Методологические анализа общественного выбора. Концепция «экономического человека». Методологический индивидуализм. Политика как обмен
Теория общественного выбора, применяя экономические методы, изучает процесс принятия политических решений в современном демократическом обществе. Данная теория является одним из наиболее ярких проявлений экономического империализма.
Экономический империализм означает применение методологии экономической теории для изучения неэкономических процессов и явлений, или иначе — использование экономических инструментов анализа к предмету других общественных наук (социологии, психологии, политологии, праву и др.).
На основе экономического империализма возникла экономика общественного сектора— новая и развивающаяся отрасль экономических знаний. Она синтезирует экономику и политику, все более опирается на постулаты теории общественного выбора. Ей присущ микроэкономический подход к анализу политико-экономических процессов. В центре ее внимания находится не кейнсианское «государство-благодетель» (benevolent state), а «экономический человек» (homo economicus), который является эгоистическим максимизатором полезности не только на рынке, но и в политике. Поэтому экономику общественного сектора можно охарактеризовать и как микроэкономическую теорию государства.
Основоположником теории общественного выбора является американский ученый-экономист Джеймс Бьюкенен.
Большой вклад в разработку данной теории внесли также американские ученые-экономисты Г. Таллок, М. Олсон, Д. Мюллер, Р. Толлисон, У. Несканен, Ф. Хайек, Ч. Роули и др.
Согласно представлениям Дж. Бьюкенена, теория общественного выбора строится на трех основных методологических постулатах:
общество рассматривается как совокупность индивидов, изучение их поведения лежит в основе исследования социальных и политических процессов (методологический индивидуализм);
индивид преследует свои собственные интересы (т.е. является homo economicus);
политический процесс, с помощью которого индивиды реализуют свои интересы, является разновидностью обмена.
По мнению представителей теории общественного выбора, поведение людей (на рынке или в политике) подчиняется одним и тем же фундаментальным принципам: люди а) максимизируют полезность, сравнивая возможные выгоды и издержки, пытаются добиться лучшего результата из всех возможных; б) являются устойчивыми в своих базовых предпочтениях, касающихся их фундаментальных потребностей; в) стремятся к экономическому равновесию. Таким образом, теория общественного выбора опирается на базовую идею о том, что человек в любой области деятельности стремится максимизировать результат в собственных интересах.
Подход к политике как взаимовыгодному обмену основан на параллели между политическим рынком и рынком частных благ. На рынке индивид выражает свои интересы в потреблении материальных благ и услуг в качестве покупателя, а индивид — потребитель общественных благ выражает свои интересы как избиратель. Покупатель частных благ проявляет свои предпочтения посредством платежеспособного спроса, а избиратель реализует свои предпочтения с помощью механизма голосования.
Однако кроме общих черт между политическим рынком и рынком частных благ есть существенные различия. Покупателю на рынке частных благ не нужно влиять на спрос других покупателей. Производство же общественных благ финансируется совместно, поэтому каждый их потребитель заинтересован в поддержке своих предпочтений другими избирателями. Рынок тем эффективнее, чем выше уровень конкуренции, т.е. чем больше число его участников. Сделки на рынке частных благ всегда заключаются добровольно и непременно при «единогласии» сторон. Политический рынок становится все менее эффективным с ростом числа участников. Дело в том, что политическое решение может быть Парето-эффективным, если у него не найдется противников. Это означает, что и политическое решение, если оно претендует на Парето-эффективный исход, должно приниматься единогласно. Если же число участников сделок на политическом рынке намного увеличивается, то вероятность единодушия сокращается практически до нуля, так же как и возможность установления Парето-эффективного состояния.
Основными направлениями исследований теории общественного выбора являются: конституционная экономика, модель политической конкуренции, общественный выбор в условиях прямой и представительной демократии, теория бюрократии, теория политической ренты.
Несомненные преимущества рынка частных благ и недостатки политического рынка и определяют склонность представителей теории общественного выбора отдавать пальму первенства частному рынку перед государством везде, где это возможно. Однако как быть в тех случаях, когда частный рынок не работает (или работает крайне неэффективно) и требуются коллективные решения?
Бьюкенен изложил свое видение решения этой проблемы, получившей позже название конституционной экономики. Для того чтобы политический механизм стал по своей эффективности подобием рынка совершенной конкуренции, все индивиды должны заключить один и тот же контракт, причем — единогласно. Этот контракт (общественный договор) и был определен как конституция.
В чем, по Бьюкенену, преимущества единогласия?
Во-первых, права каждого отдельного индивида безусловно соблюдаются. Если впоследствии индивид проявит несогласие с решениями сообщества, которые будут приниматься в соответствии с конституцией, то он по крайней мере останется согласен с правилами, на основе которых принимаются эти решения.
Во-вторых, на конституционной стадии каждый индивид пребывает в состоянии неопределенности относительно своей позиции в будущем, и в силу этого такая конституция не будет исключать перераспределение доходов, так как состоятельный сегодня индивид не знает, что ждет его (или его детей) через много лет.
В-третьих, справедливость обеспечивает согласие всех индивидов следовать ее положениям и правилам на постконституционной стадии.
Бьюкенен проводит принципиальное различие между двумя стадиями политического процесса: выработкой правил (конституционной стадией) и игрой по этим правилам (постконституционной стадией). Каждой стадии соответствует определенная роль государства. «Государство защищающее» обеспечивает игру по конституционным правилам, но не определяет сами эти правила (действует как арбитр), «государство производящее» поставляет обществу нерыночные блага — блага, которые частные рынки обеспечивают плохо или не обеспечивают вовсе.
Идеальное общественное устройство, по Бьюкенену, строится на следующих принципах контракционизма:
равный подход ко всем индивидам на конституционной стадии, что означает гарантию беспристрастного применения к ним воплощенных в конституции правил и институтов;
ограничение действий на второй стадии политического процесса правилами, выработанными на первой (конституционной) стадии. Это справедливо не только для отдельных граждан, но и для выбранных представителей, бюрократии (чиновников) и юристов, отправляющих правосудие;
принципиальное различие между действиями, предпринятыми в рамках конституционных правил, и изменениями самих этих правил. Последние имеют место только на конституционной стадии и в идеале построены на принципе единогласия.
По мнению Быокенена, в той степени, в какой страна соответствует этим трем критериям, она может считаться конституционной демократией, чьи институты обладают присущими контракционизму нормативными свойствами.
В теории общественного выбора Бьюкенена много места отводится угрозе неконтролируемого роста государства, экспроприации им прав индивидов, угрозе, которую в современной экономической литературе принято называть «угрозой Левиафа на». Он показал, что «демократия без оков» ведет к расползанию государства. «Государство производящее» наращивает бюджеты, что ведет к кумулятивному эффекту: больше бюджеты — больше работников государственных органов — больше избирателей, голосующих за расширение правительственных программ. «Государство защищающее», по идее, должно лишь обеспечивать индивидуальные права, зафиксированные в конституционном договоре, однако оно берет на себя все больше полномочий, которые должны определяться исключительно на основе договора между индивидами, изменяет сами конституционные нормы, т.е. изменяет базовую структуру прав без согласи на то граждан. Конституция, по Бьюкенену, должна эффективно ограничить государство, поставить его в жесткие рамки, создать своего рода «клетку для Левиафана» и тем самым гарантировать суверенитет каждого индивида.