Методы обучения персонала. Лекция 15. Организация обучения кадров
Лекция 15. Организация обучения кадров
Виды обучения кадров
Существуют три вида обучения.
1. Подготовка кадров - планомерное и организованное обучение и выпуск квалифицированных кадров для всех областей человеческой деятельности, владеющих совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способами общения.
2. Повышение квалификации кадров - обучение кадров с целью усовершенствования знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или повышением в должности.
3. Переподготовка кадров - обучение кадров с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию и результатам труда.
Необходимость проведения подготовки или повышения квалификации персонала внутри организации могут обусловливать следующие причины:
- нехватка квалифицированных кадров на национальном уровне;
- увеличение стоимости рабочей силы;
- давление конкурентов, создающее условия для более эффективного использования труда собственных работников;
- технологические изменения, связанные с научно-техническим прогрессом;
- подготовка к более высокой должности;
- развитие потенциала работников;
- рост объемов производства, торговли, предоставляемых услуг;
- рост социальной ответственности организации за ее работников, т.е. создание организацией условий для развития работников.
Цели повышения квалификации, подготовки и переподготовки:
- удержание работника в организации, сохранение его для организации;
- продвижение по служебной лестнице (создание резерва на управленческие должности);
- повышение производительности и качества труда, а также качества продукции;
- предотвращение профессиональной деградации специалистов;
- нахождение сотрудниками тех видов работ, которые соответствуют их темпераменту, запросам и характеру специальности.
Характеристика видов обучения представлена на рис. 1.
Рис. 1. Характеристика видов обучения
Методы обучения персонала
Обучение персонала может осуществляться на рабочем месте и вне его (внутрипроизводственное и внепроизводственное обучение).
Каждый из названных типов обучения предполагает различные способы организации обучения. В первом случае можно выделить следующие:
- смену работы, смену рабочего места (ротация);
- чередование действий и операций;
- командировку в другие организации (дочерние фирмы, филиалы);
- специальный подбор заданий для обучения;
- наставничество, т.е. повышение мастерства у более квалифицированного работника;
- систему быстрого реагирования после наставничества («натаскивание» сотрудника на выполнение определенных действий и операций);
- использование рабочих инструкций (вариант самостоятельной подготовки и переподготовки);
- стенды, тренажеры, которые имитируют какую-либо операцию или ситуацию.
Организация обучения с отрывом от производства предусматривает обучение сотрудника на различных курсах повышения квалификации, которые могут проводиться в специализированных центрах или вузах. При этом одним из распространенных методов обучения является чтение лекций, на которых излагаются теоретические и методические основы, а также результаты передового опыта.
Одним из активных способов обучения считается работа на конференциях и семинарах, участие в обсуждениях, «круглых столах», что способствует развитию мышления и пополнению знаний. Другой активной формой обучения являются деловые игры, участие в которых развивает навыки самостоятельного принятия решений и коллегиальной работы.
Метод обучения руководящих кадров, основанный на самостоятельном решении конкретных задач из производственной практики, предполагает моделирование организационной проблемы, которую решают участники (слушатели) группы. В процессе выработки решения участники активно используют как теоретические знания, так и практические навыки.
Моделирование как способ обучения и решения производственно-экономических проблем развивает аналитические способности, умение выявлять и учитывать различные факторы (позитивные и негативные, внутренние и внешние и др.), влияющие на результат.
Следует отметить, что в европейской практике управления основной упор делается на подготовку по индивидуальным программам, так как только в этом случае можно получить максимальный эффект. Безусловно, такой подход предполагает тщательный отбор претендентов на обучение.