Особенности производства по делам о применении принудительных мер медицинского характера
Порядок судопроизводства по применению принудительных мер медицинского характера определяется как общими правилами, так и правилами, установленными гл. 51 УПК РФ специально для этого производства. Особенности производства по применению принудительных мер медицинского характера предопределены его особым характером. Следовательно, необходимо точно определить момент, с которого обычное производство по уголовному делу переходит в особое производство по применению принудительных мер медицинского характера. Точное определение этого момента имеет важное значение, в первую очередь, с точки зрения защиты прав и законных интересов лица, в отношении которого ведется производство: с этого момента обязательно участие защитника, досудебное производство должно производиться только в форме предварительного следствия и т.д. В УПК РФ об этом моменте говорится только однажды применительно к участию защитника: «… участие защитника является обязательным с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы» (ст. 438 УПК).
По смыслу закона для определения психического состояния проведение экспертизы обязательно в тех случаях, когда, во-первых, возникает сомнение по поводу вменяемости обвиняемого или подозреваемого или их способности к моменту производства самостоятельно защищать свои права и законные интересы (ст. 196 УПК), а также, во-вторых, в тех случаях, когда возникает сомнение в способности потерпевшего правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела и давать о них показания. Других случаев обязательного установления психического состояния участника процесса путем проведения экспертизы уголовно-процессуальное законодательство не предусматривает. Поэтому совсем не обязательно устанавливать факт душевного заболевания при решении вопроса о допуске защитника только с помощью экспертизы. Факт душевного заболевания с достаточной достоверностью может быть установлен с помощью документов, затребованных из лечебных учреждений, свидетельских показаний, доказательств, полученных из иных источников. Кроме того, следует предусмотреть такое следственное действие, как освидетельствование психического состояния лица, в отношении которого ведется производство, осуществляемое врачом-психиатром в присутствии следователя[220].
Именно установление факта душевного заболевания лица, в отношении которого ведется производство, должно служить основанием для принятия решения о том, что дальнейшее производство по делу осуществляется по правилам гл. 51 УПК РФ. Представляется, что для того, чтобы четче определить момент, с которого производство по конкретному делу приобретает предусмотренные ст. 433 УПК РФ особенности, следовало бы предусмотреть обязанности следователя вынести постановление о приостановлении уголовного дела и возбуждении производства по применению принудительных мер медицинского характера.
Таким образом, как только у лица, проводящего дознание, следователя, прокурора, возникают сомнения в психическом состоянии лица, в отношении которого ведется производство, должны быть приняты меры к установлению факта его душевного заболевания. В случае установления этого факта необходимо вынести постановление о возбуждении производства по применению принудительных мер медицинского характера. С момента вынесения этого постановления иные формы досудебного производства (дознание) должны быть заменены предварительным следствием, а к участию в деле допущен защитник. Не исключается возможность и обратного перевода производства по применению принудительных мер медицинского характера в производство по уголовному делу. Это может произойти в том случае, когда заключением экспертизы будет установлено, что как в момент совершения общественно опасного деяния, так и впоследствии (в том числе и на момент проведения экспертизы) лицо, в отношении которого экспертиза проводилась, отдавало отчет в своих действиях или могло руководить ими. При этом никаких особых трудностей не будет, т.к. по делам о преступлениях лиц, страдающих психическими недостатками, также обязательно предварительное следствие и участие в производстве защитника.
Как уже отмечалось, для решения вопроса о возбуждении производства по применению принудительных мер медицинского характера проведение психиатрической экспертизы не обязательно. Однако экспертиза обязательно должна быть проведена для определения психического состояния лица, в момент совершения общественно опасного деяния (для решения вопроса о вменяемости) либо после его совершения (для решения вопроса о том, лишает ли психическое заболевание возможности отдавать отчет в своих действиях или руководить ими). Экспертиза должна быть назначена сразу же, как только появились сомнения в психическом состоянии лица, в отношении которого ведется производство. При этом, однако, необходимо, чтобы имелись достаточные данные, указывающие на то, что именно это лицо совершило общественно опасное деяние, по поводу которого возбуждено уголовное дело и ведется расследование (ст. 434 УПК РФ).
Особенностями производства по рассматриваемой категории дел являются:
1. Предварительное следствие по этим делам является обязательным.
2. Особенности предмета доказывания.
В соответствии со ст. 334 УПК РФ при производстве предварительного следствия подлежит доказыванию следующее:
1) время, место, способ и другие обстоятельства совершенного деяния;
2) совершено ли деяние, запрещенное уголовным законом, данным лицом;
3) характер и размер вреда, причиненного деянием;
4) наличие у данного лица психических расстройств в прошлом, степень и характера психического заболевания в момент совершения деяния, запрещенного уголовным законом, или во время производства по уголовному делу;
5) связано ли психическое расстройство лица с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда.
3. Обязательное участие защитника. В соответствии со ст.438 УПК РФ в производстве о применении принудительных мер медицинского характера участие защитника является обязательным с момента вынесения постановления о назначении в отношении лица судебно-психиатрической экспертизы, если защитник ранее не участвовал в данном уголовном деле.
4. Участие законного представителя. По смыслу ст. 437 УПК РФ участие законного представителя не является обязательным. Он может привлекаться (а, значит, может и не привлекаться) к участию в деле по постановлению следователя или прокурора.
В соответствии с ч. 2 ст. 437 УПК РФ законный представитель вправе:
1) знать, в совершении какого деяния, запрещенного уголовным законом, уличается представляемое им лицо;
2) заявлять ходатайства и отводы;
3) представлять доказательства;
4) участвовать с разрешения следователя в следственных действиях, производимых по его ходатайству или ходатайству его защитника;
5) знакомиться с протоколами следственных действий, в которых он принимал участие, и делать письменные замечания о правильности и полноте сделанных в них записей;
6) по окончании предварительного расследования знакомиться со всеми материалами уголовного дела, выписывать из него любые сведения и в любом объеме, в том числе с использованием технических средств, получать копию постановления о прекращении уголовного дела или направления дела в суд для применения принудительной меры медицинского характера.
7) участвовать в судебном разбирательстве уголовного дела;
8) обжаловать действия (бездействие) и решения следователя, прокурора и суда;
9) получать копии обжалуемых решений;
10) знать о принесенных по уголовному делу жалобах и представлениях и подавать на них возражения;
11) участвовать в заседании судов апелляционной, кассационной и надзорной инстанций.
О разъяснении законному представителю прав составляется протокол.
5. В соответствии со ст. 436 УПК РФ если в ходе предварительного расследования по уголовному делу о преступлении, совершенном в соучастии, будет установлено, что кто-либо из соучастников совершил деяние в состоянии невменяемости или у кого-либо из соучастников психическое расстройство наступило после совершения преступления, то уголовное дело в отношении его может быть выделено в отдельное производство в порядке, установленном ст. 154 УПК РФ.
6. Окончание предварительного следствия (порядок, виды постановлений, требования, к ним предъявляемые, полномочия прокурора) регламентировано нормами, установленными ст. 439 УПК РФ. Предварительное следствие оканчивается вынесением постановления либо о прекращении уголовного дела, либо о направлении его в суд для применения принудительных мер медицинского характера.
Уголовное дело может быть прекращено по основаниям, предусмотренным ст.ст. 24, 27 УПК РФ, а также в случаях, когда характер совершенного деяния и психическое расстройство лица не связаны с опасностью для него или других лиц либо возможностью причинения им иного существенного вреда.
О прекращении уголовного дела или направлении его в суд следователь уведомляет законного представителя и защитника, а также потерпевшего и разъясняет им право знакомиться с материалами уголовного дела. Ознакомление с уголовным делом, заявление и разрешение ходатайств о дополнении предварительного следствия производятся в порядке, установленными ст.ст. 216-219 УПК РФ.
В постановлении о направлении уголовного дела в суд для применения принудительных мер медицинского характера должны быть изложены:
1) обстоятельства, указанные в ст. 434 УПК РФ и установленные по данному делу;
2) основание для применения принудительной меры медицинского характера;
3) доводы защитника и других лиц, оспаривающих основание для применения принудительной меры медицинского характера, если они были высказаны.
Уголовное дело с постановлением о направлении его в суд следователь передает прокурору, который принимает одно из следующих решений:
1) об утверждении постановления следователя и о направлении уголовного дела в суд;
2) о возвращении уголовного дела следователю для производства дополнительного расследования;
3) о прекращении уголовного дела по основаниям, указанным в п. 1 ч. 1 ст. 439 УПК РФ.
Копия постановления о направлении уголовного дела в суд для применения принудительно меры медицинского характера вручается защитнику и законному представителю.
7. Статья 442 УПК РФ устанавливает перечень вопросов, которые должны быть разрешены судом при принятии решения по уголовному делу.
В ходе судебного разбирательства по уголовному делу должны быть исследованы и разрешены следующие вопросы;
1) имело ли место деяние, запрещенное уголовным законом;
2) совершило ли деяние лицо, в отношении которого рассматривается данное уголовное дело;
3) совершено ли деяние лицом в состоянии невменяемости;
4) наступило ли у данного лица после совершения преступления психическое расстройство, делающее невозможным назначение наказания или его исполнение;
5) представляет ли психическое расстройство лица опасность для него или других лиц либо возможно ли причинение данным лицом иного существенного вреда;
6) подлежит ли применению принудительная мера медицинского характера, и какая именно.
В соответствии со ст. 441 УПК РФ судебное следствие начинается с изложения прокурором доводов о необходимости применения к лицу, которое признано невменяемым или у которого наступило психическое расстройство, принудительной меры медицинского характера. Исследование доказательств и прения сторон проводятся в соответствии со ст.ст. 274 и 292 УПК РФ.
Очевидно, что и в этом случае законодатель допустил явную небрежность. Ведь прежде чем решать вопрос о необходимости применения к лицу принудительных мер медицинского характера, прокурор обязан представить доказательства для установления всех обстоятельств, входящих в предмет доказывания по этим делам. Прежде всего, прокурор должен представить доказательства того, что действительно имело место деяние, предусмотренное УК РФ, что совершило его именно это, а не другое лицо. И только потом прокурор вправе представлять доказательства о необходимости применения к этому лицу принудительных мер медицинского характера.
8. По результатам рассмотрения дела суд выносит одно из следующих постановлений:
1) об освобождении лица от уголовной ответственности или от наказания и о применении к нему принудительной меры медицинского характера. Такое решение суд принимает при наличии трех условий:
а) суд признал доказанным, что деяние, запрещенное уголовным законом, совершено данным лицом в состоянии невменяемости или, что у этого лица после совершения преступления наступило психическое расстройство, делающего невозможным назначение наказания или его исполнения;
б) лицо по своему психическому состоянию представляет опасность для себя и для окружающих его лиц;
в) отсутствуют основания для прекращения этого дела;
2) о прекращении уголовного дела и об отказе в применении принудительных мер медицинского характера – если лицо не представляет опасности по своему психическому состоянию, либо им совершено деяние небольшой тяжести. Одновременно в этом же постановлении должна быть отменена мера пресечения;
3) постановление о прекращении дела, если установлено одно из оснований, предусмотренных ст.ст. 24-26 УПК РФ;
4) постановление о возвращении дела к прокурору в соответствии со ст. 237 УПК РФ. Такое решение суд принимает в случаях, когда:
а) психическое расстройство лица, в отношении которого рассматривается уголовное дела, не установлено;
б) заболевание лица, совершившего преступление, не является препятствием для применения к нему уголовного наказания.
При прекращении уголовного дела копия постановления суда в течение 5 суток направляется в орган здравоохранения для решения вопроса о лечении или направлении лица, нуждающегося в психиатрической помощи в психиатрический стационар.
В постановлении суда разрешается вопрос о вещественных доказательствах, а также разъясняются порядок и сроки обжалования постановления в кассационном порядке.
Порядок обжалования представления суда установлен ст. 444 УПК РФ. Постановление суда может быть обжаловано в кассационном порядке защитником, потерпевшим и его представителем, законным представителем или близким родственником лица, в отношении которого рассматривалось уголовное дело, а также прокурором в соответствии с главой 45 УПК РФ.
Данное положение УПК противоречит Конституции РФ и общепринятым международным стандартам. Ведь постановление суда еще не вступило в законную силу, а значит и нельзя считать лицо, которому назначена принудительная мера медицинского характера психически нездоровым. А даже если это и так, нельзя психически больного лица лишать возможности самостоятельного обжалования процессуальных актов, в том числе и постановления суда о применении к этому лицу принудительной меры медицинского характера.