормами процессуального и материального права разрешает дело по существу, т. е. удовлетворяет иск либо отказывает в удовлетворении иска (заявления) полностью или в определенной части.
Решение арбитражного суда всегда выносится только в виде отдельного документа.
Значениерешения арбитражного суда проявляется в следующем:
1) прекращает спор о праве ввиду его рассмотрения по существу и завершает судопроизводство по делу;
2) восстанавливает законность, нарушенную одной из сторон, упорядочивает отношения гражданского оборота;
3) осуществляет профилактические функции правосудия, имеет значение общей превенции гражданско-правовых деликтов.
Содержание решения является практически зеркальным отражением хода судебного разбирательства и состоит из:
a) вводной части (соответствует подготовительной стадии заседания).
b) описательной (исследованию доказательств и выяснению обстоятельств).
c) мотивировочной (судебным прениям и окончанию рассмотрения дела). Мотивировочная часть является ключевой частью решения, изложенная именно в ней информация является предметом исследования в судах апелляционной, кассационной и надзорной инстанций, нередко именно мотивировочная часть является основой для регулирования последующих отношений сторон и других участников экономического оборота.
d) резолютивной (принятию решения). Значение резолютивной части решения определяется тем, что от правильности и точности ее формулировки зависит будущее исполнение судебного акта арбитражного суда.
Решение арбитражного суда, как правоприменительный акт и одновременно акт органа судебной власти, должно соответствовать определенным требованиям, указанным в законе: законность, обоснованность, определенность, неопровержимость или безусловность, полнота, процессуальная формализованность.
♦ Законность - это соответствие решения арбитражного суда требованиям норм материального и процессуального права.
С точки зрения соответствия нормам материального права законность проявляется:
» в соответствии решений суда Конституции РФ;
» при рассмотрении дела и вынесении решения суд должен руководствоваться установленной законом иерархии нормативных актов и исходя из компетенции органа, принявшего или издавшего соответствующий акт;
» в указании норм материального и процессуального права, которыми руководствовался арбитражный суд при разрешении дела;
» в приоритете принципов и норм международного права и международных договоров перед национальным законодательством;
» в применении иностранного права и обычаев делового оборота;
» в использовании аналогии закона (применение норм права, регулирующих сходные отношения) и аналогии права (рассмотрение дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных актов);
» соблюдение регламента вынесения судебного решения и наличия необходимых реквизитов.
♦ Обоснованность решения арбитражного суда заключается в:
1) правильном определении всех обстоятельств, имеющих значение для дела, т. е. предмета доказывания;
2) доказанности этих обстоятельств, приведены доказательства в подтверждение выводов суда;
3) соответствии выводов суда установленным обстоятельствам.
♦ Определенность и безусловность - арбитражный суд должен дать определенный и четкий ответ на спорное требование, который не должен оставить места для других споров.
♦ Полнота решения арбитражного суда - в решении должны быть даны ответы на все вопросы, точно определен размер присужденного и вынесено по всем требованиям, заявленным истцом.
♦ Процессуальная форма решения арбитражного суда - можно понимать в двух аспектах:
· соблюдение порядка вынесения решения: тайна совещательной комнаты, принятие решения большинством голосов при коллегиальном рассмотрении дела.
· соблюдение требований к оформлению решения как документу: реквизиты и структура.
21 Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений, имеет существенные отличия от искового производства. Так, участники публичных правоотношений не обладают равенством в материальных правоотношениях: одной из сторон всегда выступает представитель публичного образования, обладающий властными полномочиями; основная цель арбитражного суда при рассмотрении дел, возникающих из публичных правоотношений, - не разрешить спор о праве, а осуществить судебный контроль за законностью действий государственных и муниципальных органов и их представителей.
К рассматриваемой категории дел применяются общие правила искового производства с учетом особенностей, установленных нормами АПК РФ III раздела, регулирующими производство по данным категориям дел, и другими федеральными законами, в частности Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.12.2012) http://www.consultant.ru/. Причем последние имеют приоритет над нормами АПК РФ.
Большинство норм искового производства подлежат применению к делам, возникающим из публичных правоотношений, например порядок подачи заявления, принципы и порядок разбирательства дела, возможность прекращения производства по делу и др. Не подлежат применению к делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, нормы о встречном иске и др.
Особенностью дел, возникающих из публичных правоотношений, является неравноправное положение участников в материальных правоотношениях Трещева Е.А. Правовое положение сторон в делах, возникающих из административно-правовых и иных публичных отношений // Российский ежегодник гражданского и арбитражного процесса. 2010. № 7. С. 345.. Вместо искового заявления по данным категориям дел подается заявление, существуют особые сроки обращения заявителей в суд и рассмотрения судом дел, возникающих из публичных правоотношений, особый порядок распределения обязанностей по доказыванию, право арбитражного суда самостоятельно осуществлять сбор доказательств и т.д.
В случае признания судом явки представителей государственных или муниципальных органов, должностных лиц и иных лиц обязательной суд откладывает разбирательство дела при их неявке. При этом арбитражный суд может наложить штраф в соответствии с гл. 11 АПК РФ.
В целях недопущения ущемления прав граждан путем возвращения искового заявления необходимо учитывать, что обращение в вышестоящие орган или к должностному лицу не является обязательным условием для подачи заявления в арбитражный суд. Это положение не распространяется на те случаи, когда закон предусматривает обязательное досудебное рассмотрение дела.В ч. 3 ст. 189 АПК РФ закреплена презумпция доказывания законности нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органами публичной власти или должностным лицом. Это обусловлено тем, что более слабой и незащищенной стороной в правоотношениях выступает лицо, чьи права нарушены. Властвующий субъект имеет большие возможности для подтверждения правомерности своих действий.При разграничении подведомственности дел судам общей юрисдикции и арбитражным судам необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в т.ч. дела об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда. Остальные дела рассматриваемой категории подведомственны судам общей юрисдикции.Итак, при рассмотрении дел, возникающих из административных и иных публичных правоотношений, осуществляется арбитражное судопроизводство, а не административное. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений полностью укладывается в гражданское (арбитражное) судопроизводство и является его составной частью.
22 В арбитражном процессуальном законодательстве Российской Федерации не содержится легальной дефиниции особого производства.
Арбитражный процессуальный кодекс РФ 2002 г. предусмотрел формы защиты субъективных прав, вытекающих из предпринимательской и иной экономической деятельности посредством искового и особого производства.
На современном этапе развития предпринимательских отношений целесообразно не только детально регламентировать процедуру рассмотрения дел посредством исковой защиты, но и учитывать специфику разбирательства бесспорных правоотношений в особом производстве.
Термин «особое производство» отражен в некоторых нормах – п. 2. ч. 4 ст. 4; п. 2 ч. 3 статей 17; 30, 40 АПК РФ.
Можно ли отнести особое производство к отдельному виду судопроизводства в арбитражном процессе?
Какие качественные характеристики должны быть заложены в основу признаков особого производства? Для изучения заявленной проблематики обратимся к логическим критериям выделения «вида» для научных исследований: деление является процессом, а признаки –результатом. При совпадении процесса и результата можно получить истинность познания.
Признаки особого производства традиционно делятся как обязательные и факультативные, субъективные и объективные.
Обязательные – множественность признаков достоверно позволяет утверждать, что выделение особого производства в арбитражном процессе является целесообразным.
«Потребительский спрос», т.е. распространение в правоприменительной практике. Отсутствие спора о праве.
Факультативные – признаки, позволяющие установить наличие причинно-следственных связей в правоотношениях. Их содержание может вариативно изменяться, не касаясь при этом сущности особого производства.
Специфичность действия принципов формальной истины, диспозитивности, состязательности, сочетание частности и публичности правовой заинтересованности.
Единство процессуальной формы в делах искового и особого производств.
Объективные – свойства особого производства, зависящие от волеизъявления заинтересованных субъектов арбитражных процессуальных правоотношений.
Субъектами арбитражный процессуальных правоотношений выступают суд, заинтересованные лица.
Не подлежат рассмотрению с участием арбитражных заседателей дела особого производства (п. 2 ч. 3 статей 17 АПК РФ).
23 В соответствии со ст. 65 ГК РФ банкротом может быть признано юридическое лицо, коммерческая организация, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда. 1
Закон о несостоятельности (банкротстве) предусматривает возможность предупреждения банкротства. Так, в соответствии с положениями закона, меры по финансовому оздоровлению должника обязаны применить учредители (участники) должника, собственники имущества унитарного предприятия-должника, а также органы федеральной исполнительной власти, исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления по отношению к неплатежеспособным организациям.
Меры по предупреждению банкротства должны быть приняты до момента подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом. Инициатива по оздоровлению должника может исходить от кредиторов, либо от иного лица по соглашению с должником. Однако финансовая и другая помощь может иметь место лишь с согласия должника.
Право на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств имеют: сам должник; кредиторы; прокурор.
Закон предусматривает, что споры по делам о несостоятельности рассматриваются арбитражными судами.
Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику составляют не менее 500 МРОТ. Исключения предусмотрены для ликвидируемого должника и для отсутствующего должника.
Таким образом, для подачи заявления в арбитражный суд о признании должника банкротом необходимо наличие двух основных признаков:
1) требование к должнику — юридическому лицу должно в совокупности составлять не менее 500 МРОТ;
2) указанное требование не погашено должником в течение трех месяцев.
Отсутствие хотя бы одного из этих признаков будет являться основанием для отказа в принятии заявления о признании должника банкротом.
Подсудность дел о несостоятельности (банкротстве) определяется по месту нахождения должника — юридического лица или месту жительства гражданина. Местонахождение юридического лица определено в ГК РФ. Им является место его государственной регистрации, если в соответствии с законом в учредительных документах юридического лица не установлено иное.
Особенностью рассмотрения судами дел о банкротстве является то, что это не исковое производство, не спор. В деле нет истцов и ответчиков, не участвуют третьи лица, однако есть заявитель. Заявление о признании несостоятельным может быть подано как кредитором, так и самим должником.
Для заявления, подаваемого самим должником, законом установлены следующие требования: заявление должно быть подано в арбитражный суд в письменной форме; заявление подписывается руководителем должника — юридического лица или лицом, его заменяющим, другие лица не в праве его подписывать.
24 1. В статье 227 АПК РФ предусмотрены следующие основания для рассмотрения дел в порядке упрощенного производства:
а) дело относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства (части 1 и 2);
б) дело не относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, но стороны согласились на его рассмотрение в порядке упрощенного производства (часть 3).
При применении данных положений арбитражным судам необходимо исходить из следующего.
1.1. Вопрос о том, относится ли дело к перечню, указанному в частях 1 и 2 статьи 227 Кодекса, должен быть разрешен судом одновременно с решением вопроса о принятии искового заявления, заявления к производству. При этом следует учитывать, что не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства дела по корпоративным спорам, дела о защите прав и законных интересов группы лиц (часть 4 статьи 227 АПК РФ). Кроме того, исходя из особенностей, установленных федеральными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства) (часть 1 статьи 223 Кодекса), не подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства также дела о банкротстве.Если по формальным признакам (например, цена иска, сумма требований, размер штрафа и др.) дело относится к названному перечню, арбитражный суд на основании части 2 статьи 228 Кодекса в определении о принятии искового заявления, заявления к производству указывает на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства. Согласие сторон на рассмотрение этого дела в порядке упрощенного производства не требуется, подготовка такого дела к судебному разбирательству по правилам главы 14 АПК РФ не осуществляется.
1.2. Если дело не относится к перечню дел, подлежащих рассмотрению в порядке упрощенного производства, суд, приняв исковое заявление, заявление к производству по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства, начинает подготовку дела к судебному разбирательству (статьи 127 и 134 Кодекса). В определении о принятии искового заявления, заявления к производству, о подготовке дела к судебному разбирательству суд может предложить сторонам рассмотреть данное дело в порядке упрощенного производства (часть 3 статьи 227 АПК РФ).
2. Обстоятельства, препятствующие рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, указанные в части 5 статьи 227 АПК РФ, могут быть выявлены только в ходе рассмотрения этого дела после принятия искового заявления, заявления к производству, а не одновременно с его принятием, за исключением случая, предусмотренного пунктом 1 части 5 этой статьи. В случае выявления таких обстоятельств арбитражный суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства и указывает в нем действия, которые надлежит совершить лицам, участвующим в деле, и сроки совершения этих действий (часть 6 статьи 227 Кодекса), то есть переходит к подготовке дела к судебному разбирательству, осуществляемой в соответствии с положениями частей 1 и 2 статьи 135 АПК РФ.Названное определение может быть вынесено в том числе по результатам рассмотрения арбитражным судом ходатайства стороны, указавшей на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 5 статьи 227 Кодекса, в случае его удовлетворения.В определении о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства должно содержаться обоснование вывода арбитражного суда о невозможности рассмотрения дела в порядке упрощенного производства; обжалование такого определения Кодексом не предусмотрено.3. В соответствии с частью 3 статьи 227 АПК РФ в порядке упрощенного производства могут быть рассмотрены дела, не включенные в перечень, содержащийся в частях 1 и 2 данной статьи, если стороны согласовали рассмотрение такого дела по правилам упрощенного производства в ходе подготовки дела к судебному разбирательству посредством заявления истцом ходатайства об этом и представления согласия ответчика либо представления в суд согласия сторон на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства, предложенное арбитражным судом (часть 3 статьи 135, часть 3 статьи 227 Кодекса).
Согласие стороны (сторон) на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства должно быть очевидным, например, следовать из письменного либо зафиксированного в протоколе заявления стороны.
25 Решение третейского суда может быть отменено в случаях, если сторона, обратившаяся в арбитражный суд с заявлением об отмене решения третейского суда, представит арбитражному суду доказательства того, что:
- третейское соглашение недействительно по основаниям, предусмотренным федеральным законом;
- сторона не была должным образом уведомлена об избрании (назначении) третейских судей или о третейском разбирательстве, в том числе о времени и месте заседания третейского суда, либо по другим уважительным причинам не могла представить третейскому суду свои объяснения;
- решение третейского суда вынесено по спору, не предусмотренному третейским соглашением или не подпадающему под его условия, либо содержит постановления по вопросам, выходящим за пределы третейского соглашения. Если постановления по вопросам, охватываемым третейским соглашением, могут быть отделены от тех, которые не охватываются таким соглашением, арбитражный суд может отменить только ту часть решения третейского суда, которая содержит постановления по вопросам, не охватываемым соглашением о передаче спора на рассмотрение третейского суда;
- состав третейского суда или процедура третейского разбирательства не соответствовали соглашению сторон или федеральному закону.
Арбитражный суд отменяет решение третейского суда, если установит, что:
- спор, рассмотренный третейским судом, не может быть предметом третейского разбирательства в соответствии с федеральным законом;
- решение третейского суда нарушает основополагающие принципы российского права.
По результатам рассмотрения заявления об отмене решения третейского суда арбитражный суд выносит определение. Определение арбитражного суда по делу об оспаривании решения третейского суда может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в течение месяца со дня вынесения определения.
Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства неизвестно, по месту нахождения имущества должника - стороны третейского разбирательства. Арбитражный суд может отказать в выдаче исполнительного листа в случаях, предусмотренных
Статья 423. Выдача исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда
1. Вопрос о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда рассматривается судом по заявлению стороны третейского разбирательства, в пользу которой принято решение третейского суда.
2. Заявление о выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда подается в районный суд по месту жительства или месту нахождения должника либо, если место жительства или место нахождения неизвестно, по месту нахождения имущества должника - стороны третейского разбирательства.
27 Статья 241. Признание и приведение в исполнение решений иностранных судов и иностранных арбитражных решений
1. Решения судов иностранных государств, принятые ими по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные суды), решения третейских судов и международных коммерческих арбитражей, принятые ими на территориях иностранных государств по спорам и иным делам, возникающим при осуществлении предпринимательской и иной экономической деятельности (иностранные арбитражные решения), признаются и приводятся в исполнение в Российской Федерации арбитражными судами, если признание и приведение в исполнение таких решений предусмотрено международным договором Российской Федерации и федеральным законом.
2. Вопросы признания и приведения в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения разрешаются арбитражным судом по заявлению стороны в споре, рассмотренном иностранным судом, или стороны третейского разбирательства.
Статья 242. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения
1. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения подается стороной в споре, в пользу которой состоялось решение (далее - взыскатель), в арбитражный суд субъекта Российской Федерации по месту нахождения или месту жительства должника либо, если место нахождения или место жительства должника неизвестно, по месту нахождения имущества должника.
2. Заявление о признании и приведении в исполнение решения иностранного суда и иностранного арбитражного решения подается в письменной форме и должно быть подписано взыскателем или его представителем. Указанное заявление также может быть подано посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
(в ред. Федеральных законов от 27.07.2010 N 228-ФЗ, от 11.07.2011 N 200-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
28 Статья 247. Компетенция арбитражных судов в Российской Федерации по делам с участием иностранных лиц
1. Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают дела по экономическим спорам и другие дела, связанные с осуществлением предпринимательской и иной экономической деятельности, с участием иностранных организаций, международных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность (далее - иностранные лица), в случае, если:
1) ответчик находится или проживает на территории Российской Федерации либо на территории Российской Федерации находится имущество ответчика;
2) орган управления, филиал или представительство иностранного лица находится на территории Российской Федерации;
3) спор возник из договора, по которому исполнение должно иметь место или имело место на территории Российской Федерации;
4) требование возникло из причинения вреда имуществу действием или иным обстоятельством, имевшими место на территории Российской Федерации, или при наступлении вреда на территории Российской Федерации;
5) спор возник из неосновательного обогащения, имевшего место на территории Российской Федерации;
6) истец по делу о защите деловой репутации находится в Российской Федерации;
7) спор возник из отношений, связанных с обращением ценных бумаг, выпуск которых имел место на территории Российской Федерации;
8) заявитель по делу об установлении факта, имеющего юридическое значение, указывает на наличие этого факта на территории Российской Федерации;
9) спор возник из отношений, связанных с государственной регистрацией имен и других объектов и оказанием услуг в международной ассоциации сетей "Интернет" на территории Российской Федерации;
10) в других случаях при наличии тесной связи спорного правоотношения с территорией Российской Федерации.
2. Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают также экономические споры и другие дела, связанные с предпринимательской и иной экономической деятельностью с участием иностранных лиц и отнесенные в соответствии со статьей 248 настоящего Кодекса к их исключительной компетенции.
3. Арбитражные суды в Российской Федерации рассматривают также дела в соответствии с соглашением сторон, заключенным по правилам, установленным статьей 249 настоящего Кодекса.
4. Дело, принятое арбитражным судом к своему рассмотрению с соблюдением правил, предусмотренных настоящей статьей, должно быть рассмотрено им по существу, хотя бы в ходе производства по делу в связи с изменением места нахождения или места жительства лиц, участвующих в деле, или иными обстоятельствами оно станет относиться к компетенции иностранного суда.
29 Согласно ст. 254 АПК РФ, отражающей в целом принцип так называемого «национального режима», иностранные организации, международные организации и осуществляющие предпринимательскую деятельность и иную экономическую деятельность иностранные граждане, лица без гражданства (далее — иностранные лица) имеют право обращаться в арбитражные суды в Российской Федерации для защиты своих нарушенных или оспариваемых прав и охраняемых законом интересов. Это означает, что такие лица наделены процессуальными правами и несут процессуальные обязанности наравне с российскими гражданами и организациями. Существовавшие до 1992 г. государственные и ведомственные арбитражи, рассматривавшие споры только между социалистическими юридическими организациями, не относились к числу учреждений, осуществлявших правосудие. Современные арбитражные суды в РФ именно как органы правосудия разрешают конфликты, возникающие из предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе осуществляемой иностранными субъектами. В этом арбитражные суды по своему классу тождественны, например, французским и английским торговым судам или специализированным отделениям для коммерческих дел в общих судах Англии и ФРГ. Распространение на иностранных хозяйствующих субъектов национального режима означает, что они могут выступать в судебных процессах не только в качестве истцов и ответчиков, но также быть третьими лицами, заявляющими и не заявляющими самостоятельных требований на предмет спора, участвовать в делах о несостоятельности и об установлении фактов, имеющих юридическое значение, пользоваться услугами представителей. В настоящее время возможны ситуации, когда в какой-либо стране будут установлены ограничения процессуального статуса российских предпринимателей по сравнению со статусом предпринимателей из других государств. Правительство России управомочено вводить в таких случаях ответные ограничения (реторсии) в отношении иностранных лиц из тех стран, в судах которых допускаются дискриминационные меры против организаций и граждан РФ (ч. 4 ст. 254 АПК РФ). В большинстве случаев производство по делам с иностранными элементами развивается по обычным правилам АПК РФ. Особенностям рассмотрения арбитражными судами дел с участием иностранных лиц посвящена гл.
33 АПК РФ, хотя особенно-стей, непосредственно зафиксированных Кодексом, не так много. Они содержатся в международных конвенциях, соглашениях, договорах Российской Федерации. Исчисление процессуальных сроков по делам с участием иностранных лиц зависит от того, где они находятся или проживают. Если иностранные лица, органы управления, филиалы, представительства этих лиц либо даже их представители, уполномоченные на ведение дела, находятся или проживают на территории Российской Федерации, то для них обязательны общие сроки для совершения процессуальных действий. К такому выводу приводит расширительное толкование ч. 2 ст. 253 АПК РФ, в том числе, если иное не предусмотрено АПК РФ, срок на подготовку дела к судебному разбирательству не должен превышать двух месяцев со дня поступления заявления в арбитражный суд, а судебное заседание с вынесением решения надлежит завершить в течение месяца после окончания подготовки (ст. 134 и 152 АПК РФ)
30 Право апелляционного обжалования является правом на возбуждение деятельности суда второй инстанции по проверке законности и обоснованности решения арбитражного суда первой инстанции, не вступившего в законную силу.
Право на обжалование решения возникает со дня его принятия при наличии указанных в законе предпосылок:
1) наличие вынесенного судом первой инстанции решения, не вступившего в законную силу. В апелляционном порядке могут быть обжалованы только решения арбитражных судов субъектов РФ. Решения Высшего Арбитражного Суда РФ могут быть пересмотрены только в порядке судебного надзора.
Не может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции и решение суда по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 4 ст. 195 АПК РФ).
Апелляционная жалоба может быть подана и на часть решения или на дополнительное решение (ст. 178 АПК РФ);
2) отнесение субъектов обжалования к числу лиц, участвующих в деле. При этом не имеет значения, участвовали ли они в заседании суда первой инстанции.
Прокурор имеет право принести апелляционную жалобу, если он предъявлял иск по данному делу. Право на подачу апелляционной жалобы имеет и прокурор, вступивший в дело в целях обеспечения законности в соответствии с ч. 5 ст. 52 АПК РФ.
Право апелляционного обжалования имеют только Генеральный прокурор РФ, заместитель Генерального прокурора РФ, прокурор или заместитель прокурора субъекта РФ, а также приравненные к ним прокуроры или их заместители (ч. 2 ст. 52 АПК РФ).
Государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, участвовавшие в разбирательстве дела в первой инстанции, также вправе обратиться с апелляционной жалобой.
Право на обжалование не вступившего в законную силу решения арбитражного суда первой инстанции имеют и правопреемники сторон и третьих лиц, а также заявителей и заинтересованных лиц по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, и делам, перечисленным в разделе IV АПК РФ (ст. 48 АПК РФ).
Представитель (юрисконсульт, адвокат и др.) вправе подать апелляционную жалобу на решение только в том случае, если это полномочие закреплено в доверенности, выданной ему представляемым лицом. Законные представители (родители, усыновители, опекуны, попечители) могут совершать от имени представляемого все процессуальные действия, в том числе вправе самостоятельно обжаловать решение, не имея специальной доверенности.
Также имеют право на принесение апелляционной жалобы и лица, не участвовавшие в деле, о правах и обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт. Они пользуются правами лиц, участвующих в деле, в том числе они вправе принимать участие в рассмотрении дела в апелляционной инстанции, заявлять ходатайства, знакомиться с материалами дела, представлять доказательства.