Ценовая дискриминация первой степени
Она имеет место, когда потребитель платит максимальную цену за каждую единицу товара, которую потребители согласны заплатить.
Результат для монополиста:
Общий объем продаж = конкурентному уровню.
Совокупная прибыль включает в себя весь потребительский излишек.
Особый механизм изъятия всего потребительского излишка – клубное ценообразование или ценообразование по принципу двухчастного тарифа:
1. Плата за доступ к рынку
2. Оплата потребления каждой единицы товара или услуги.
Цена включает в себя постоянную и переменную часть.
Ценовая дискриминация второй степени.
Это установление различий в зависимости от объема покупки цен (не линейное ценообразование, которое зависит от схемы изменения цены):
1. Простой тариф
2. Блочный тариф
3. Установление минимального объема покупки
Ценовая дискриминация третьей степени: условия максимизации прибыли
Это продажа товаров разными группами потребителей с различными элементами спроса по цене. Фирма сегментирует рынок. Выделяют 2 типа рынка:
1. Рис.1 дешевый рынок – высокоэластичный спрос обеспечивает рост выручки за счет снижения цены
2. Рис.2 дорогой – низко эластичный спрос ведет к увеличению выручки за счет повышения цены.
1. Предельные издержки одинаковы на всех рынках, где действуют рынки.
2. Монопольная цена на каждом рынке определяется в соответствии с формулой монопольной цены. На основе этой формулы можно оценить соотношением цен при ценовой дискриминации 3 степени.
Условия максимизации прибыли в случае ценовой дискриминации третьей степени.
Чем выше эластичность, тем выше цена,.
MC=MR1=MR2
MR1=P1(1+ MR2=P2(1+ )
Если бы эластичность спроса была бы одинаковой, то ценовая дискриминация была бы невозможна.
P1(1+ = P2(1+
=
Оценка и последствия рыночной власти фирмы
Цена монополиста позволяет оценить степень рыночной власти :
Повышение Pm над уровнем MC выступает в качестве оценки рыночной власти
На основе этой идеи строится индекс Лернера,который показывает, что монопольная власть ограничена ценовой эластичностью спроса
Последствия рыночной власти
1. Монополистическая прибыль как нарушение совершенства конкуренции в долгосрочном периоде
2. Нерациональное использование ресурсов
Особенности оценки индекса Лернера
Индекс Лернера и величина максимума прибыли (MR) слабо связаны между собой, а именно при высоком индексе Лернера максимальная прибыль может быть любого значения (+-0)
Причины
1. При оценке индекса Лернера средние издержки отсутствуют
2. А в определении max прибыли средние издержки присутствуют
Чем выше норма прибыли, тем выше рыночная власть