Закон экономической взаимосвязи затрат в сферах
производства и потребления
Любая социально-экономическая или техническая система за свой жизненный цикл проходит сферы производства и потребления. К этапам жизненного цикла сферы производства (допустим сложной технической системы) относятся: стратегический маркетинг, НИОКР, производство, тактический маркетинг.
К этапам жизненного цикла сферы потребления для этой системы относятся: подготовка к функционированию, эксплуатация (техническое обслуживание и ремонты), утилизация.
Исследование структуры затрат за жизненный цикл отечественного технологического оборудования, различных машин и механизмов, потребительских промышленных товаров показывает, что затраты в сфере их потребления в 20-25 раз больше затрат в сфере производства
По лучшим зарубежным машинам и оборудованию это соотношение в 3-4 раза ниже. Основными причинами огромных затрат в сфере потребления машин, оборудования, бытовой техники являются: сложность конструкции при низком качестве комплектующих изделий, энергоемкость, низкий уровень организации работ и технологических процессов на всех этапах жизненного цикла товаров данного класса.
Механизм действия закона показан на рис 2.6.
2.1.7. Закон эффекта масштаба производства и эффекта опыта
С увеличением программы выпуска любой продукции условно-постоянные расходы на единицу продукции уменьшается.
Механизм действия закона эффекта масштаба производства показан на рис. 2.7.
Точка NH – программа насыщения , когда при её увеличении не снижается себестоимость, так как этот фактор себя уже исчерпал. Производственные мощности использованы полностью. Справа от точки NH зана освоения нового производства.
За счет фактора масштаба себестоимость однородной продукции можно снизить до двух раз, а качество повысить до 40 %. Тоже самое на транспорте линейные и трамповые перевозки. (новые линии)
Механизм действия закона эффекта опыта выполнения работ при освоении новой продукции аналогичен схеме, представленной на рис. 2.7.а).
Очевидно, что если человек выполняет работу впервые, то он затратит времени в несколько раз больше, чем после полного освоения методов, приемов и навыков.
2.1.8. Закон экономия времени
В экономической теории закон экономия времени рассматривается как экономия суммы прошлого и живого труда на единицу продукции. Этот подход охватывает только затраты в сфере производства товара, без увязки с их будущими затратами в сфере потребления и полезным эффектом товара у потребителя. Если рассматривать закон экономии времени в динамике, т.е. учитывать экономические процессы за весь жизненный цикл товара, тогда совокупные затраты будут равны сумме прошлого, живого и будущего труда. Закон будет иметь следующий вид:
(ПТ+ЖТ+БТ)/Пс →min
где: ПТ – затраты прошлого (овеществленного) труда на производстве товара: ЖТ – затраты живого труда, т.е. заработная плата всех работников, приходящаяся на данный товар на данном этапе его жизненного цикла, плюс прибыль на этом этапе: БТ – затраты будущего труда, которые будут осуществляться в будущем.
Пс – суммарный, за нормативный срок службы, полезный эффект.
Указанная сумма прошлого, живого и будущего труда – это совокупный труд за жизненный цикл товара. Доля каждого вида труда в совокупном труде изменяется в динамике, дифференцированно этапу жизненного цикла. На каждом этапе жизненного цикла совокупный труд равен 100%, т.е. перед началом маркетинговых исследований совокупный труд равен будущему , так как к исследованиям еще не приступили, не понесли никаких затрат. После утилизации товара, наоборот, весь совокупный труд равен прошлому труду.
Используя данный подход, Фатхутдиновым Р.А. проанализирована структура совокупного труда в среднем по автомобилю ГАЗ-53А за 10 лет его использования.
Результаты анализа могут быть использованы для нахождения «узких мест» в ресурсоемкости товара. В данном случае, незначительны затраты на стратегический маркетинг и НИОКР (0,3% от совокупных затрат, что не позволило тщательно отработать показатели качества и ресурсоемкости автомобиля). В следствие этого, затраты на эксплуатацию и ремонт автомобиля примерно в 20 раз больше затрат на его создание (этапы: стратегический маркетинг; НИОКР; ОТПП; производство.)
Аналогичная картина наблюдается по большинству отечественных изделий машиностроения. Думается, что жесткая конкуренция вынудит отечественное машиностроение правильно расставить приоритеты: 1) повышение качества; 2) экономия ресурсов у потребителя; 3) снижение себестоимости продукции.
Что бы одновременно решать эти проблемы необходимо применить современные научные подходы и методы(функционально-стоимостной анализ, прогнозирование, моделирование, оптимизация и т.д.).
2.1.9.Закон конкуренции
Закон конкуренции – закон, в соответствии с которым в мире происходит объективный процесс постоянного повышения качества продукции и услуг, снижение их удельной цены. Закон конкуренции – объективный процесс «вымывания с рынка некачественной, дорогой продукции». Закон конкуренции может действовать только при наличии разработанного антимонопольного законодательства. Во всех промышленно развитых странах введены антимонопольные или антитрестовские законы, ограничивающие действия монополистов (например, в США – в 1890 году). В чем суть антимонопольного законодательства? Оно регламентирует нормы, ограничивающие монополистическую деятельность, устанавливает принципы ведения конкурентной борьбы на рынке, полномочия государственных органов по надзору за соблюдением соответствующих правовых норм. В разных государствах свои законы и свои нормативы. Например, доля допустимая для занятия рынка продуктами крупных производителей товаров, санкции за превышение этих норм, вплоть до полного изъятия прибыли в бюджеты и т.д.
В России основу антимонопольного законодательства составляет закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года, который регулирует отношения хозяйственных субъектов на республиканском и местных товарных рынках.
Государственным комитетом по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур (в настоящее время- Федеральная антимонопольная служба, ФАС России) утверждены методические рекомендации по определению границ и объемов товарных рынков. Установленные в соответствии с данными рекомендациями характеристики товарных рынков используются для определения доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке. Со стороны государства принимаются меры по предотвращению доминирующего положения на товарных рынках. ФАС России формирует государственный реестр объединений и предприятий-монополистов.