Производство дознания в исправительных учреждениях. Особенности избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу
Анализируя современную процессуальную форму расследования преступлений, выделяя основные ее черты, важно акцентировать внимание на особенностях производства дознания в учреждениях уголовно-исполнительной системы. Они состоят в том, что в уголовно-процессуальной деятельности, осуществляемой в ИУ, присутствуют существенные ограничения в праве должностных лиц на производство дознания и выполнение неотложных следственных действий. Так ст. 40 УПК РФ и ст. 13 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» в качестве органа дознания называют органы и учреждения Федеральной службы исполнения наказаний[4].
УПК РФ регламентирует, что органы дознания осуществляют дознание по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия необязательно, либо выполняют неотложные следственные действия по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия обязательно. Однако анализ содержания ч. 3 ст. 151 УПК РФ позволяет нам сделать вывод о том, что поскольку подследственность расследования уголовных дел органов и учреждений ФСИН России законом не определена, то соответственно этими органами не предусмотрено производство дознания. Следовательно, данные учреждения не вправе осуществлять дознание по уголовным делам о преступлениях, по которым производство предварительного следствия необязательно.
Между тем в специальной литературе встречается противоположная точка зрения. Ряд авторов полагают, что отсутствие штатной должности дознавателя в учреждениях УИС не запрещает проводить этим учреждениям и органам дознание по уголовным делам, а обязанности дознавателя может выполнять любой сотрудник органа дознания по поручению начальника органа дознания. По моему мнению, по поручению начальника органа дознания должностное лицо ИУ может проводить проверку сообщения о преступлении, но не дознание согласно ч. 3 ст. 151 УПК РФ.
Системный анализ положений ст. 40, 151 и 157 УПК РФ позволяет заключить, что к компетенции учреждений УИС относится только производство неотложных следственных действий, возложенное в соответствии с ч. 5 ст. 157 УПК РФ на начальников учреждений и органов УИС.
Анализ изложенного относительно соответствия нормам уголовно-процессуального законодательства дает возможность утверждать, что начальник учреждения УИС является начальником органа дознания на основании положений п. 1 ч. 1 ст. 40 УПК РФ, а согласно положениям п. 7 ст. 5 УПК РФ дознаватель – это должностное лицо органа дознания, правомочное либо уполномоченное начальником органа дознания осуществлять предварительное расследование в форме дознания, а также иные полномочия, предусмотренные УПК РФ. В УПК РФ отсутствуют и правовые установления по поводу возможности делегирования начальником ИУ подчиненным своих процессуальных полномочий применительно к производству неотложных следственных действий. Соответственно это не предусмотрено ни одним ведомственным нормативным правовым актом ни Минюста России, ни ФСИН России.
Для разрешения данной проблемы целесообразно дополнить ч. 3 ст. 151 УПК РФ нормой, предусматривающей подследственность органов и учреждений УИС при расследовании преступлений в форме дознания.
Исследуя проблемы расследования преступлений в органах и учреждениях УИС, необходимо обращать внимание на то обстоятельство, что УПК РФ закрепляет правило, согласно которому при наличии сообщения о преступлении проводится проверка этого сообщения. Если будет установлен факт совершения преступления на территории учреждения УИС, то начальник ИУ уполномочен возбудить в установленном законом порядке уголовное дело и провести по нему неотложные следственные действия в течение 10 суток. Однако данное правоустановление не закреплено в соответствующем нормативном правовом акте Минюста России. Согласно п. 25 Инструкции о приеме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях (далее – Инструкция) неотложные следственные действия подменяются действиями по проверке сообщения о преступлении, которые имеют принципиальные различия в основании, процессуальном порядке, сроках производства.
Изъятие у учреждений УИС права производства дознания и передача этой функции органам дознания, например органам внутренних дел, приводит к тому, что должностные лица последних, в недостаточной степени представляя себе специфику функционирования ИУ, формально производят следственные действия и принимают процессуальные решения при расследовании уголовных дел.
В заключение следует отметить, что действующий механизм правового регулирования процессуальной деятельности должностных лиц УИС на стадии предварительного расследования не обеспечивает защиту прав и законных интересов участников уголовного процесса, поскольку системное толкование правовых норм позволяет утверждать, что из полномочий ИУ исключено производство дознания по уголовным делам о преступлениях небольшой и средней тяжести, совершенных на территории данных учреждений.
В связи с изложенным при установлении подследственности расследования уголовных дел в форме дознания органов и учреждений УИС необходимо ввести в уголовно-исполнительную систему должность штатного дознавателя, что обеспечит законность и обоснованность производимых следственных действий и принимаемых процессуальных решений по уголовным делам о преступлениях, совершенных в органах и учреждениях ФСИН России.
Определенные особенности при производстве дознания имеются относительно процедуры избрания в качестве меры пресечения заключения под стражу. Согласно ст. 224 УПК РФ в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления, дознаватель вправе возбудить перед судом с согласия прокурора ходатайство об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу. При этом в случае избрания данной меры пресечения обвинительный акт составляется не позднее 10 суток со дня заключения подозреваемого под стражу. В противном случае подозреваемому предъявляется обвинение в порядке, установленном главой 32 УПК РФ, после чего производство дознания продолжается порядке, установленном главой 32 УПК РФ, либо данная мера пресечения отменяется.