Глава 3. Анализ современного рынка монополитстической конкуренции

Одним из рынков монополистической конкуренции, несомненно, является рынок мобильной связи. В настоящее время он в России все еще находится на взлете.

ОАО «Мегафон» и ОАО «Вымпелком» (торговая марка «Билайн») в четвертом квартале 2012 года продемонстрировали отток абонентской базы в России, а ОАО «Мобильные ТелеСистемы» (МТС) стало лидером по подключениям новых пользователей, следует из отчета аналитической компании AC&M Consulting.

Так, российская база «Мегафона» по итогам четвертого квартала составила 62,568 миллиона абонентов, сократившись по сравнению с предыдущим кварталом на 0,4% (с 62,805 миллиона). Число абонентов «Вымпелкома» в России снизилось на 0,1% – до 56,110 миллиона с 56,181 миллиона. Абонентская база МТС при этом возросла на 0,7% – до 71,226 миллиона с 70,726 миллиона пользователей.

При этом МТС стал лидером по подключению новых абонентов в РФ – на компанию пришлось 51% новых контрактов, оставшиеся поделили оператор–дискаунтер «Tele2 Россия» («дочка» шведского холдинга Tele2) и другие региональные операторы – на них пришлось 38% и 11% новых подключений соответственно.

В частности, «Tele2 Россия», являющийся четвертым по числу абонентов оператором в РФ, увеличил число своих пользователей до 22,716 миллиона с 22,342 миллиона. Число абонентов «Ростелекома» выросло до 13,56 миллиона с 13,532 миллиона. Абонентская база ООО «Екатеринбургская сотовая связь» (бренд Motiv) выросла до 2,34 миллиона с 2,309 миллиона, СМАРТСа – до 1,923 миллиона с 1,903 миллиона.[1]

В целом в России абонентская база сотовых операторов в четвертом квартале увеличилась на 0,3% – до 230,49 миллиона с 229,82 миллиона пользователей, а уровень проникновения сотовой связи вырос до 161,3% с 160,9%.Лидером российского рынка традиционно является МТС с долей 31%, на «Мегафон» приходится 27%, «Вымпелком» – 24%, «Tele2 Россия» – 10%.

МТС также стал лидером по новым подключениям в Москве и Санкт–Петербурге, где компанию выбрали 68% и 80% всех новых абонентов. В северной столице оставшиеся 20% новых абонентов подключил «Вымпелком». В Москве на «Вымпелком» пришлось 13% новых подключений, «Мегафон» – 16%, «Ростелеком» – 3%. В регионах безусловным лидером была компания «Tele2 Россия» с 83% новых подключений.

В столице по итогам четвертого квартала МТС обслуживал 14,069 миллиона абонентов и занимал 38% рынка, «Мегафон» – 9,861 миллиона абонентов и 26% рынка, «Вымпелком» – 13,173 миллиона и 35% соответственно, «Ростелеком» занимал 1% столичного рынка (данные по числу абонентов не приводятся). В Санкт–Петербурге наибольшую долю рынка занимает «Мегафон» (34%), за ним следует МТС (28%), «Вымпелком» (19%), «Tele2 Россия» (18%), «Ростелеком» (1%). В целом по регионам также лидирует МТС с 30%–ной долей рынка, на «Мегафон» приходится 27%, «Вымпелком» – 22%, «Tele2 Россия» – 11%.

Совокупная абонентская база МТС (с учетом операций за рубежом) по итогам четвертого квартала составила 100,722 миллиона пользователей (в третьем квартале – 98,862 миллиона), «Вымпелкома» – 106,237 миллиона (104,387 миллиона), «Мегафона» – 64,613 миллиона (64,751 миллиона). У сотового рынка все еще есть весьма большие перспективы для роста и развития.

Так же, можно рассмотреть современный мобильный рынок. За последние несколько лет, технологические гиганты Apple и Google стали доминирующей силой на рынке мобильных технологий. Хоть они и следовали принципиально разным стратегиям, каждая из компаний добилась успеха: Apple генерирует 1 миллиард долларов в месяц на продажах iPhone, в то время как Android получил большую долю на рынке ОС. Теперь обе компании сталкиваются с растущей угрозой со стороны Samsung, который становится крупнейшим производителем телефонов в мире. Похоже, южнокорейская компания намерена активизироваться на мобильном рынке. Так почему же это может пойти на пользу потребителям?

Возрастающее влияние Samsung было особенно заметно на прошлой недели, когда был представлен долгожданный Samsung Galaxy S IV. Компании удалось реализовать в новом флагмане множество технологий. Между тем, Google и Apple подогревают интерес к своим продуктам Google Glass и Apple iWatch.

В 2012 году Samsung затмил Apple на глобальном рынке смартфонов. У Samsung было 30,3% рынка – резкое увеличение по сравнению с 19% годом ранее. Apple в свою очередь занимала в 2012 году 19,1% рынка, в 2011 – 18,8%. В январе Samsung сообщил о 76–процентном увеличении прибыли, во многом за счет сильных продаж смартфонов Galaxy и планшетов. Южнокорейская корпорация ставит рекорды прибыли уже пятый квартал подряд.

Важно помнить, что Apple получает 69% прибыли на рынке смартфонов, а Samsung – 34% (сумма процентов превышает 100 из–за убытков Nokia, BlackBerry и Motorola mobility). Тем не менее, в результате развития Samsung, мобильный ландшафт меняется в сторону трехсторонней борьбы за господство на рынке между Samsung, Apple и Google.

Ряд аналитиков считает, что Apple проигрывает Samsung гонку в продвижении продуктов, ввиду изначально завышенных ожиданий в отношении Apple, поскольку ее продукты до сих пор считаются образцовыми на рынке.

Дуэль рекламных кампаний показывает растущую борьбу между Apple и Samsung. Филипп Эльмер–Дэвит считает, что пока борьбу выигрывает Samsung. Во многом за счет успеха вирусного видео о новом Galaxy на YouTube, которое набрало 2 миллиона просмотров. Успех продвижения продукции Samsung связывают с огромными суммами, которые он тратит на маркетинг и продвижение своих продуктов.

Однако, Samsung представляет угрозу не только для Apple. В последние месяцы появились сообщения, что всплеск активности Samsung в недавнее время связан с продвижением Google Android. Это интересная ситуация, потому что Samsung крупнейший партнер Google по Android OS, имеет решающее значение для успеха мобильной платформы поискового гиганта. Samsung продает 4 из 10 всех Android–смартфонов в мире (что, кстати говоря, попахивает монополизацией). А на презентации Galaxy S 4 Android не получил практически ни одного упоминания о себе.

Samsung пытается использовать свою растущую власть на рынке для пересмотрения договоренностей и может потребовать более высокий процент с прибыльного бизнеса мобильной рекламы от Google. Многие считают, что существует реальная угроза со стороны Samsung в отношении Google. В частности, Раджив Чанд, управляющий директор инвестиционного банка Rutberg & Co. недавно высказал в Wall Street Journal важную мысль: «Со временем, Samsung может использовать свое доминирующее положение на рынке и договориться о лучших условиях с Google».

В результате, Google надеется на то, что новые устройства других вендоров (например, HTC) будут снижать влияние Samsung в экосистеме Android. А бывший руководитель Android Энди Рубин предположил, что покупка Motorola mobility позволит Google создать оплот против растущего влияния Samsung. Google возлагает большие надежды на так называемый «Motorola X Phone», который может стать конкурентом линейке Samsung Galaxy.

Конкурентная среда в мобильном рынке только усложняется. Несмотря на недавний спад цен на акции, Apple продолжает выпускать самые культовые мобильные устройства в мире, и все еще получает 70% прибыли на мобильном рынке. Google Android доминирует на глобальном рынке мобильного программного обеспечения. И теперь, Google и Apple сталкиваются с угрозой со стороны Samsung, которая стремится стать абсолютным лидером на мировом телефонном рынке. В конечном счете, высокая конкуренция порождает инновации, и с тремя мощными гигантами конкуренция на рынке мобильных технологий должна серьезно ускориться и потребители должны быть этим довольны.[2]

Заключение

Являясь промежуточным типом таких рыночных структур, таких как совершенная (чистая) конкуренция и чистая монополия, монополистическая конкуренция впитала в себя черты их обеих. Эти черты отражаются как в определении условий ее существования, так и в особенностях поведения. Но все же, являясь самостоятельной структурой, монополистическая конкуренция приобрела и свои собственные свойства, например, использование, в качестве основных, неценовые методы конкуренции.

Примером монополистической конкуренции является рынок сотовых телефонов. Здесь можно отметить, что главными является факторы неценовой конкуренции, такие как дополнительные и послепродажные услуги. Особое внимание уделяется обслуживанию покупателей. Товар, безусловно, дифференцирован. Он не является незаменимым, и при этом модели телефонов имеют отличительные особенности. Большое количество фирм (как производителей, так и операторов мобильной связи) обуславливается тем, что входные барьеры на данный рынок низкие. Однако на этом рынке могут конкурировать лишь достаточно крупные фирмы. Так как необходимо постоянно идти в ногу с технологическим прогрессом, предлагать покупателям что–то новое и по более низким ценам.

Анализируя все вышеизложенное, можно прийти к выводу, что, такой тип рыночной структуры приносит выгоду обществу. Компании постоянно пытаются предложить потребителю что–то лучшее. С развитием технологии спектр предлагаемых услуг расширяется, а цены снижаются. Это возможно лишь для фирм, которые имеют относительно большую долю рынка, что невозможно для совершенной конкуренции. При этом наличие множества фирм сдерживают монополизацию рынка, т.е. не позволяют повышать цены или предлагать некачественную продукцию. Важно отметь, что невысокие барьеры входа на рынок всегда дают возможность вступления новых фирм, которые могут предложить качественно новую продукцию.

Приложения

Глава 3. Анализ современного рынка монополитстической конкуренции - student2.ru

Рис. 1.1 Цена и объем производства фирмы в условиях монополистической конкуренции

Глава 3. Анализ современного рынка монополитстической конкуренции - student2.ru

Рис. 1.2 Долгосрочное равновесие фирмы в условиях монополистической конкуренции: D – спрос; MR– предельный доход; МС – предельные издержки; АТС – средние валовые издержки

Глава 3. Анализ современного рынка монополитстической конкуренции - student2.ru

Рисунок 1.3 Различия в поведении предприятий в условиях монополии и монополистической конкуренции

Наши рекомендации