Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов)
3.1. Опишите распределение правомочий (каких и между кем), возникающих при трасте (доверительном управлении банком вашими средствами):
Правомочия
Клиент
Банк
Государство
1. Право владения
2. Право пользования
3. Право управления
4 Право на доход
5. Право на капитальную
стоимость
6. Право на безопасность
7. Право на наследование
8. Бессрочность
9. Запрещение вредного
использования
10. Ответственность в виде
взыскания
11. Остаточный характер
Тесты
3.2. Сравните трансакционные издержки, возникающие при
заключении между владельцем предприятия и каждым наемным
работником отдельного контракта о найме и при заключении кол
лективного договора между владельцем и профсоюзом, объединяю
щим всех наемных работников предприятия.
3.3.В теневой экономике (экономике организованной преступ
ности) принципиально невозможно законное закрепление прав соб
ственности. К каким отличиям преступного бизнеса от легального
это приводит и почему?
3.4.Угодья фермера, который выращивает зерно, соседствуют
с угодьями ранчера, занятого разведением коров. Коровы скотово
да могут случайно забредать на поля фермера, вытаптывая при
этом посевы. По какой цене фермер будет готов выкупить у ското
вода право на выращивание дополнительной коровы, если издерж
ки на выращивание одной дополнительной коровы,составляют для
скотовода 60 долл. Дополнительная корова принесет посевам фер
мера убыток, равный 85 долл., тогда как поступления от продажи
скотоводом дополнительной коровы равны 105 долл. Прибыль от
продажи выращенной фермером продукции (при отказе скотовода
от выращивания дополнительной коровы) составила бы 70 долл.
3.5. На данной диаграмме изображена ситуация, с помощью
которой моделируются взаимоотношения между двумя индивида
ми, А и В: А — курильщик, В — некурящий индивид, для которого
вдыхание сигаретного дыма неприятно. Ситуация характеризуется
высокими трансакционными издержками, сопровождающими вы
работку соглашения между А и В, которые превышают потенци
альные выгоды от сделки. Укажите точку равновесия между коли
чеством выкуренных сигарет (которое откладывается по вертика
ли), если В обладает правом на запрещение курения.
5токе
В |
зтоке
Глава 14. Теория общественного выбора
Самое трудное в жизни — выбор. От него зависит будущее и человека, и государства. Как принять правильное решение? Как повлиять на сограждан, чтобы они не совершили непоправимую ошибку, ведь выбор в демократическом обществе зависит от мнения большинства? Почему происходит извращение демократического идеала, а закон перерождается в произвол? Что необходимо сделать, чтобы предотвратить превращение демократии в авторитарный режим, а общества свободных — в общество рабов? Все эти проблемы анализирует теория общественного выбора, относительно новое и перспективное направление западной экономической мысли.
14.1. Предпосылки анализа
Истоки общественного выбора можно найти в исследованиях Д. Блэка (р. 1908), работах математиков XVIII—XIX вв., интересовавшихся проблемами голосования: Ж. А. Н. Кондорсэ, Т. С. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэролла). Однако в качестве самостоятельного направления экономической науки она сформировалась только в 50—60-х гг. XX в. Теорию общественного выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она изучает политический механизм формирования макроэкономических решений. Критикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под сомнение эффективность государственного вмешательства в экономику. Последовательно используя принципы классического либерализма и методы микроэкономического анализа, они активно вторглись в область, традиционно считавшуюся полем деятельности политологов, юристов, социологов. Такое вмешательство получило название "экономического империализма". Критикуя государственное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и финансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительственных решений.
м „В условиях ограниченности ресурсов каждый
Методологическийиз нас стоит перед выбором одной из имею-индивидуализмщихся альтернатив. Методы анализа рыночного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор.
Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о государстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об общественных интересах. Теория общественноговыбора (риЬИс
14.1. Предпосылки анализа 449
сНогсе 1Неоту)— это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительственные учреждения в своих собственных интересах.
"Рациональные политики" поддерживают прежде всего те программы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах. Таким образом, теория общественного выбора пытается последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их на все виды деятельности, включая государственную службу.
„ Второй предпосылкой теории общественного вы-
„ онЦепЧия бора является концепция "экономического че-
экономическоголовека» (ъото есопоткиз). Человек в рыноч-
человека„
ной экономике отождествляет свои предпочтения с товаром. Он стремится принять такие решения, которые максимизируют значение функции полезности Его поведение рационально.
Рациональность индивида имеет в данной теории универсальное значение. Это означает, что все — от избирателей до президента — руководствуются в своей деятельности в первую очередь экономическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и предельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений) :
мв > мс,
где МВ — предельные выгоды (таг§та1 ЪепеШ);
МС — предельные издержки (таг§та1 сое!).
__ Трактовка политики как процесса обмена вос-
олитикаходит к диссертации шведского экономиста
как ооменКнута Викселля "Исследования по теории фи-
нансов" (1896). Основное различие между экономическим и политическим рынками он видел в условиях проявления интересов людей. Эта идея легла в основу работ американского экономиста Дж. Бью-кенена, получившего в 1986 г. за исследования в области теории общественного выбора Нобелевскую премию. "Политика, — пишет он, — есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике — соглашаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каждому: от местной пожарной охраны до суда"1.
Сторонники теории общественного выбора рассматривают политический рынок по аналогии с товарным. Государство — это арена конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ
1 Бъюкенеи Дж Конституция экономической политики // Вопросы экономики 1494 № 6. С 108
450 Глава 14 Теория общественного выбора
к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Однако государство — это рынок особого рода. Его участники имеют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — принимать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.
Объектом анализа теории является общественный выбор в условиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулирования и конституционная экономика. В их разработке важную роль сыграли Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Тал-лок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые. По аналогии с рынком совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору.
14.2. Общественный выбор в условиях прямой демократии
Хапактепныр чепты ПРямая Демократия (йггес* Летосгасу) -
V „ **ив с ^с»* " это такая политическая система, при ко-прям демократиитОрО-ц каждый гражданин имеет право лично высказать свою точку зрения и голосовать по любому конкретному вопросу.
Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она
типична для собраний коллективов предприятий и учреждений,
работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съез
дов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов пар
ламента или президента, проведении референдумов. При этом перво
степенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип
голосования (единогласие, простое большинство и т д.), зависит его
исход. Поэтому представителей теории общественного выбора ин
тересует основа основ — конституционный выбор, т. е. правила
выбора регламента. Именно от них зависит развитие демократии
Дж. Бьюкенен и его сторонники искренне верят, что конституцион
ный регламент может сделать демократический строй более эффек
тивным и действенным. Рассмотрим это на конкретном примере.
Модель медианногоД°ПУС™М- что жители улицы решили про-
избирателя вести ее озеленение Посадка деревьев вдоль
улицы — общественное благо, для которого
характерны такие свойства, как неизбирательность (неконкурентность) и неисключительность в потреблении.
Предположим, что вдоль улицы стоят три дома. Посадка деревьев, безусловно, принесет пользу всем семьям, проживающим в этих домах. Также предположим, что покупка и посадка одного дерева стоят 60 долл. Это означает, что предельные издержки в
14 2. Общественный выбор в условиях прямой демократии
данном случае постоянны и равны 60 долл. Если они распределяются равномерно между всеми жильцами улицы, то каждая семья должна платить по 20 долл. Предположим, что общая выгода (ТК) от посадки первого дерева составляет 180 долл., от посадки двух — 340 долл., четырех — 480 долл. и т. д. (см. табл. 14—1).
Таблица 14—1 Общая и предельная выгода от посадки деревьев (в долл.)
Число деревьев | Общая выгода (ТК) | Предельная выгода (МК) |
Если выгода и издержки распределяются равномерно, то будет посажено семь деревьев. Проиллюстрируем это графиком (рис. 14—1). Отложим по оси абсцисс число деревьев, а по оси ординат — предельные выгоды и издержки. Функция предельных затрат постоянна и равна 60 долл. Функция предельной выгоды убывает, она представлена прямой с отрицательным наклоном. Оптимальное число посаженных деревьев определяется в точке пересечения функции предельных выгод и предельных затрат (издержек). В данном случае оно равно семи деревьям.
7 8 |
МС
Число деревьев
Рис. 14—1. Определение оптимального озеленения улицы (в условиях равномерного распределения издержек и выгод)
Допустим теперь, что затраты распределяются равномерно, а выгоды нет. Первая семья (Андреевых) получает 50% общей выгоды, вторая семья (Борисовых) — 30%, а третья (Васильевых) — 20% (см. табл. 14—2).
Глава 14. Теория общественного выбора
Таблица 14—2