Контроль качества кожаной обуви

Контроль качества предусматривает два этапа:

1) проверка качества обуви по внешнему виду;

2) проверка физико-механических показателей качества обуви.

На первом этапе проверяют соответствие партии обуви об­разцу-эталону, сорт обуви, правильность ее маркировки и упа­ковки. Изготовитель проверяет каждую пару обуви в партии; про­давец может проводить эту проверку выборочно в соответствии с ГОСТ 9289-78 "Обувь. Правила приемки". В зависимости от объема партии обуви ГОСТ 9289-78 устанавливает объем выбор­ки для нормального и усиленного контроля. Нормальный контроль является основным. На усиленный контроль переходят тогда, когда в ходе нормального контроля две из пяти последующих партий были забракованы. Если при усиленном контроле пять очередных партий будут приняты, то переходят на нормальный контроль. Вы­борку от партии отбирают методом случайного отбора: первую пару отбирают произвольно, а все последующие - через одинако­вое количество пар (х\ равное частному от деления общего числа пар обуви в партии (АО на объем выборки (и), или иначе:

контроль качества кожаной обуви - student2.ru

Кроме этого, ГОСТ 9289-78 устанавливает приемочные и бра­ковочные числа для нормального и усиленного контроля. Интервал между приемочным и браковочным числами равен единице. Если в результате проверки выборки количество пар, переведенных в брак, меньше или равно приемочному числу, то партию обуви считают принятой. Если количество бракованных пар больше или равно браковочному числу, то всю партию бракуют.

Требования к внешнему виду кожаной обуви и основные пра­вила ее сортировки установлены в ГОСТ 28371-89 "Обувь. Опре­деление сортности".

Согласно ГОСТ 28371-89 кожаную обувь делят на стандарт­ную (или сортную) и нестандартную. Стандартная обувь долж­на соответствовать образцу-эталону по модели, фасону колодки

и каблука, материалам и расцветкам верха, материалам низа, применяемой фурнитуре, способу обработки и отделки верха и низа, маркировке. Она должна быть хорошо отформованной, отделанной, без пятен, складок и морщин. Ее оценивают попар­но. Обувь в паре должна быть одинаковой по размеру и полно­те, цвету, мерее и фактуре поверхности материалов. Сортность пары обуви устанавливают по худшей полупаре и наиболее су­щественному дефекту. При этом на полупаре не ограничивается количество наименований дефектов, допустимых в стандартной обуви. Оговаривается лишь размер дефекта, степень его выра­женности и место расположения на деталях. Так, в повседнев­ной стандартной обуви на одной полупаре могут присутствовать 26 наименований дефектов, указанных в таблице ГОСТ 28371-89, в допустимых пределах, а в модельной - 19 наименований де­фектов. Размеры допусков для модельной обуви меньше, чем для повседневной. Существующее положение необходимо исправить, ограничив количество допустимых дефектов на одной полупаре стандартной обуви.

ГОСТ 28371-89 определяет перечень "критических" дефектов, недопустимых в стандартной обуви. К ним относятся:

- сквозные повреждения деталей обуви;

- растрескивание, отслаивание и липкость покрывной пленки
материала верха и подкладки;

- несоответствующий размер и полнота обуви;

- несоответствующий фасон колодки;

- неправильное расположение (соединение) деталей;

- неразглаженный шов, плохое соединение швов;

- неправильно поставленный каблук;

- неприклеенная подошва;

- неприклеенная или порванная подкладка;

- расщелены между деталями низа обуви;

- замины;

- незаделанные или плохо заделанные повреждения;

- выступающие механические крепители;

- неправильное комплектование пар обуви;

- неустойчивость покрытия кож;

Глава 5

Кожевенно-обувные товары



- другие дефекты, при наличии которых невозможно использо­вание обуви по назначению.

Иногда обувь, поступившая в торговлю и приобретенная поку­пателями как вполне доброкачественная, имеет скрытые дефекты. При эксплуатации такая обувь быстро выходит из строя. Поэтому для защиты интересов покупателей Закон "О защите прав потре­бителей" (ст. 5, пп. 6 и 7) предоставляет изготовителю право ус­танавливать на обувь гарантийный срок носки - период, в течение которого в случае обнаружения в обуви недостатков (несоответ­ствия обуви обязательным требованиям, или условиям договора, или образцу, или описанию, а также дефектов, не позволяющих использовать обувь по назначению) "покупатель имеет право предъ­явить претензии продавцу или изготовителю, а изготовитель или продавец обязаны удовлетворить требования покупателя. Если изготовитель не установил гарантийный срок, то такой срок вправе установить продавец. Продавец вправе установить гарантийный срок большей продолжительности, чем срок, установленный из­готовителем.

Продолжительность гарантийных сроков носки обуви уста­навливается в днях со дня продажи через розничную торговую сеть (для внесезонной обуви) или с начала сезона (для зимней, весенне-осенней и летней обуви). Сроки наступления и продолжи­тельность сезонов определяют субъекты Российской Федерации, исходя из климатических условий места нахождения розничной торговой сети или покупателя. Продолжительность гарантийного срока носки обуви должна быть доведена до сведения покупате­ля в информации о товаре (Закон "О защите прав потребителей", ст. 10, п. 2).

Если в течение гарантийного срока при соблюдении покупате­лем нормальных условий эксплуатации и хранения обуви он обна­ружит следующие дефекты: сквозной износ верха, стельки и по­дошв, осыпание красителя (покрытия), разрушение швов, перелом, раскол и отрыв каблука, оседание задника, то такая обувь подлежит обмену или по желанию покупателя ему может быть возвращена полная стоимость обуви на день покупки. Продавец или изготови­тель обязаны принять у покупателя обувь ненадлежащего качества.

При возникновении спора о причинах образования дефектов или недостатков продавец или изготовитель обязаны провести экспер­тизу качества обуви за свой счет. Покупатель вправе участвовать в проверке качества и оспорить заключение экспертизы в судебном порядке. Отсутствие у покупателя кассового или товарного чека не является основанием для отказа в удовлетворении его требова­ний (Закон "О защите прав потребителей", ст. 18, п. 5).

Если недостатки или дефекты обнаружены покупателем после истечения гарантийного срока носки, но в пределах двух лет, по­купатель вправе предъявить продавцу или изготовителю претен­зии, если докажет, что эти недостатки или дефекты возникли до передачи обуви покупателю или по причинам, возникшим до этого момента (Закон "О защите прав потребителей", ст. 19, п. 5).

На втором этапе проводят проверку обуви по физико-ме­ханическим показателям качества: массе, гибкости, деформации подноска и задника, прочности обувных креплений, водостойкос­ти (для обуви из юфти), линейным размерам и толщине деталей. И изготовитель и продавец осуществляют такую проверку только выборочно, поскольку при этом происходит разрушение обуви. Выборка осуществляется методом случайного отбора от общего количества пар обуви в партии, прошедших проверку по внешнему виду. Пары, забракованные на первом этапе контроля качества, во втором не участвуют. Для определения деформации подноска и задника, линейных размеров (высоты обуви, каблука и задника, длины и ширины отдельных деталей), гибкости обуви отбирают 0,1% от количества пар в партии, прошедших проверку по вне­шнему виду, но не менее одной пары; для определения массы обу­ви - 0,1%, но не менее трех пар; для определения водостойкости обуви - 0,2%, но не менее двух пар; для определения толщины деталей, прочности крепления каблука, набойки, подошвы с заго­товкой верха, деталей низа между собой, швов соединения дета­лей заготовки - 0,05%, но не менее одной пары. Если хотя бы по одному показателю отобранные образцы обуви не соответствуют требованиям стандартов, то по этому показателю проводят повтор­ные испытания, но на удвоенном количестве пар. Образцы обуви во вторую выборку отбирают от той же партии, пары из первой

Глава 5

Кожевенно-обувные товары



выборки во второй не участвуют. Результаты повторного контроля распространяются на всю партию.

Наши рекомендации