Анализ рынка автосервисных услуг
О. Л. Пирозерская
ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ОКАЗАНИЯ УСЛУГ В АВТОСЕРВИСЕ
Методические указания по выполнению курсового проекта
для студентов всех форм обучения
Направление подготовки 100100.62 - «Сервис»
Профиль подготовки «Сервис транспортных средств»
Санкт-Петербург
Допущено
в качестве методического издания
Составитель
Канд. техн. наук, доцент О.Л. Пирозерская
Подготовлено на кафедре
«Автосервис»
Ó СПбГЭУ, 2014 г.
Оглавление
2. Выбор Тем курсовых проектов и порядок их выполнения.. 6
2.1. Тематика курсовых проектов. 6
2.2. Последовательность выполнения курсового проекта: 6
3. Методические рекомендации по выполнению курсового проекта 8
3.1. Определение годового объема работ в АСП.. 8
3.2. Расчет числа постов для ТО и ТР и распределение годовых объемов работ по видам и месту выполнения. 14
3.3. Расчет штатного числа рабочих. 19
3.4. Расчет площадей зон ТО и ТР.. 19
3.5. Расчет площади производственного участка. 19
3.6. Расчет площадей вспомогательных помещений. 20
3.7. Разработка планировочных решений проектируемого АСП.. 23
3.8. Разработка плана маркетинга. 23
3.9. Описание кадровой политики. 24
3.10. Расчет технико-экономических показателей проекта (финансовый план) 24
3.10.1. Расчет стоимости основных производственных фондов (капитальные вложения) 25
3.10.2. Определение текущих производственных затрат.. 29
3.11. Основные выводы (резюме) 32
4. Контрольные задания.. 33
5. Требования к оформлению курсового проекта.. 34
список Литературы... 35
Приложение 1. 36
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. 37
Выбор Тем курсовых проектов и порядок их выполнения
Тематика курсовых проектов
Курсовой проект по дисциплине «Проектирование процесса оказания услуг в автосервисе», как упоминалось выше, посвящен разработке проекта АСП, включающего технологический расчет. Возможно выполнение курсового проекта по двум основным направлениям: проектирование нового АСП или реконструкция существующего. Т.е. типовыми темами курсового проекта являются следующие:
Проект АСП по обслуживанию автовладельцев …(указать район и город) с предоставлением широкого спектра оказываемых услуг.
Реконструкция ООО «…» по обслуживанию автовладельцев …(указать район и город) с предоставлением широкого спектра оказываемых услуг.
2.2. Структура и последовательность выполнения курсового проекта:
1. Анализ рынка автосервисных услуг.
В данном разделе необходимо представить:
1.1. Анализ спроса и предложения.
1.2. Оценку рыночных тенденций.
1.3. Сегментацию рынка.
Основные выводы по разделу.
2. Технологический расчет АСП.
В данном разделе необходимо представить:
2.1. Расчет производственной программы и планирование деятельности АСП на основе анализа и сегментации рынка.
2.2. Расчет годового объема работ на каждом производственном участке по видам и месту их выполнения.
2.3. Расчет числа постов в зоне ТОиР и на производственных участках с учетом коэффициента загрузки поста.
2.4. Расчет численности основных и вспомогательных рабочих, служащих и административно-управленческого персонала.
2.5. Определение потребности АСП в основных производственных фондах для предоставления всего спектра оказываемых услуг.
2.6. Определение площадей производственных зон, участков, вспомогательных, складских, санитарно-бытовых и административных помещений.
2.7. Разработка технического эскиза с использованием ППП:
2.7.1. Генеральный план АСП.
2.7.2. Планировка производственных помещений (компоновочный план).
Основные выводы по разделу.
3. Исследовательская часть.
В данном разделе необходимо представить:
3.1. Результаты исследований в соответствии с индивидуальным заданием.
3.2. Мероприятия, повышающие эффективность производственно- хозяйственной деятельности АСП.
3.3. Основные выводы и прогноз влияния предложенных мероприятий на технико-экономические показатели деятельности АСП.
4. Разработка маркетинговой политики АСП.
5. Описание кадровой политики АСП.
11. Расчет основных технико-экономических показателей проекта.
12. Основные выводы (резюме).
Методические рекомендации по выполнению курсового проекта
Анализ рынка автосервисных услуг
При анализе структуры автомобильного парка осуществляется сбор данных о наличии автомобилей, принадлежащих населению исследуемого муниципального образования, по маркам, году выпуска и среднегодовому пробегу. Эти данные являются исходными для определения свободной доли рынка автосервисных услуг по ТО и ТР.
Число легковых автомобилей N’, принадлежащих населению исследуемого муниципального образования, с учетом развития парка рассчитывается, исходя из количества автомобилей на 1000 жителей, т.е.
N’ = А · n / 1000 (3.1)
N’= 100000·430/ 1000 =43000 шт
где N’– число легковых автомобилей, принадлежащих населению;
А – численность населения;
п – число автомобилей на 1000 жителей.
Часть владельцев автомобилей выполняют ТО и ТР собственными силами или с привлечением других лиц, т.е. не все автомобили, которым необходимо ТО и ТР, заезжают в АСП, а только часть из них. С учетом этого общая емкость рынка автосервисных услуг составит
Ncц=N’*(1- кс/о)(3.2)
Nсц= N'*(1-Кс/о) = (1 – 0,21)
Nсц= 43000* (1–0,21) = 33970
гдекс/о – коэффициент самообслуживания, учитывающий число владельцев автомобилей, не пользующихся услугами АСП. По оценке экспертов, для отечественных автомобилей кс/о = 0,10…0,50, для автомобилей иностранного производства кс/о = 0,03…0,25.
Полученные данные представляют в табличной форме (см. [1]).
При проведении анализа рынка автосервисных услуг необходимо оценить динамику следующих факторов, определяющих характер производственно-хозяйственной деятельности проектируемого АСП:
- структуры парка АТС;
- объемов продаж различных марок АТС;
- уровня цен на автосервисные услуги;
- ассортимента автосервисных услуг;
- спроса на автосервисные услуги;
- сервисных характеристик АСП.
Минимальный период времени, необходимый для анализа изменения указанных факторов, составляет пять лет. Результаты должны быть представлены в виде диаграмм, таблиц, графиков или аналитических зависимостей. Примеры результатов анализа рынка автосервисных услуг представлены на рисунках 3.1, 3.2, 3.3.
Рисунок 3.1 – Диаграмма, иллюстрирующая структуру парка АТС
Количество жителей Вологодской области | Насыщенность населения новыми автомобилями на 1000 человек, 2010 год | Количество новых автомобилей | Рейтинг продаж новых автомобилей, 2010 год | ||
11,9 | фольксваген | 3,3 | |||
ауди | |||||
Форд | 4,2 | ||||
Пежо | 1,9 | ||||
Опель | 2,2 | ||||
Хёндай | 4,1 | ||||
Киа | 5,7 | ||||
Рено | 6,1 | ||||
шевроле | 5,6 | ||||
Шкода | 2,4 | ||||
митсубиси | 2,4 | ||||
Хонда | |||||
Мазда | 1,3 | ||||
ВАЗ | 27,2 | ||||
ГАЗ | |||||
Другие | 27,6 | ||||
Итого |
Рисунок 3.2 –Таблица, иллюстрирующая объемы продаж АТС
Рисунок 3.3 - Диаграмма, иллюстрирующая свободную долю рынка автосервисных услуг
Подробная методика проведения анализа рынка автосервисных услуг изложена в лабораторном практикуме [1], а также в методических указаниях по выполнению контрольной работы.