Методы обучения персонала. Лекция 15. Организация обучения кадров

Лекция 15. Организация обучения кадров

Виды обучения кадров

Существуют три вида обучения.

1. Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей Методы обучения персонала. Лекция 15. Организация обучения кадров - student2.ru Методы обучения персонала. Лекция 15. Организация обучения кадров - student2.ru Методы обучения персонала. Лекция 15. Организация обучения кадров - student2.ru Методы обучения персонала. Лекция 15. Организация обучения кадров - student2.ru человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.

2. Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.

3. Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.

Необходимость проведения подготовки или повышения квалификации персонала внутри организации могут обусловливать следующие причины:

- нехватка квалифицированных кадров на национальном уровне;

- увеличение стоимости рабочей силы;

- давление конкурентов, создающее условия для более эффективного использования труда собственных работников;

- технологические изменения, связанные с научно-техническим прогрессом;

- подготовка к более высокой должности;

- развитие потенциала работников;

- рост объемов производства, торговли, предоставляемых услуг;

- рост социальной ответственности организации за ее работников, т.е. создание организацией условий для развития работников.

Цели повышения квалификации, подготовки и переподготовки:

- удержание работника в организации, сохранение его для организации;

- продвижение по служебной лестнице (создание резерва на управленческие должности);

- повышение производительности и качества труда, а также качества продукции;

- предотвращение профессиональной деградации специалистов;

- нахождение сотрудниками тех видов работ, которые соответствуют их темпераменту, запросам и характеру специальности.

Характеристика видов обучения представлена на рис. 1.

Методы обучения персонала. Лекция 15. Организация обучения кадров - student2.ru

Рис. 1. Характеристика видов обучения

Методы обучения персонала

Обучение персонала может осуществляться на рабочем месте и вне его (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение).

Каждый из названных типов обучения предполагает различные способы организации обучения. В первом случае можно выделить следующие:

- смену работы, смену рабочего места (ротация);

- чередование действий и операций;

- командировку в другие организации (дочерние фирмы, филиалы);

- специальный подбор заданий для обучения;

- наставничество, т.е. повышение мастерства у более квалифицированного работника;

- систему быстрого реагирования после наставничества («натаскивание» сотрудника на выполнение определенных действий и операций);

Методы обучения персонала. Лекция 15. Организация обучения кадров - student2.ru - использование рабочих инструкций (вариант самостоятельной подготовки и переподготовки);

- стенды, тренажеры, которые имитируют какую-либо операцию или ситуацию.

Организация обучения с отрывом от производства предусматривает обучение сотрудника на различных курсах повышения квалификации, которые могут проводиться в специализированных центрах или вузах. При этом одним из распространенных методов обучения является чтение лекций, на которых излагаются теоретические и методические основы, а также результаты передового опыта.

Одним из активных способов обучения считается работа на конференциях и семинарах, участие в обсуждениях, «круглых столах», что способствует развитию мышления и пополнению знаний. Другой активной формой обучения являются деловые игры, участие в которых развивает навыки самостоятельного принятия решений и коллегиальной работы.

Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики, предполагает моделирование организационной проблемы, которую решают участники (слушатели) группы. В процессе выработки решения участники активно используют как теоретические знания, так и практические навыки.

Моделирование как способ обучения и решения производственно-экономических проблем развивает аналитические способности, умение выявлять и учитывать различные факторы (позитивные и негативные, внутренние и внешние и др.), влияющие на результат.

Следует отметить, что в европейской практике управления основной упор делается на подготовку по индивидуальным программам, так как только в этом случае можно получить максимальный эффект. Безусловно, такой подход предполагает тщательный отбор претендентов на обучение.

Наши рекомендации