Излишки потребителя и производителя

Напомним, что представляют собой понятия «цена спроса» и «цена предложения».

Цена спроса – это максимальная цена, которую согласны уплатить потребители при покупке товара. Цена спроса не тождественна равновесной цене. Она определяется размером дохода, ограничивается им и остается фиксированной, так как покупатель больше уплатить не может. Очевидно, что чем выше цена спроса, тем больше количество покупателей, чьи доходы не позволяют приобрести данный товар, и тем, следовательно, меньше количество товара будет продано. Это значит, что, если установлена высокая цена спроса, все покупатели, чьих доходов не хватит для приобретения данного товара, уйдут с рынка.

Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны продавать на рынке определенное количество товара. По цене ниже этой продавцы предлагать данное количество товара не могут, поскольку им не позволяют издержки производства. Следовательно, чем ниже цена предложения, тем меньше количество товаров поступает на рынок, потому что у многих производителей затраты выше этой цены. Напротив, чем выше цена предложения, тем острее конкуренция на рынке (так как больше производителей предлагают свой товар на продажу).

Легко заметить, что равновесная цена ниже цены спроса, по которой могли бы покупать товар некоторые потребители, и выше цены предложения, по которой товар могли бы продавать наиболее успешные производители. В действительности все сделки будут осуществляться по равновесной цене, т.е. покупатели товара заплатят меньше, а производители получат больше, чем ожидали. Таким образом, при установлении равновесной цены выигрывают и потребители, и производители.

P
S
Излишек потребителя
E
Pmax
PE
Pmin
Излишек производителя
0 QE Q
D
Из графика (рис. 7.16) видно, что на рынке существуют покупатели, которые готовы платить цену выше равновесной (интервал от РЕ
до Рmax), и производители, способные продавать по цене ниже равновесной (интервал от РЕ до Рmin).

Рис. 7.16. Излишки потребителя и производителя

Итак, излишек потребителя – это разница между той суммой денег, которую потребитель был согласен уплатить за товар, и той суммой денег, которую он реально уплатил.

Излишек производителя – это разница между той суммой денег, которую производитель реально получил за свой товар, и той суммой денег, которую он рассчитывал получить.

Сумма излишка потребителя и излишка производителя изображена на рис. 7.16 в виде двух заштрихованных треугольников. Она характеризует общественную выгоду, возникающую в связи с существованием рыночного равновесия. В итоге формирования равновесной цены и потребители, и производители получают выгоду.

Вместе с тем наряду с выигравшими от равновесной цены есть и проигравшие. Равновесная цена сделала данный товар недоступным некоторому числу более бедных потребителей (отрезок кривой спроса вправо от точки Е) и нерентабельным его производство для производителей с издержками производства, превышающими рыночную цену (отрезок кривой предложения вправо от точки Е).

Понятия излишка потребителя и излишка производителя могут быть использованы для оценки последствий государственной политики в области ценообразования. Если государство фиксирует цену на какой-либо товар на уровне ниже цены равновесия (на социально значимые товары), то потребители в результате государственного контроля над ценами оказываются в выигрыше, а производители несут потери.

Графически последствия государственного контроля над ценами показаны на рис. 7.17.

D
E1
B
C
A
P1
Излишек производителя
PE
Излишек потребителя
P
E
0 Q1 QE Q2 Q
S

Рис. 7.17. Последствия государственного контроля над ценами

Потребители платят за товар меньшую цену. Их потребительский излишек возрастает на величину (А – В). Производители в результате сокращения производства понесут потери в размере (–А – С). Общее изменение совокупных излишков потребителей и производителей составит (А – В – А – С) = (–В – С).

Ясно, что потери производителей превышают выигрыш потребителей, и, следовательно, государственный контроль над ценами приводит к чистым потерям благосостояния.

В целом, можно сделать вывод, что купля-продажа товаров по сложившейся на рынке цене является взаимовыгодной для продавцов и покупателей. И те и другие получают в результате обмена определенные излишки. Но это достигается только в условиях совершенной конкуренции. Любое отклонение от конкурентного равновесия приведет к потерям общественного благосостояния.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. В чем суть рыночного спроса и закона спроса?

2. Что лежит в основе спроса покупателя на какой-либо товар?

3. Какие цели преследует покупатель при покупке товара?

4. Назовите основные факторы, влияющие на спрос.

5. Что показывает кривая спроса?

6. Всегда ли действует закон спроса?

7. Чем отличается цена спроса от рыночной цены?

8. Покажите на графике примеры возможного изменения спроса и объема спроса.

9. Что такое предложение товара и какова суть закона предложения?

10. Как влияют на предложение ценовые и неценовые факторы?

11. В чем различие между изменением предложения и изменением объема предложения?

12. Изобразите на графике кривую предложения.

13. Что такое рыночное равновесие?

14. Влияет ли фактор времени на рыночное равновесие?

15. В чем состоит экономический смысл стабильности равновесия?

16. Охарактеризуйте рынок покупателя и рынок продавца.

17. Что представляет собой ценовая эластичность спроса и предложения?

18. Какие крайние случаи эластичности спроса по цене Вы знаете?

19. Что такое эластичность спроса по доходу?

20. Что представляет собой перекрестная эластичность?

21. Каково практическое применение теории эластичности?

22. Каковы последствия установления государством неравновесных цен?

23. Как влияют налоги на рыночное равновесие?

24. Что такое излишек потребителя и излишек производителя и каковы причины их образования?

Т Е С Т Ы

1. Что из нижеперечисленного изучает микроэкономика:

1) производство в масштабе экономики;

2) численность безработных в экономике;

3) общий уровень цен;

4) производство сахара и динамику его цены.

2. Рыночный спрос не изменяется в зависимости от:

1) доходов потребителей;

2) количества продаваемого товара;

3) цен на ресурсы;

4) численности покупателей.

3. Причиной падения цены на товар может быть:

1) рост налогов на бизнес;

2) рост потребительских расходов;

3) падение цен на ресурсы;

4) падение цен на взаимодополняемые товары.

4. Экономический закон, в соответствии с которым увеличение цены приводит к уменьшению количества покупаемых товаров есть:

1) закон спроса;

2) закон предложения;

3) закон стоимости;

4) закон роста производительности труда.

5. При относительно эластичном спросе по цене:

1) спрос меняется быстрее, чем цена;

2) темп изменения спроса равен темпу изменения цены;

3) цена меняется быстрее, чем спрос;

4) спрос не меняется вообще.

6. Если рыночная цена ниже равновесной, то:

1) появляется излишек товаров;

2) возникает дефицит товаров;

3) формируется рынок продавца;

4) падает цена ресурсов.

7. Если цена товара относительно эластичного спроса по цене выросла с 3 до 4 ден. ед., то выручка:

1) сократилась;

2) выросла;

3) осталась неизменной;

4) абсолютно неэластична.

8. Коэффициент ценовой эластичности спроса равен (-1/2). Это означает:

1) если цена товара возрастает на 1%, то спрос на него сократится на 0,5%;

2) если цена товара снизится на 1%, то спрос на него увеличится на 2%;

3) если цена товара снизится на 1%, то спрос на него уменьшится на 2%;

4) если цена товара возрастает на 1%, то спрос на него увеличится на 0,5%.

9. Перекрестная эластичность спроса по цене чая и сахара равна (– 1,5). Что произойдет, если цена сахара увеличится на 10%:

1) спрос на сахар упадет на 15%;

2) спрос на сахар возрастет на 15%;

3) спрос на чай упадет на 15%;

4) спрос на чай возрастет на 15%.

10. Если предприятие увеличивает затраты на ресурсы на 10%, а объем производства при этом, возрастет на 15%, то в этом случае:

1) наблюдается отрицательный эффект масштаба производства;

2) наблюдается положительный эффект масштаба производства;

3) действует закон убывающей производительности;

4) предприятие получает максимальную прибыль.

11. Какую из перечисленных зависимостей отражает закон спроса:

1) прямую зависимость объема спроса от цены товара;

2) обратную зависимость объема спроса от цены товара;

3) прямую зависимость между объемом предложения и объемом спроса;

4) прямую зависимость между объемом спроса и доходами потребителей.

12. Дефицит товаров на рынке может возникнуть после введения правительством:

1) фиксированной минимальной цены;

2) фиксированной максимальной цены;

3) дополнительных налогов;

4) понижения таможенных барьеров.

13. Какой из факторов приводит к сдвигу кривой предложения вправо:

1) потребительские ожидания относительно будущих цен и доходов;

2) увеличение издержек производства на единицу продукции;

3) снижение числа продавцов;

4) использование более современной технологии.

14. Эластичность спроса по цене характеризуется отношением:

1) изменения цены к изменению спроса;

2) изменения спроса к изменению предложения;

3) процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены на товар;

4) процентного изменения величины спроса к процентному изменению величины дохода покупателей.

15. Если спрос на товар неэластичный по цене, то снижение его цены на 10% приведет к:

1) сокращению объема спроса на 10%;

2) увеличению объема спроса на 10%;

3) увеличению объема спроса более, чем на 10%;

4) увеличению объема спроса менее, чем на 10%.

16. Если при абсолютно неэластичном спросе на какой-либо товар произойдет снижение предложения, то равновесная цена данного товара:

1) не изменится, а количество товара уменьшится;

2) возрастет при неизменном количестве товара;

3) понизится, а количество товара уменьшится;

4) повысится, а количество товара уменьшится.

17. Увеличение спроса на товар происходит под влиянием снижения цены:

1) данного товара;

2) товара – заменителя;

3) на другие товары, никак не связанные с данным товаром;

4) всех выше перечисленных факторов.

18. Взаимозаменяемые товары:

1) одновременно производятся;

2) имеют одинаковую цену;

3) дополняют друг друга при сбыте;

4) конкурируют друг с другом на рынке.

19. Что произойдет, если государство введет нижний предел цен на товар на уровне выше равновесного:

1) равновесная цена поднимется до этого уровня;

2) будет ощущаться нехватка данного товара;

3) предложение данного товара уменьшится;

4) возникает избыток данного товара.

20. Предложение земли:

1) характеризуется единичной эластичностью;

2) абсолютно неэластично;

3) абсолютно эластично;

4) относительно эластично.

21. Спрос на какой-либо продукт определяется тем, сколько:

1) данного продукта есть на рынке по любым ценам;

2) покупатели хотят и могут купить по предлагаемым ценам;

3) покупатели хотят купить, независимо от того, могут они это сделать или нет;

4) покупатели могут позволить себе купить.

22. Совершенствование технологии сдвигает:

1) кривую спроса вверх и вправо;

2) кривую спроса вниз и вправо;

3) кривую предложения вниз и вправо;

4) кривую предложения вверх и влево.

23. Изменение какого фактора не вызывает сдвига кривой спроса:

1) вкусов и предпочтений потребителей;

2) размера или распределения национального дохода;

3) цены товара;

4) численности или возраста потребителей.

24. Если цена товара ниже точки пересечения кривой спроса и кривой предложения, то возникает:

1) избыток;

2) дефицит;

3) рост безработицы;

4) все варианты неверны.

25. Если два товара взаимозаменяемы, то рост цены на один вызовет:

1) падение спроса на другой товар;

2) рост спроса на другой товар;

3) увеличение объема спроса на другой товар;

4) падение объема спроса на другой товар;

26. Эластичность предложения зависит, главным образом, от:

1) числа товаров – заменителей данного продукта;

2) периода времени, в течение которого продавцы могут приспособиться к изменениям цен;

3) того, является ли данный товар предметом первой необходимости или роскоши;

4) доли дохода потребителя, направляемой на покупку данного товара.

27. Рынок покупателей характеризуется тем, что на нём:

1) предложение отсутствует;

2) предложение превышает спрос;

3) спрос превышает предложение;

4) спрос отсутствует.

28. Если государство установит на товар фиксированную цену ниже равновесной, то выигрыш:

1) потребителей снизится, а выигрыш производителей возрастет;

2) потребителей возрастет, выигрыш производителей снизится;

3) потребителей и производителей возрастет;

4) производителей снизится, возникнут потери общества.

29. Если в небольшом городе предприятие является единственным потребителем труда (монопсонией), то по сравнению с конкурентным оно будет платить:

1) меньшую ставку зарплаты и нанимать больше рабочих;

2) меньшую ставку зарплаты, нанимая то же количество рабочих;

3) большую ставку зарплаты, но нанимать меньше рабочих;

4) меньшую ставку зарплаты и нанимать меньше рабочих.

30. Если цена блага понизится, то можно с уверенностью утверждать, что:

1) произойдет смещение кривой спроса влево вниз;

2) произойдет смещение кривой спроса вправо вверх;

3) произойдет увеличение объема спроса на данное благо;

4) произойдет сокращение величины спроса на данное благо.

31. Если доходы потребителей снизятся, то можно предположить, что:

1) кривая спроса сдвинется вправо;

2) кривая спроса сдвинется влево;

3) рыночная цена блага возрастет;

4) потребители не смогут потреблять данное благо.

32. Снижение цены на хлеб всегда сопровождается увеличением спроса на масло. Это дает серьезные основания для вывода о том, что:

1) данные блага являются взаимодополняемыми в потреблении друг друга;

2) данные блага являются взаимозаменяемыми в потреблении друг друга;

3) произошли изменения во вкусах потребителей;

4) повысилось качество масла.

Наши рекомендации