Ваучер - приватизационный чек на предъявителя для приобретения акций, облигаций и других ценных бумаг
Государственная собственность - материальные блага принадлежат не государству и используемые в интересах всего народного хозяйства страны или ее крупных регионов.
Индивидуальная собственность - личное достояние гражданина, используемое для удовлетворения материальных и духовных потребностей, самостоятельного ведения хозяйства и иной, не закрепленной законом, деятельности.
Коллективная собственность - материальные блага, присвоенные ими в своих интересах.
Приватизация - перераспределение прав собственности и управления ее, а также доходов от ее использования от государства в пользу частных лиц.
Разгосударствление - преобразование государственной собственности направленное на сокращение управления предприятия и усиления их самостоятельности в решении хозяйственных вопросов в рыночных условиях (например, акционерное общество с контрольным пакетом у государства).
8. Собственность - отношение между людьми по поводу присвоения материальных благ: отношения между людьми по поводу владения, использования и распоряжения материальными благами.
9. Частная собственность - собственность гражданина, предприятия, имеющих право свободно владеть, использовать и распоряжаться ею. Присвоение частным собственником средств производства и результатов труда и использование их в своих интересах.
7.Важнейшей чертой развития современного законодательства в области отношений собственности является дезинтеграция права собственности- распад на отдельные правомочия, распространяемые на неодинаковые объекты и субъекты права, то есть расщепление на отдельные « права собственности». В структуру экономических отношений собственности включаются такие элементы, находящиеся в неразрывной взаимосвязи:
владение, то есть владельцем собственности может быть не только одно лицо, значит возможно совместное владение группы или коллектива лиц;
распоряжение, то есть характеризует право субъекта распоряжаться объектом собственности;
пользование, то есть производительное потребление объекта собственности.
В экономических отношениях экономическая власть принадлежит тому, кто является владельцем собственности. Этим определяются основные экономические устои общества.[1]
Формой собственности называют ее вид, характеризуемый, прежде всего тем, кто является собственником. Форма собственности определяет принадлежность разнообразных объектов собственности субъекту какой-либо одной, единой, общей природы, скажем, человеку, семье, группе, коллективу, населению. Нельзя разобраться в экономике, если не научиться классифицировать собственность. То есть надо уметь распределять отношения присвоения по классам и соподчиненным им видам, конкретным формам в зависимости от их общих признаков.
Классификация присвоения во многом затруднена из-за того, что имеются два типа отношений собственности: в экономическом и юридическом смысле. Отсюда возникают два отличающихся друг от друга основания классификации.[2]
Основанием для классификации собственности в ее экономическом понимании служит степень развития кооперации труда и производства. Этот критерий показывает, сколько людей объединено в процессе труда и на деле присваивают средства и результаты производства. Тем самым определяет уровень реального обобществления имущества.[3]
По своим масштабам обобществление производства имеет три основных уровня:
1) низший уровень - единоличное присвоение (мелкое предприятие, на котором хозяйствует один человек или его семья);
2) средний масштаб обобществления (более или менее крупное предприятие или хозяйственное объединение, на которым объединен под единым началом труд многих людей);
3) высший уровень - национальный комплекс (труд кооперирован в народнохозяйственном масштабе).[3]
Иногда формы собственности сводят вообще к двум видам: частной и государственной, чтобы упростить их рассмотрение и изучение. Сконцентрируем внимание на основных формах собственности, изображенных в таблице 1, которые относятся к числу самых распространенных.
Таблица 1: Распределение предприятий по формам собственности.
Формы собственности | 1996 (в процентах) | 2005(в процентах) | 2006(в процентах) | 2007(в процентах) | |
государственная | 14,3 | 3,6 | 3,4 | 3,3 | |
Муниципальная | 8,8 | 5,6 | 5,3 | 5,9 | |
Частная | 63,4 | 79,2 | 80,5 | 80,7 | |
Собственность общественных и религиозных организаций | 4,2 | 5,7 | 5,3 | 5,3 | |
Прочие формы собственности, включая смешанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную | 9,3 | 6,1 | 5,6 | 4,8 | |
В подавляющем большинстве сегодня превалирует в различной степени частная собственность.
Использование частной собственности является одним из базовых элементов смешанной экономической системы. Значительная часть капитала находится в частном владении. Частная собственность на капитале, произведенные товары и услуги, полученные доходы являются важным условием поддержки системы свободного предпринимательства.
Частной называют собственность, по отношению к которой собственник персонифицирован, выделен как физическое лицо, отдельная личность, индивидуум.[3] Частная собственность предполагает определенное отторжение от других лиц, не относящихся к числу владельцев, права контроля над определенными объектами - капиталом, землей, доходом, конечными товарами и т.д. Все они теперь становятся персонифицированными и имеют конкретных владельцев. Иначе говоря, собственность считается частной, если правом на нее обладает, либо один человек, либо сравнительно небольшая группа людей, каждый из которых есть собственник-компаньон, имеет свою личную долю собственности. Частная собственность принадлежит только частным лицам.
Разновидностью частной является индивидуальная собственность. Индивидуальные частные фирмы, образующие юридическое лицо, невелики по размерам и представлены в небольшом числе отраслей: ремесленном и сельскохозяйственном производстве, сфере услуг разного рода, в том числе и самых современных, например, консалтинговых.[4] Их собственниками являются или одно лицо, или небольшое число лиц; преобладает собственный труд (одного лица или семьи, как это имеет место в фермерских хозяйствах на селе), но в дополнение к нему может применяться и наемный труд. Во всем мире имеется несколько сотен миллионов таких хозяйств, но для них характерна огромная ротация: каждый год большое число таких фирм разоряется и ликвидируется, но на смену им приходят новые.
Кроме мелких фирм, к индивидуальной частной собственности относятся служащие для извлечения дохода имущественные объекты отдельных предпринимателей (мелких торговцев, ремесленников, лиц свободных профессий), работающих по соответствующему разрешению (патент, лицензия) от властей и не образующих юридического лица.
Промежуточное место между частной и государственной занимает общая собственность нескольких субъектов. Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации общая собственность подразделяется на совместную и долевую. Общая совместная собственность принадлежит всем собственникам вместе и не делится между ними на части. Общая долевая собственность разделена на доли, части. В кооперативах, товариществах долю каждого собственника именуют паем. Во многих случаях долевая собственность распространяется только на стоимость объекта собственности, она дает право участвовать в управлении объектом, но при этом собственник не может изымать свою долю в материальной, вещественной форме, забрать «свой кусок».[2]
Общую долевую собственность трудно отличить от частной, граница между ними размыта. Например, акционерную собственность можно считать и частной и общей долевой, так как акционер вносит свою долю в капитал акционерного общества. Акционерную собственность называют также корпоративной, так как это собственность единой корпорации.[3]
Корпорированные предприятия существуют везде, где технологическая база той или иной отрасли предполагает формирование среднего или крупного производства, для чего необходимы большие капиталы. Эти предприятия существуют в виде обществ (акционерные и с ограниченной ответственностью), товариществ (полных, на вере и др.), кооперативов, некоммерческих организаций (фондов, объединений).
Субъектами общей собственности могут быть любые собственники, в том числе и государство. Если собственник отделяет свою часть из общей собственности, она становится частной собственностью.
Общая собственность, понимается в широком смысле слова, простирается от узкогрупповой до общенародной. В общенародной собственности не выделяется субъект собственности как индивидуум, а право собственности распространяется на всех граждан. В то же время было бы неправомерным полагать, что в общенародной собственности (называемой иногда общественной) личность как собственник вообще не фигурирует. Общенародная собственность - это то, что принадлежит всем вместе и каждому в отдельности, т.е. каждый член общества хотя бы в какой-то минимальной, но определенной степени обладает правами собственника. [3]Часто общенародную собственность отождествляют с государственной, что не совсем корректно.
Государственная собственность - это закрепление права контроля объектов за государством.[2]
8. 1.4. Формы собственности и виды предпринимательской деятельности.
Единоличное владение – это самостоятельное ведение дел в своих интересах.
Владелец является единоличным собственником всех материальных ресурсов, необходимых для успешной деятельности, а также получаемого с их помощью продукта и дохода.
Единоличное владение в законодательстве России осуществляется в виде индивидуального предпринимательства без образования юридического лица или создания хозяйственного общества одним лицом, которое становится его единственным участником.
Преимущества:
1.Единоличное владение легко учредить, т.к. нет расходов на юридические услуги и согласования с другими лицами.
2.Владелец сам себе хозяин, никому не подотчетен и располагает неограниченной свободой хозяйственной деятельности, работает только на себя.
3.Единоличный владелец является субъектом неограниченной ответственности. Принимая решения, он рискует не только активами предприятия, а также своим личным имуществом. Это создает сильнейший стимул вести дела в высшей мере ответственно и эффективно.
4.Очень часто пионерами технического прогресса являются многие мелкие, «рисковые» предприятия, создаваемые авторами перспективных идей, которые решают, что они сами будут вести разработки, внедрять, доводить их до товарного продукта и продавать. Поэтому разработчики не жалеют сил, чтобы поддерживать своё детище на высоком уровне.
Недостатки:
1.За редким исключением финансовые ресурсы единоличного предпринимателя недостаточны для того, чтобы предприятие могло вырасти в крупномасштабное. Небольшой объем производства продукции и связанный с ними издержки делает такие предприятия весьма чувствительным к любым изменениям конъюнктуры рынка. В результате процент банкротства среди единоличных владений является высоким. По этой причине коммерческие банки не очень охотно предоставляют им большие кредиты, препятствуя их развитию и превращению в крупные производства.
2.Владелец осуществляет полный контроль над деятельностью предприятия и выполняет все функции по управлению. Он должен принимать все основные решения: покупке, продажи, привлечения и содержания персонала, по организации рекламы, распределению продукции, изучению рынка и т.д.
Хозяйственные товарищества.
Товарищества – это форма организации бизнеса, при котором два или более лиц договариваются о владении предприятием и его управлением. Они объединяют финансовые ресурсы и умение вести дела.
По степени участия в деятельности предприятия товарищества могут быть различные. Могут все партнеры играть активную роль в деятельности предприятия или часть из них может быть пассивной, всецело полагаясь на остальных партнеров. Каждый партнер несет ответственность за неудачи не только собственных решений, но и за последствия действий любого другого партнера.
Товарищества могут создаваться в форме полного товарищества и товарищества на вере.
Полным признается товарищество, участники которого в соответствии с заключенным между ними договором занимаются от имени товарищества предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом. Управление в полном товариществе осуществляется по общему согласию всех участников. Возможны следующие варианты управления:
1.Каждый участник вправе действовать от имени товарищества.
2.Ведут дела совместно по общему согласию, или решения принимаются большинством голосов, при этом каждый участник имеет один голос.
Товариществом на вере признается товарищество, в котором наряду с участниками, осуществляющими от имени товарищества предпринимательскую деятельность и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеется один или несколько участников – вкладчиков, которые несут риск убытков, связанных с деятельностью товарищества, в пределах сумм внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности. Вкладчики не в праве участвовать в управлении и ведении дел в товариществе на вере, выступать от его имени иначе, как по доверенности. Они не вправе оспаривать действия полных товарищей по управлению и ведению дел товарищества.
Преимущества:
1.товарищества легко организовать. Почти во всех случаях составляется письменное соглашение, причем процедура необременительна.
2.Возникает возможность более высокой специализации управления.
3.Финансовые ресурсы менее ограничены, чем при единоличном владении.
Недостатки:
1.Когда производством управляют несколько человек, то возникает несовместимость интересов, что может привести к несогласованной политике или бездействию там, где необходимы решительные действия.
2.Финансовые капиталы хотя и превосходят возможности единоличного владения, но все ещё ограничены для роста предприятия.
3.Продолжительность деятельности товарищества непредсказуема. Выход из товарищества или смерть партнера влекут за собой распад или полную реорганизацию предприятия.
Общества с ограниченной ответственностью – это разновидность объединения капиталов, не требующих личного участия своих членов в делах общества. Характерными признаками этой формы предприятия является деление его уставного капитала на доли участников и отсутствие ответственности последних по долгам общества. Имущество общества, включая его уставный капитал, принадлежащий ему самому как юридическому лицу, не образует объекта долевой собственности участников. Участники общества с ограниченной ответственностью не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов.
Акционерное общество – это правовая форма бизнеса, отдаленная от конкретных лиц, ими владеющих. Оно представляет собой юридическое лицо и выполняет все функции, свойственные предприятиям любого другого типа. Особенностью акционерного общества является то, что оно объединяет инвестиционные средства путем выпуска акции одинаковой номинальной стоимости, которые покупаются физическими или юридическими лицами. Управление акционерным обществом осуществляется на основе контрольного пакета акций.
Акционерные общества подразделяются на два типа: открытые и закрытые. В первом его участники могут отчуждать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, во втором – акции распределяются только среди его участников. Число акционеров открытого общества не ограничено, а закрытого не должно превышать пятидесяти.
Уставный капитал акционерного общества составляется из номинальной стоимости акции общества, приобретенных акционерами. Его размер для открытых акционерных обществ должен составлять не менее тысячекратной суммы минимального размера оплаты труда.
Акционерное общество – одна из наиболее сложных организационно – правовых форм предприятий. Поэтому в нем должно быть несколько органов управления, внутреннего и внешнего контроля, распределение между ними компетенции, установление порядка принятия этими органами решений, определение действия их от имени общества, определение ответственности за причиненные убытки. Такие органы определены Федеральным законом «Об акционерных обществах». Ими являются: общее собрание акционеров; совет директоров; генеральный директор; исполнительный директор;
Собрание акционеров является высшим органом управления обществом. Именно через участие в нем владельцы голосующих акций реализуют право на участие в управлении делами общества.
Преимущества:
1.Акционерные общества – это наиболее эффективная форма привлечения капитала для организации бизнеса и могут объединять сбережения многочисленных домохозяйств.
2.Акционерные общества имеют легкий доступ к банковским кредитам из-за большей их надежности и в способности обеспечивать банкам прибыльность счетов.
3.Благоджаря своим привилегиям в области приобретения денег, акционерному обществу легче увеличить объем производства и реализовать преимущества, связанные с ростом масштаба производства
4.Являясь юридическим лицом, акционерное общество функционирует независимо от ее владельца и обладает постоянством своего существования.
Недостатки:
1.Регистрация акционерного общества сопряжена с определенными сложностями и расходами.
2.Акционерные общества облагаются двойным налогом: сначала в виде налога на прибыль, а потом на дивиденды, полученные после распределения остатка прибыли.
3.В акционерном обществе происходят расхождения между функциями собственности и контроля, т.к. акции могут быть распределены между сотнями тысяч владельцев, которые проявляют бездеятельность в управлении.
Производственные кооперативы.
В отличие от хозяйственных товариществ и обществ кооперативы основаны на собственности трудового коллектива, которая предполагает личное трудовое участие. Имущество предприятие находится в коллективной собственности его членов. Полученный доход распределяется между членами и преимущественно по трудовому вкладу каждого. В соответствии с уставом, часть дохода может распределятся в зависимости от величины взноса. Каждый член трудового коллектива имеет равное право в решении вопросов о деятельности предприятия независимо от его имущественного и денежного взноса. По решению общего собрания членство в трудовом коллективе может быть прекращено путем исключения из членов коллектива.
Руководитель исполнительного органа предприятия выбирается трудовым коллективом.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Унитарное предприятие – коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней имущество. Имущество передается собственником в хозяйственное ведение. Оно является неделимым и не может быть распределено по вкладам, в том числе между работниками предприятия.
Унитарное предприятие учреждается по решению органов, уполномоченных управлять имуществом РФ, субъектов РФ и административно-территориальных образований. Руководитель такого предприятия назначается собственником и подотчетен ему, а не общему собранию коллектива.
Объединение предприятий.
Объединение предприятий может быть временным или постоянным в виде различных организационных форм: картелей, синдикатов, пулов, холдингов, трестов, концернов, финансово-промышленных групп.
9. Рынок – одна из самых распространенных категорий в экономической теории и хозяйственной практике. Данная категория имеет множество различных толкований и у нас, и за рубежом.
В это понятие включают и договор купли-продажи; и совокупность деловых операций, осуществляемых в определенной сфере экономики или в определенном месте; и состояние и развитие спроса и предложения в конкретной сфере экономики (например, говорят о снижении цен на рынке металла или о дефиците на рынке труда); и место соединения спроса и предложения товаров, услуг и капиталов. Все эти (как и другие) определения рынка имеют право на существование, так как характеризуют те или иные стороны этого сложного экономического явления.
Наличие большого количества определений и трактовок содержания категории «рынок» связано с развитием общественного производства и обращения.
Первоначально рынок рассматривался как базар, место розничной торговли, рыночная площадь. Объясняется это тем, что появился рынок еще в период разложения первобытного общества, когда обмен между общинами становится более или менее регулярным, лишь приобретал форму товарного обмена, который осуществлялся в определенном месте и в определенное время. С развитием ремесла и городов торговля, рыночные отношения расширяются, за рынками закрепляются определенные места, рыночные площади.
По мере углубления общественного разделения труда и развития товарного производства понятие «рынок» приобретает более сложное толкование, которое находит отражение в мировой экономической литературе. Так, французский экономист-математик О. Курно (1801-1877) и экономист А. Маршалл (1842-1924) считают, что «рынок – это не какая-либо конкретная рыночная площадь, на которой продаются и покупаются предметы, а в целом всякий район, где сделки покупателей и продавцов друг с другом столь свободны, что цены на одни и те же товары имеют тенденцию легко и быстро выравниваться».В данном определении сохраняется пространственная характеристика рынка, а в качестве основного критерия выступает свобода обмена и установления цен.
С дальнейшим развитием товарного обмена, появлением денег, товарно-денежных отношений возникает возможность разрыва купли продажи во времени и пространстве, и характеристика рынка только как места торговли уже не отражает реальность, ибо формируется новая структура общественного производства – сфера обращения, которая характеризуется обособлением материальных и трудовых ресурсов, затрат труда с целью выполнения определенных специфических для обращения функций. В результате возникает новое понимание рынка как формы товарного и товарно-денежного обмена (обращения) Такое понимание рынка получило наибольшее распространение в нашей экономической литературе. В учебнике «Политическая экономия» указывается, что рынок – это обмен, организованный по законам товарного производства и денежного обращения. В толковом словаре Ожегова приводится значение рынка как: 1) сферы товарного обращения, товарооборота и 2) места розничной торговли под открытым небом или в торговых рядах, базар Рынок можно рассматривать со стороны субъектов рыночных отношений. В этом случае рынок определяется как совокупность покупателей или всякой группы людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающие крупные сделки по поводу любого товара. Английский экономист У. Джевонс (1835-1882 гг.) в качестве основного критерия определения рынка выдвигает «тесноту» взаимосвязей между продавцами и покупателями. Он считает, что рынок представляет собой всякую группу людей, вступающих в тесные деловые отношения и заключающих сделки по поводу любого товара. Данное определение рынка характерно для концепции маркетинга. Однако сложный механизм рынка включает в себя не только покупателей, но и производителей, посредников. Кроме того, вышеизложенное определение рынка не учитывает воспроизводственный аспект характеристики рынка.
С ростом производства возникает естественная потребность в дополнительной рабочей силе. У человека появляется возможность «продать» свою рабочую силу, навыки, умения. В это время начинает складываться рынок рабочей силы, а потому покупка не только средств производства, но и рабочей силы становится неотъемлемым условием существования и развития производства. Понятие «рынок» расширяется до понимания его как элемента воспроизводства совокупного общественного продукта, как формы реализации, движения основных составных частей этого продукта. Появляется определение рынка как способа взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов. Данное определение рынка как совокупности конкретных экономических отношений характерно для марксисткой методологии.
Функции рынка можно правильно понять, если рассмотреть его в рамках более широкой системы. Такой системой является товарно-рыночное хозяйство. Оно состоит из двух относительно постоянных подсистем:
1) товарного производства и
2) рынка.
Эти подсистемы внутренне неразрывно воссоединяются с помощью прямых и обратных связей.
Исходное звено общей системы – товарное производство оказывает прямое воздействие на рынок по нескольким направлениям:
а) в сфере производства постоянно создаются полезные продукты, которые столь же регулярно становятся объектами рыночных сделок;
б) одновременно с изготовлением товаров создаются потенциальные доходы всех агентов товарного хозяйства, которые подлежат реализации в рыночном обмене;
в) в силу общественного разделения труда, на котором основывается товарное производство, создается необходимость рыночного обмена продуктами.
В свою очередь, рынок оказывает во многом определяющее обратное влияние на процесс создания товаров. Обратные экономические связи составляют особые функции рынка
К важнейшим функциям рынка относят:
1) Ценообразующую функцию. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно значимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Здесь формируется отражение общественной стоимости. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях конъюнктуры.
2) Регулирующую функцию. Данная функция связана с воздействием рынка на все сферы экономики, прежде всего на производство. Рынок дает ответы на вопросы, столь остро поставленные Самуэльсоном: что производить?, для кого производить?, как производить?.
Рынок довольно оперативно реагирует на изменения, происходящие в экономике, тем самым рынок способен к саморегулированию товарного производства. Если спрос на товар растет, производители станут больше производить, увеличивая цену. Насыщение рынка товарами снижает спрос и цену. Так рынок способствует согласованию производства и общественных потребностей, поддержанию сбалансированности спроса и предложения.
Из закона стоимости следует, что рынок оказывает стимулирующее воздействие на эффективность производства, побуждая товаропроизводителей создавать товары с наименьшими затратами. Если цена снижается, то производители вынуждены не только сокращать производство, но и искать пути снижения издержек (внедрение новой техники, технологий, совершенствование организации труда). Если цена повышается, то потребители должны искать дополнительные доходы, что повышает их трудовую активность.
В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука» Адама Смита: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».
В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.
3) Информационную функцию. Рынок представляет собой богатый источник информации, знаний, сведений, необходимых всем его субъектам. Вся эта разнообразная информация воплощена прежде всего в ценах. Оперативная, обширная и в тоже время компактная информация, содержащаяся в ценах, позволяет определить наполненность или дефицитность рынков каждого вида товаров, уровень издержек на их производство, технологии и направления их совершенствования.
4) Санирующую функцию. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц, напротив дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным, и за счет этого осуществляется дифференциация товаропроизводителей. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом. По свидетельству Самуэльсона, в США от трети до половины всех розничных магазинов прекращают свою деятельность в течение трех лет с момента открытия. Нередко гибнут в конкурентной борьбе и крупные фирмы. В условиях концентрации производства и капитала монополизация деформирует санирующий механизм рынка. И все же в капиталистическом мире монополизация нигде не подавляет конкуренцию настолько, чтобы естественный отбор прекратился.
5) Посредническую функцию. Экономически обособленные производители в условиях глубокого разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика. В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
В системе рыночных отношений важное место занимает рынок одного из основных факторов производства - труда. Рынок труда играет центральное место в рыночной экономике, поскольку является решающим фактором общественного воспроизводства.
Регулирование рынка труда представляет собой комплексную систему экономических, законодательных, административных, организационных мер, направленных на стимулирование роста занятости, подготовку и переподготовку работников; введение системы социального страхования безработицы; обязательное пенсионное обеспечение и на другие элементы экономической системы общества.
Под рынком труда понимается совокупность правовых, экономических и социальных отношений по поводу найма, использование рабочей силы, в результате взаимодействия покупателей и продавцов специфического товара - труда [1].
Государственное регулирование рынка труда представляет собой систему типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.
Можно выделить две основные формы государственного регулирования рынка труда:
- прямое (программы по стимулированию роста занятости и увеличения числа рабочих мест в государственном секторе; по социальному страхованию безработицы, направленная на подготовку и переподготовку рабочей силы);
- косвенное (правительственное законодательство, налоговая политика правительства, денежно-кредитная политика и.т.д.)
Деятельность государства на рынке труда должна заключаться в регулировании заработной платы, занятости, режима труда.
Политика регулирования как составная часть экономической политики предусматривает достижение трех основных целей: стимулирование структурной перестройки и ускорение процесса перераспределения высвобождаемых работников; наиболее быстрое вовлечение безработных в трудовую жизнь; предоставление работы каждому, кто её ищет [2].
Государственные органы (законодательные, исполнительные, правоохранительные и др.) должны выработать такие условия, которые делали бы для бизнеса выгодным создание и усовершенствование рабочих мест в соответствии с возрастающими потребностями в них населения (таблица 1).
Таблица 1 - Государственное регулирование рынка труда с учетом этапов экономического развития страны [3].
Этапы экономического развития | Стратегия государственного управления рынком труда |
Кризис | Основывается на модели выживания: активные действия на спрос на рабочую силу, повышение инвестиционной привлекательности национальной экономики, поддержка рабочих мест и их активное создание в «новых» отраслях. Главные задачи: поддержка социальной стабильности, уровня жизни населения, сохранение трудового потенциала страны, сдерживание уровня безработицы. Основные методы повышения эффективности производства: (1) активные мероприятия на рынке труда с использованием гибких форм занятости и найма, (2) соблюдение прав работодателей свободно управлять наймом рабочей силы и ее увольнением |
Депрессия | Поддерживает сбалансированность рынка труда на основе: -анализа и прогнозирования развития спроса на рабочую силу; -планирования развития профессионально-квалификационной и других структур предложения рабочей силы. |
Оживление, подъем | Направлена на: (1) поддержание продуктивной модели занятости на рынке труда; (2) регулирование спроса, предложения рабочей силы и ее цены с учетом перспектив социально-экономического развития страны |
Роль государства как субъекта отношений на рынке труда двояка. С одной стороны, государство - выразитель общенациональных интересов, гарант соблюдения трудового законодательства и институт смягчения внутренних рыночных противоречий, негативных последствий работы свободного рыночного механизма. С другой стороны, государство - это самостоятельный субъект на рынке труда, как работодатель, преследующий свои интересы, но в рамках общенациональных. Доля государственного сектора в экономике развитых стран, в частности на рынке труда, достаточно велика - от 20 до 80%, что делает его еще более регулируемым и контролируемым. Однако слишком сильное вмешательство государства в рыночный механизм ведет к его частичному разрушению: трудовые и социальные гарантии негативно отражаются на мобильности труда и трудовой мотивации, а контролируемая заработная плата способствует развитию инфляции.
Государство на рынке труда может выступать не только как работодатель на государственных предприятиях, инвестор финансирующий крупные проекты и программы развития, но и как разработчик определенных «правил игры», регулятор интересов сторон, посредник при переговорах на рынке труда между его субъектами (рисунок 1).
Рисунок 1 - Государственное регулирование рынка труда