Равновесие производителей

Так как бюджетные возможности производителей ограничены, а одинаковые объемы выпуска могут быть обеспечены разными комби- нациями ресурсов, имеющими разную стоимость, то производители оказываются перед проблемой выбора оптимальной комбинации ресурсов. Очевидно, что это такая комбинация труда и капитала, кото- рая одновременно будет находиться на одной из изоквант и на задан- ной изокосте, либо на одной из изокост и на заданной изокванте фир- мы. Возможны два случая.

Первый. Располагая ограниченной суммой денег для приобре- тения ресурсов, фирма должна выбрать из доступных по затратам ком- бинаций ресурсов оптимальную, обеспечивающую наибольший объем выпуска, то есть наиболее производительную их комбинацию.

Для определения такой комбинации необходимо поместить на одном графике изокосту фир-

Равновесие производителей - student2.ru K (ед.)

A

B

Q 2

Q 1

C Q

L (ед.)

мы и карту изоквант (рис. 17).

Оптимальной, то есть самой производительной из всех доступных, будет ком- бинация труда и капитала, которая символизируется точкой касания изокосты фирмы с одной из его изо- квант (точка «В»), так как это будет самая высокая изо- кванта, с которой контакти- рует изокоста фирмы.

Второй. Если фирма

Рис. 17.Равновесие производителя

при фиксированных расходах

производит по заказу, то есть объем выпуска для нее являет-

cя зaдaнным, тo ее зaдaчa cocтomт æ æыбoре тaкoй кoмбmнaцmm реcурcoæ,
Равновесие производителей - student2.ru которая обеспечит заданный объем выпуска с наименьшими затратами средств, то есть наиболее дешевой их комбинации.



Равновесие производителей - student2.ru K (ед.)

A

B

C Q= const

L (ед .)

Графически такая си- туация отображается совме- щением на одном графике изокванты, отражающей за- данный объем выпуска, и не- скольких изокост, отражаю- щих разные уровни расходов на ресурсы (рис. 18).

В этом случае опти- мальной будет комбинация капитала и труда, которая сим- волизируется точкой касания

одной из изокост фирмы с за-

Рис. 18.Равновесие производителя при

фиксированном объеме выпуска

щих заданный объем выпуска.

данной изоквантой, так как это будет самая дешевая комби- нация из всех, обеспечиваю-

Угол наклона изокосты измеряется предельной нормой транс-

формации капитала в труд (MRTKL). Во всех ее точках он одинаков и

Равновесие производителей - student2.ru равен обратному отношению цен ресурсов ( PL

PK

). А предельная норма

  B тoчке кacaнmя mзoкæaнты m mзoкocты углы нaклoнa mх рaæ-
Равновесие производителей - student2.ru технологического (натурального) замещения капитала трудом (MRTSKL) измеряется обратным отношением их предельных продуктов ( MPL ).

MPK

ны. Следовательно, в точке равновесия MRTSKL=MTRKL.

Отсюда условие равновесия производителя:

Равновесие производителей - student2.ru Равновесие производителей - student2.ru MPL = MPK .

MPL

Равновесие производителей - student2.ru MPK

= PL

Равновесие производителей - student2.ru PK

или

PL PK

Отношение предельного продукта ресурса к его цене называется

взвешенным предельным продуктом. Следовательно, условие равно- весия производителя можно сформулировать следующим образом: для достижения равновесия необходимо использовать ресурсы в такой комбинации, при которой обеспечивается равенство их взвешен- ных предельных продуктов.

Проблема достижения равновесия производителя имеет место не только в краткосрочном, но и в долгосрочном периоде. В долго- срочном периоде фирмы могут изменять количество всех ресурсов. Одновременное изменение количества всех применяемых ресурсов, необходимое для изменения объема выпуска, называется изменением масштаба производства. Изменение масштаба производства ведет к изменению размера предприятия. Поэтому в долгосрочном периоде проблема достижения равновесия заключается в выборе оптимального масштаба производства (оптимального размера предприятия). Измене- ние масштаба производства требует изменения бюджета фирмы, то есть суммы денег, которая необходима для приобретения дополни- тельного количества ресурсов.

Если принять цены ресурсов за постоянные, а величину расхо- дов фирмы на приобретение ресурсов переменной, то можно графиче- ски представить все варианты оптимальных комбинаций ресурсов для разных объемов выпуска. Для этого на одном графике надо поместить карту изоквант фирмы и серию изокост, соответствующих разным уровням расходов.

Выбрав на каждой изокванте самую дешевую или на каждой изокосте самую производительную точку и соединив их линией, получим кривую оптимального роста объема производства фирмы

(рис. 19).

Равновесие производителей - student2.ru К (ед.)

L (ед.)

При принятии ре- шения об изменении мас- штаба производства и объема выпуска фирма должна продвигаться по этой кривой.

Изменение масшта- бов производства сопрово- ждается эффектами трех

видов: положительным

(возрастающим), отрица- тельным (понижающимся) и постоянным (не изме-

Рис. 19.Кривая оптимального роста производства

няющимся).

Эффектом мас-

нoшенmе oтнocmтельных (æ прoцентaх) mзмененmй oбъемoæ æыпуcкa m
Равновесие производителей - student2.ru штаба называется соот-

количества применяемых ресурсов.

Увеличение выпуска, превышающее увеличение затрачиваемых ресурсов, называется положительным или возрастающим эффектом масштаба.

Если прирост выпуска меньше, чем прирост затрачиваемых на него ресурсов, имеет место отрицательный или убывающий эффект.

Увеличение выпуска, пропорциональное приросту ресурсов, на- зывается постоянным эффектом масштаба производства: при удвое- нии применяемых ресурсов выпуск удваивается, при их увеличении на

10 % он увеличивается также на 10 %.

Характер эффекта масштаба меняется от изменений самого масштаба производства. При небольшом масштабе производства эф- фект его увеличения обычно является возрастающим, а при большом – убывающим.

Положительный эффект масштаба возникает по двум основным причинам.

Первая. Применение большего количества ресурсов делает воз-

можной специализацию труда, которая повышает отдачу от ресурсов. В итоге продуктивность ресурсов повышается. При больших масштабах производства возможна также специализация управленческого труда.

Вторая. Увеличение масштаба производства часто не требует

пропорционального увеличения всех ресурсов, а некоторые из них вовсе не надо увеличивать. Подъездные пути и освещение достаточны для выпуска и пяти, и десяти партий товара. Увеличение вдвое посевной площади не требует пропорционального увеличения ее ограждения.

При увеличении масштабов производства с определенного пунк- та возникает отрицательный эффект: укрупнение производства ослож- няет сбор всей информации, необходимой для принятия управленческих решений; разрастание административного аппарата (крупные предпри- ятия часто имеют филиалы в других регионах) увеличивает расходы на его содержание и одновременно ухудшает качество управленческих решений. Все это ведет к снижению капитало- и трудоотдачи.

Мы рассмотрели производственную функцию при условии не-

изменности технического уровня производства. Увеличение же объема

выпуска возможно без увеличения ресурсов – за счет внедрения в про-

изводство достижений научно-технического прогресса (НТП).

Технический прогресс следует отличать от простого замещения

труда капиталом. Технический прогресс означает появление новых видов ресурсов, изменение их качества (новые материалы, новые виды энергии, совершенствование техники и технологии производства, по-

вышение квалификации работников и т.д.). Такие изменения означают,

что прежний объем выпуска может обеспечиваться меньшим количе-

ством одного или нескольких ресурсов, либо прежним количеством ресурсов может обеспечиваться больший объем выпуска.

Появление новых видов ресурсов или улучшение их качества еще не означает, что производители будут их использовать. Решение об их использовании принимаются с учетом их цены. Если она очень

высока, то использование нового ресурса может быть невыгодным. При снижении их цены новые ресурсы могут использоваться наряду со старыми либо старые ресурсы могут полностью заменяться новыми.

Количество приобретаемых фирмами ресурсов и объемы вы- пуска могут изменяться при прочих равных условиях при изменении цен ресурсов. Так же, как изменение цены одного блага изменяет по-

ложение бюджетной линии потребителя, так и изменение цены одного ресурса изменяет положение изокосты производителя. Она поворачи- вается вокруг точки пересечения с одной из осей координат, удаляясь

или приближаясь к началу координат.

Изменение цены одного ресурса сопровождается действием эф-

фектов двух видов – эффекта замещения одного ресурса другим и

эффектом выпуска. Эффект выпуска соответствует эффекту дохода в теории потребления.

Повышение цены одного ресурса при постоянной сумме затрат

приводит к сокращению объема выпуска и наоборот.

2.2.3. Предложение на однотоварных рынках:

Наши рекомендации