Роль В. И. Вернадского и А. Е. Ферсмана в развитии минералогии и роль К. И. Сатпаева в развитии геологии Казахстана
Работы В. И. Вернадского и его учеников старшего поколения (А. Е. Ферсмана и др.) оказали исключительное влияние на развитие минералогии вообще и советской минералогической школы в частности. Глубокий химический, а впоследствии геохимический подход к изучению конституции минералов, к генезису минеральных ассоциаций, вопросам парагенезиса минералов, к зависимостям между свойствами атома и его ролью в процессах минералообразоваиия привели В. И. Вернадского к созданию нового, исключительно прогрессивного направления в минералогии, которое мы теперь часто называем геохимическим.
Минералогия — это химия земной коры, а минералы — продукты часто специфических химических реакций, отличных от реакций, идущих в лабораториях, что определяется сложностью геохимического состава Земли и термодинамических полей ее оболочек. Минерал — не что-то неизменное, а вещество, находящееся в непрерывном взаимодействии с геохимической обстановкой, определяемой исторически развивающимися геологическими процессами. Таким образом, минералогия — это история минеральных видов в длительно идущих геохимических процессах Земли. Широко известны вытекающие отсюда обобщения и выводы, сделанные В. И. Вернадским, об особой роли кремния и алюминия в земной коре, о законах изоморфизма элементов в минералах, о генезисе минералов как продуктов природных химических реакций, о термодинамике природных реакций и особой роли в минералообразовании «живого вещества». Его замечательные работы «Опыт описательной минералогии» (1908), курс лекций, читанных в Московском университете в 1890—1911 гг., «История минералов земной коры», «Биогеохимия», «Очерки геохимии» (20—30-е годы) и многие другие по существу явились основой, на которой развивается и сейчас геохимическое направление в минералогии в нашей стране и за рубежом.
Советская минералогическая школа с самого начала своего формирования также многим обязана третьему выдающемуся ученому — А. Е. Ферсману. Ученик и последователь В. И. Вернадского, один из основоположников геохимии, А. Е. Ферсман сделал очень много для развития школы советской минералогии. Его работы и работы его учеников по химии минералов, изоморфизму, химизму и геохимии природных процессов, опирающиеся на периодический закон Д. И. Менделеева и принципы физической химии и термодинамики, широко известны. А. Е. Ферсман энергично и последовательно проводил еще одно важное направление минералогии — топоминералогические исследования. Возникшие в первые же годы Советской власти, эти работы были обусловлены необходимостью быстро и качественно обеспечить развивающуюся промышленность сведениями о минеральных богатствах нашей страны, давать конкретные сведения по вещественному составу руд отдельных районов, создавать предпосылки для введения новых минералов в качестве рудного сырья. Они позволяли научно обосновать учение о связи отдельных типов минерализации и об их геохимической специфике с геологическими регионами и историей их развития. Организация таких работ, которые были очень типичны и являлись главенствующими для первой половины рассматриваемого периода, сразу же пошла но двум направлениям. Одним из них явилась организация комплексных геолого-минералогических (и геохимических) исследований регионов, мало изученных отдельных районов страны, интересных горнорудных узлов с составлением обобщающих монографий большого практического значения. Второе направление ставило задачу монографического описания отдельных минералов во всех известных их нахождениях на территории СССР.
К. И. Сатпаев имя Сатпаева неразрывно связанно с историей становления промышленности и науки в Казахстане. Каныш Имантаевич Сатпаев – геолог-казах, открывший стране огромные запасы меди Джезказгана и марганец Джезды; первый президент Академии наук Казахской ССР, неустанно заботившийся о расцвете казахстанской науки и ее максимальной практической отдаче; мудрый наставник молодежи, заботливо растивший научные кадры. «Каныш Имантаевич Сатпаев принадлежал к плеяде замечательных геологов нашей страны, являлся одним из наиболее выдающихся ученых в области геологии. Он внес громадный вклад в развитие геологической теории, и его исследования привели к открытию богатейших природных ресурсов Казахстана. Громадные заслуги принадлежат Канышу Имантаевичу Сатпаеву а области организации науки в Казахстане. На протяжении многих лет он являлся президентом Академии наук и создал крупный научный центр, содействовал развитию многих отраслей науки. Каныш Имантаевич играл большую роль и развитии науки всей нашей страны» Академик М.В. Келдыш. «Академик Каныш Имантаевич Сатпаев, президент Академии наук Казхской ССР, родился в семье казаха-кочевника в Баянаульском районе Павлодарской области, учился в аульной школе и учительской семинарии, окончив которую был сельским учителем и народным судьей. Но жажда к знанию и стремление принести наибольшую пользу своему родному краю побудили его поступить в Томский технологический институт, который он закончил по горному отделению в качестве инженера-геолога в 1926 году, выдвинувшись уже на студенческой скамье своими способностями под руководством профессора М.А. Усова, позже академика» Академик В.А. Обручев. «Каныш Имантаевич Сатпаев является тем деятелем науки, тем государственным деятелем, чье имя любимо, популярно в среде казахской интеллигенции, среди всех слоев казахского народа, а также и за пределами Казахстана. Каныш Имантаевич Сатпаев является многосторонне, глубоко и широко осведомленным ученым. Ему близка и известна не только область технологических наук, но в той же мере ему близки и известны, его волнуют и интересуют проблемы и другие отросли знаний. Языковеденье, история казахского народа, история казахской литературы, проблемы искусствоведения в Казахстане – все эти отрасли науки одинаково близки и знакомы Канышу Имантаевичу.»