В краткосрочном периоде
На данном рисунке изображена достаточно простая схема взаимодействия спроса и предложения в условиях совершенной конкуренции. Кривая спроса на продукцию всей отрасли имеет обычный вид, соответствующий закону спроса, и тем самым отличается от кривой спроса на продукцию отдельного предприятия в условиях совершенной конкуренции. В горизонтальную прямую кривая спроса на продукцию отдельного конкурентного предприятия превращалась только потому, что объемы выпуска предприятием ничтожно малы по сравнению с емкостью всего отраслевого рынка.
Точка пересечения кривых спроса и предложения (Е) задает равновесную цену (Ре) и равновесный объем предложения (Qе). Именно сформировавшаяся в рамках всей отрасли равновесная цена (Ре) в дальнейшем каждым конкурентным предприятием рассматривается как сложившаяся данность, как цена, продиктованная рынком, с которой следует смириться, независимо от того, выгодна она или нет.
Кроме этого, точка равновесия при совершенной конкуренции является устойчивой. Отраслевая кривая предложения (S) является суммой кривых предложений всех предприятий, функционирующих в отрасли. Эти предприятия представляют собой совокупность точек, максимизирующих прибыль при разных уровнях цен. Именно таким свойством обладает кривая предельных издержек (МС = S). Отсюда следует, что предприятия не заинтересованы в отклонении от точки равновесия. Ведь любая точка, не лежащая на кривой МС, не удовлетворяет правилу MR = MC, а значит, не дает возможности получать максимальную прибыль.
Особенно сильно устойчивость равновесия совершенно конкурентного предприятия проявляется в долгосрочном периоде.
Поведение совершенно конкурентного предприятия
В долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде, когда могут меняться все виды затрат
(в том числе и те, которые в краткосрочном периоде были постоянными), решение предприятия об объеме выпускаемой продукции будет приниматься иначе, поскольку можно изменять все производственные факторы, включая и размеры предприятия.
Если при существующей рыночной цене несколько предприятий терпят убытки и прекращают производство, предложение на рынке сокращается. Результатом сокращения предложения при постоянном спросе является повышение цены. Возросшая цена позволит предприятиям, оставшимся в отрасли, получать экономическую прибыль. В условиях совершенной конкуренции, когда нет ограничений доступа на рынок, появятся новые предприятия, привлеченные возросшей прибылью. В результате предложение возрастет, а цена снизится. При совершенной конкуренции такие колебания носят постоянный характер. Равновесие на рынке будет достигнуто тогда, когда у предприятий не будет стимулов как для входа в отрасль, так и для выхода из нее. Это достигается при условии, если рыночная цена установится на уровне минимума долгосрочных средних валовых издержек и экономическая прибыль, таким образом, исчезнет (рис. 11.9).
Рис. 11.9. Равновесие совершенно конкурентного предприятия
в долгосрочном периоде
Совершенно конкурентное предприятие производит продукцию на долгосрочном временном интервале только в том случае, когда цена
не опускается ниже долгосрочных средних валовых издержек
(Р ≥ LАТС). Соответственно, при цене, изначально меньшей долгосрочных средних валовых издержек, имеют место убытки и отток предприятий из отрасли. Когда же достигается равенство цены товара и минимально возможных в долгосрочном периоде средних валовых издержек достигается долгосрочное равновесие совершенно конкурентного предприятия.
Достоинства и недостатки рынка совершенной
Конкуренции
Условия долговременного равновесия совершенно конкурентного предприятия и отрасли выглядят следующим образом:
Р = MR = MC = min АТС = min LАТС.
Обращает на себя внимание тот факт, что равновесие устанавливается на уровне минимальных средних валовых издержек как в краткосрочном, так и в долгосрочном временном интервале. Это говорит о том, что производство в условиях совершенной конкуренции организуется технологически наиболее эффективным образом.
Важно то, что как предприятие, так и отрасль в целом функционируют без излишков и дефицитов. В самом деле, кривая спроса при
совершенной конкуренции совпадает с кривой предельного дохода
(D = MR), а кривая предложения – с кривой предельных издержек
(S = МС). Поэтому условие долгосрочного равновесия в совершенно конкурентной отрасли фактически означает равенство спроса и предложения на данный продукт (поскольку MR = МС, то S = D). Следовательно, можно говорить о том, что совершенная конкуренция ведет к оптимальному распределению ресурсов: отрасль вовлекает их в производство ровно в том объеме, который необходим для покрытия платежеспособного спроса.
Принципиальное значение имеет безубыточность предприятия в долгосрочном периоде (Р = min LАТС). Это, с одной стороны, гарантирует отрасли устойчивость: предприятия не несут убытков. А, с другой – нет экономических прибылей, т.е. доходы не перераспределяются в пользу данной отрасли из других секторов экономики.
Совокупность перечисленных достоинств делает рынок совершенной конкуренции одним из самых эффективных типов рынка. Именно совершенно конкурентный рынок является регулятором общественного производства. Никакой другой рынок не обладает набором позитивных свойств: минимальным уровнем средних валовых издержек, эффективным распределением ресурсов (аллокативной эффективностью), отсутствием дефицитов и избытков, сверхприбылей и убытков.
Рынок совершенной конкуренции имеет и недостатки. Характерные для этого рынка мелкие предприятия часто оказываются неспособными использовать наиболее эффективную технику. Дело в том, что экономия на масштабах производства, как правило, бывает доступна только крупным предприятиям.
Кроме этого, рынок совершенной конкуренции не стимулирует развитие научно-технического прогресса. Небольшим предприятиям обычно не хватает средств для финансирования дорогостоящих инвестиционных проектов.
Таким образом, при всех преимуществах рынок совершенной конкуренции нельзя идеализировать. Малые по размерам предприятия, функционирующие на рынке, не могут конкурировать с крупномасштабными предприятиями, насыщенными современной техникой.