Классификация мировых цен по базисным условиям поставки
Мировые цены всегда даются с указанием базисных условий поставки, отражающих включение в цену дополнительных расходов, связанных с хранением, погрузкой-разгрузкой, транспортировкой, страхованием, таможенным оформлением и т.д. В зависимости от базисных условий поставки эти расходы по-разному распределяются между продавцом и покупателем, при этом в цену включается лишь та их часть, которую берет на себя продавец. Следовательно, чем меньше дополнительные расходы продавца, тем ниже цена.
Таблица8. 1.
Классификация торговых терминов «Инкотермс 2000»
Наиме-нование группы | Название термина | Условия возмещения транспортных расходов, рисков, таможенных пошлин | Вид транспорта |
Группа «Е» | EXW | Ex works (named point) Франко-завод (название места) | Любой транспорт[32] |
Группа «F» - основной фрахт не оплачен | FCA | Free carrier (named point) Франко – перевозчик (название места) | Любой транспорт |
FAS | Free alongside ship (named port of shipment) Франко - вдоль борта судна (название порта отгрузки) | Только водный транспорт[33] | |
FOB | Free on board (named port of shipment) Франко - борт (название порта отгрузки) | Только водный транспорт | |
Группа«С» - основной фрахт оплачен | CFR | Cost and Freight (named port destination) Стоимость и фрахт (название порта назначения) | Только водный транспорт |
CIF | Cost, Insurance and Freight (named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (название порта назначения) | Только водный транспорт | |
CPT | Carriage paid to (named place of destination) Перевозка оплачена до (название места назначения) | Любой транспорт | |
CIP | Carriage and Insurance paid to (named place of destination) Перевозка и страхование оплачены до (название места назначения) | Любой транспорт | |
Группа «D» - прибытие | DAF[34] | Delivered at frontier (named place) Поставка до границы (название места поставки) | Любой транспорт |
DES | Delivered ax ship (named port of destination) Поставка с судна (название порта назначения) | Только водный транспорт | |
DEQ | Delivered ax quay (named port of destination) Поставка с пристани (название порта назначения) | Только водный транспорт | |
DDU | Delivered duty unpaid (named place of destination) Поставка без оплаты пошлины (название места назначения) | Любой транспорт | |
DDP | Delivered duty paid (named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (название места назначения) | Любой транспорт |
В целях избежания разночтений при заключении международных контрактов используются типовые термины, обозначающие определенные условия поставки продукции. Подробное их описание разрабатывается Международной торговой палатой и публикуется в специальных сборниках под названием «Инкотермс», издаваемых на английском и французском языках (таблица 8.1).
Первый сборник был выпущен в 1936 г. Впоследствии это издание периодически перерабатывалось и дополнялось с учетом развития международной торговли, изменений в практике перевозок грузов. В 2000 г. вышел новый (седьмой по счету) ныне действующий справочник «Инкотермс 2000», в котором приведены основные базисные условия поставки товаров в договорах купли-продажи. Если стороны в контракте придерживаются смысла терминологии, предлагаемого Международной торговой палатой, они должны сделать ссылку в контракте на «Инкотермс 2000», при отступлении же по отдельным позициям от условий «Инкотермс» также необходимо оговорить в контракте.
«Инкотермс 2000» включает описание 13 базисных условий контрактов. Условия выделены в зависимости от обязанностей, которые берут на себя продавец и покупатель, от используемого транспорта[35], величины транспортных расходов, включаемых в цену, видов и величины сопутствующих расходов (погрузка - разгрузка, страхование, таможенное оформление), момента перехода рисков с продавца на покупателя. Эти 13 условий формируют 4 группы.
Группа Е включает условие ЕХW,согласно которому покупатель получает готовый к отправке товар близ завода продавца.
В группу F входят условия, согласно которым продавец обязан, доставить товар до транспортных средств, указанных покупателем. При этом возможно включение в цену и дополнительных расходов по погрузке товара на транспортное средство (FОВ). Стоимость основной перевозки в соответствии с этими условиями в цену не включается, и все связанные с ней расходы и риски несет покупатель, оплачивая их сверх цены.
В группу С входят условия, по которым продавец заключает договор перевозки, но при этом не несет риска потери и повреждения груза во время перевозки, а также дополнительных расходов после нее. Внутри этой группы условий цены могут включать или не включать расходы на страхование.
В группе D входят условия, по которым продавец несет все риски и затраты, связанные с доставкой груза в пункт назначения. Вариации условий этой группы зависят от дополнительных расходов по разгрузке, дополнительной транспортировке до места назначения, по таможенному оформлению и т.д. Цены контрактов, заключенных на условиях группы D, оказываются наиболее высокими, поскольку они в максимальной степени включают дополнительные расходы.
Анализируя распределение расходов между продавцом и покупателем при различных условиях заключения контракта в соответствии с «Инкотермс 2000», можно заключить, что минимальные расходы и обязанности возлагаются на продавца при заключении контракта на условии ЕХW, а максимальные — на условии DDP, где предусмотрено исполнение продавцом даже таможенных формальностей по импорту.
Таблица8. 2.
Распределение расходов между продавцом и покупателем при различных условиях «Инкотермс 2000»
Базисные условия | Проверка товара и упаковка | Доставка до основного транспорта | Экспортные таможенные формальности | Погрузка на основной транспорт | Оплата основной перевозки | Страхование[36] | Выгрузка с основного транспорта | Доставка от основного транспорта | Импортные таможенные формальности | Разгрузка |
EXW | Пр*[37] | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок |
FCA | Пр* | Пр* | Пр* | Пр*/Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок |
FAS | Пр* | Пр* | Пр* | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок |
FOB | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок |
CFR | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр | Пок | Пр | Пок | Пок | Пок |
CIF | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр | Пр | Пр | Пок | Пок | Пок |
CPT | Пр* | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок | Пок |
CIP | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр | Пр | Пр | Пок | Пок | Пок |
DAF | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пок | Пок | Пок |
DES | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пок | Пок | Пок | Пок |
DEQ | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пок | Пок | Пок |
DDU | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пок | Пок |
DDP | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пр* | Пок |
Выбор базисных условий поставки зависит от многих факторов, связанных с характеристикой товара, конъюнктурой рынка, ситуацией в странах-контрагентах и т.д. Например, по товарам, производство которых сконцентрировано в ряде мест, а потребление, напротив, повсеместно, цены тяготеют к местам производства или добычи. Высокая конкуренция на рынке импортера заставляет экспортера предлагать условия, включающие доставку. Налаженные отношения с перевозчиками и страховщиками стимулируют участников сделки брать на себя эти расходы в надежде на получение льгот и, соответственно, дополнительной прибыли или экономии за счет разницы заложенных в расчет контрактной цены и фактических расходов по транспортировке и страхованию.
При нехватке иностранной валюты и возможности привлечь национального перевозчика с оплатой его услуг в местной валюте экспортер предпочтет «длинные» условия поставки (группы С или D). Если в такой ситуации окажется импортер, то он будет стремиться к принятию «коротких» условий (группы Е или F). При нестабильной политической ситуации в стране импортера экспортер предпочтет «короткие» условия поставки, снижающие его риск, и т.д.