Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов)

3.1. Опишите распределение правомочий (каких и между кем), возникающих при трасте (доверительном управлении банком ва­шими средствами):

Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов) - student2.ru Правомочия

Клиент

Банк

Государство

1. Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов) - student2.ru Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов) - student2.ru Право владения

2. Право пользования

3. Право управления
4 Право на доход

5. Право на капитальную
стоимость

6. Право на безопасность

7. Право на наследование

8. Бессрочность

9. Запрещение вредного
использования

10. Ответственность в виде
взыскания

11. Остаточный характер

Тесты



3.2. Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов) - student2.ru Сравните трансакционные издержки, возникающие при
заключении между владельцем предприятия и каждым наемным
работником отдельного контракта о найме и при заключении кол­
лективного договора между владельцем и профсоюзом, объединяю­
щим всех наемных работников предприятия.

3.3.В теневой экономике (экономике организованной преступ­
ности) принципиально невозможно законное закрепление прав соб­
ственности. К каким отличиям преступного бизнеса от легального
это приводит и почему?

3.4.Угодья фермера, который выращивает зерно, соседствуют
с угодьями ранчера, занятого разведением коров. Коровы скотово­
да могут случайно забредать на поля фермера, вытаптывая при
этом посевы. По какой цене фермер будет готов выкупить у ското­
вода право на выращивание дополнительной коровы, если издерж­
ки на выращивание одной дополнительной коровы,составляют для
скотовода 60 долл. Дополнительная корова принесет посевам фер­
мера убыток, равный 85 долл., тогда как поступления от продажи
скотоводом дополнительной коровы равны 105 долл. Прибыль от
продажи выращенной фермером продукции (при отказе скотовода
от выращивания дополнительной коровы) составила бы 70 долл.

3.5. На данной диаграмме изображена ситуация, с помощью
которой моделируются взаимоотношения между двумя индивида­
ми, А и В: А — курильщик, В — некурящий индивид, для которого
вдыхание сигаретного дыма неприятно. Ситуация характеризуется
высокими трансакционными издержками, сопровождающими вы­
работку соглашения между А и В, которые превышают потенци­
альные выгоды от сделки. Укажите точку равновесия между коли­
чеством выкуренных сигарет (которое откладывается по вертика­
ли), если В обладает правом на запрещение курения.




Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов) - student2.ru 5токе


В

зтоке

Глава 14. Теория общественного выбора

Самое трудное в жизни — выбор. От него зависит будущее и человека, и государства. Как принять правильное решение? Как по­влиять на сограждан, чтобы они не совершили непоправимую ошиб­ку, ведь выбор в демократическом обществе зависит от мнения боль­шинства? Почему происходит извращение демократического идеа­ла, а закон перерождается в произвол? Что необходимо сделать, что­бы предотвратить превращение демократии в авторитарный режим, а общества свободных — в общество рабов? Все эти проблемы ана­лизирует теория общественного выбора, относительно новое и пер­спективное направление западной экономической мысли.

14.1. Предпосылки анализа

Истоки общественного выбора можно найти в исследованиях Д. Блэка (р. 1908), работах математиков XVIII—XIX вв., интересо­вавшихся проблемами голосования: Ж. А. Н. Кондорсэ, Т. С. Лапласа, Ч. Доджсона (Льюиса Кэролла). Однако в качестве самостоятельно­го направления экономической науки она сформировалась только в 50—60-х гг. XX в. Теорию общественного выбора называют иногда "новой политической экономией", так как она изучает политичес­кий механизм формирования макроэкономических решений. Кри­тикуя кейнсианцев, представители этой теории поставили под со­мнение эффективность государственного вмешательства в эконо­мику. Последовательно используя принципы классического либе­рализма и методы микроэкономического анализа, они активно втор­глись в область, традиционно считавшуюся полем деятельности политологов, юристов, социологов. Такое вмешательство получило название "экономического империализма". Критикуя государствен­ное регулирование, представители теории общественного выбора сделали объектом анализа не влияние кредитно-денежных и фи­нансовых мер на экономику, а сам процесс принятия правительст­венных решений.

м „В условиях ограниченности ресурсов каждый

Методологическийиз нас стоит перед выбором одной из имею-индивидуализмщихся альтернатив. Методы анализа рыноч­ного поведения индивида универсальны. Они с успехом могут быть применены к любой из сфер, где человек должен сделать выбор.

Основная предпосылка теории общественного выбора состоит в том, что люди действуют в политической сфере, преследуя свои личные интересы, и что нет непреодолимой грани между бизнесом и политикой. Эта теория последовательно разоблачает миф о госу­дарстве, у которого нет никаких иных целей, кроме заботы об об­щественных интересах. Теория общественноговыбора (риЬИс

14.1. Предпосылки анализа 449

Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов) - student2.ru сНогсе 1Неоту)— это теория, изучающая различные способы и методы, посредством которых люди используют правительст­венные учреждения в своих собственных интересах.

"Рациональные политики" поддерживают прежде всего те про­граммы, которые способствуют росту их престижа и повышают шансы одержать победу на очередных выборах. Таким образом, теория общественного выбора пытается последовательно провести принципы индивидуализма, распространив их на все виды деятель­ности, включая государственную службу.

„ Второй предпосылкой теории общественного вы-

онЦепЧия бора является концепция "экономического че-

экономическоголовека» (ъото есопоткиз). Человек в рыноч-
человека„

ной экономике отождествляет свои предпочте­ния с товаром. Он стремится принять такие решения, которые мак­симизируют значение функции полезности Его поведение рацио­нально.

Рациональность индивида имеет в данной теории универсаль­ное значение. Это означает, что все — от избирателей до президен­та — руководствуются в своей деятельности в первую очередь эко­номическим принципом, т. е. сравнивают предельные выгоды и пре­дельные издержки (и прежде всего выгоды и издержки, связанные с принятием решений) :

мв > мс,

где МВ — предельные выгоды (таг§та1 ЪепеШ);

МС — предельные издержки (таг§та1 сое!).

__ Трактовка политики как процесса обмена вос-

олитикаходит к диссертации шведского экономиста

как ооменКнута Викселля "Исследования по теории фи-

нансов" (1896). Основное различие между экономическим и полити­ческим рынками он видел в условиях проявления интересов людей. Эта идея легла в основу работ американского экономиста Дж. Бью-кенена, получившего в 1986 г. за исследования в области теории общественного выбора Нобелевскую премию. "Политика, — пишет он, — есть сложная система обмена между индивидами, в которой последние коллективно стремятся к достижению своих частных целей, так как не могут реализовать их путем обычного рыночного обмена. Здесь нет других интересов, кроме индивидуальных. На рынке люди меняют яблоки на апельсины, а в политике — согла­шаются платить налоги в обмен на блага, необходимые всем и каж­дому: от местной пожарной охраны до суда"1.

Сторонники теории общественного выбора рассматривают по­литический рынок по аналогии с товарным. Государство — это аре­на конкуренции людей за влияние на принятие решений, за доступ

Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов) - student2.ru 1 Бъюкенеи Дж Конституция экономической политики // Вопросы экономики 1494 № 6. С 108

450 Глава 14 Теория общественного выбора

Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов) - student2.ru к распределению ресурсов, за места в иерархической лестнице. Однако государство — это рынок особого рода. Его участники име­ют необычные права собственности: избиратели могут выбирать представителей в высшие органы государства, депутаты — прини­мать законы, чиновники — следить за их исполнением. Избиратели и политики трактуются как индивиды, обменивающиеся голосами и предвыборными обещаниями.

Объектом анализа теории является общественный выбор в ус­ловиях как прямой, так и представительной демократии. Поэтому основными сферами ее анализа считаются избирательный процесс, деятельность депутатов, теория бюрократии, политика регулиро­вания и конституционная экономика. В их разработке важную роль сыграли Дж. Бьюкенен, Д. Мюллер, У. Нисканен, М. Олсон, Г. Тал-лок, Р. Толлисон, Ф.А. Хайек и другие ученые. По аналогии с рын­ком совершенной конкуренции они начинают свой анализ с прямой демократии, переходя затем к представительной демократии как ограничивающему фактору.

14.2. Общественный выбор в условиях прямой демократии

Хапактепныр чепты ПРямая Демократия (йггес* Летосгасу) -

V „ **ив с ^с»* " это такая политическая система, при ко-прям демократиитОрО-ц каждый гражданин имеет право лич­но высказать свою точку зрения и голосовать по любому кон­кретному вопросу.

Прямая демократия сохраняется в современном обществе. Она
типична для собраний коллективов предприятий и учреждений,
работы клубов и творческих союзов, партийных собраний и съез­
дов. В масштабе страны это проявляется в выборе депутатов пар­
ламента или президента, проведении референдумов. При этом перво­
степенное внимание уделяется регламенту: от того, каков принцип
голосования (единогласие, простое большинство и т д.), зависит его
исход. Поэтому представителей теории общественного выбора ин­
тересует основа основ — конституционный выбор, т. е. правила
выбора регламента. Именно от них зависит развитие демократии
Дж. Бьюкенен и его сторонники искренне верят, что конституцион­
ный регламент может сделать демократический строй более эффек­
тивным и действенным. Рассмотрим это на конкретном примере.
Модель медианногоД°ПУСМ- что жители улицы решили про-
избирателя вести ее озеленение Посадка деревьев вдоль

улицы — общественное благо, для которого

характерны такие свойства, как неизбирательность (неконкурент­ность) и неисключительность в потреблении.

Предположим, что вдоль улицы стоят три дома. Посадка дере­вьев, безусловно, принесет пользу всем семьям, проживающим в этих домах. Также предположим, что покупка и посадка одного дерева стоят 60 долл. Это означает, что предельные издержки в

14 2. Общественный выбор в условиях прямой демократии



Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов) - student2.ru данном случае постоянны и равны 60 долл. Если они распределя­ются равномерно между всеми жильцами улицы, то каждая семья должна платить по 20 долл. Предположим, что общая выгода (ТК) от посадки первого дерева составляет 180 долл., от посадки двух — 340 долл., четырех — 480 долл. и т. д. (см. табл. 14—1).

Таблица 14—1 Общая и предельная выгода от посадки деревьев (в долл.)

Число деревьев Общая выгода (ТК) Предельная выгода (МК)

Если выгода и издержки распределяются равномерно, то будет посажено семь деревьев. Проиллюстрируем это графиком (рис. 14—1). Отложим по оси абсцисс число деревьев, а по оси ординат — пре­дельные выгоды и издержки. Функция предельных затрат посто­янна и равна 60 долл. Функция предельной выгоды убывает, она представлена прямой с отрицательным наклоном. Оптимальное число посаженных деревьев определяется в точке пересечения функции предельных выгод и предельных затрат (издержек). В данном слу­чае оно равно семи деревьям.


7 8

Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов) - student2.ru МС

Число деревьев

Рис. 14—1. Определение оптимального озеленения улицы (в условиях равномерного распределения издержек и выгод)

Допустим теперь, что затраты распределяются равномерно, а выгоды нет. Первая семья (Андреевых) получает 50% общей выго­ды, вторая семья (Борисовых) — 30%, а третья (Васильевых) — 20% (см. табл. 14—2).



Глава 14. Теория общественного выбора

Задания повышенной сложности (цена ответа 8 баллов) - student2.ru Таблица 14—2

Наши рекомендации