Итак, если спрос эластичный, то изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении. Если спрос


Неэластичный, то изменение цены вызывает изменение общей выручки в том же направлении.

Данные зависимости очень важны для предпринимателя. Ему нужно знать следующие правила. В случае неэластичного спроса производителю выгодно повышать пену товара, так как в этом случае его выручка увеличивается. В этом случае выручка будет возрастать. От чего зависит эластичность спроса по цене ?

1. Чем больше у товара заменителей и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на товар. Примеры: различные виды минеральной воды, сигарет, шампуней, зубных паст и т.д.

2. Чем больше разнообразных возможностей использования данного товара, тем выше эластичность спроса на него. Например, спрос на универсальное оборудование более эластичен, чем на специализированное).

3. Чем насущнее потребность, удовлетворяемая товаром, тем ниже эластичность спроса на этот товар. Например, спрос на хлеб менее тем товарам, потребление которых не может быть отложено ( спрос на елки к Новому году, на цветы к 8 Марта и т.д.).

4. Чем более ограничен доступ к товару, тем ниже эластичность спроса на него. Пример ситуации дефицита. Близкий по смыслу эффект очереди.

5. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса. Агрегирование - это объединение товара с другими товарами во все более расширяющиеся группы. Пример, спрос на кондитерские изделия менее эластичен, чем на конфеты «Мишка Косолапый».

6. Спрос становится более эластичным с течением времени. Резкое повышение цен на электроэнергию не сможет сразу привести к такому же резкому снижению спроса на нее со стороны производителей.

7. Чем больший удельный вес занимает продукт в бюджете потребителя, при прочих равных условиях, тем выше будет эластичность спроса на него. Например, десятипроцентный рост цен на жевательную резинку вызовет минимальную реакцию потребителей. Десятипроцентный рост цен на жилье или автомобили будет соответственно иметь более значительную реакцию потребителей.

ВОПРОС ВТОРОЙ

Перекрестная эластичность спроса по цейе - это степень чувствительности спроса на определенный товар к изменению пены другого товара. Коэффициент перекрестной эластичности показывает, на

сколькопроцентов изменится спрос при изменении

Итак, если спрос эластичный, то изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении. Если спрос - student2.ru Сцены другого товара на 1%.

Знак коэффициента перекрестной эластичности зависит от того, являются ли товары взаимозаменяемыми, взаимодополняемыми или нейтральными друг к другу. Если товары взаимодополняемые, то коэффициент перекрестной эластичности отрицателен. Примеры, автомобиль и бензин, магнитофон и аудиокассеты, туристические путевки и железнодорожные билеты. EXY < 0.

Положительная перекрестная эластичность показывает, что товары взаимозаменяемы EXY > 0. Например, автобус и метро, конфеты и торты, мыло и шампунь. Нулевая или близкая к нулевой перекрестная эластичность означает, что товары независимы или нейтральны. Еху = 0

Эластичность спроса но доходу - это степень чувствительности спроса на какой-либо товар к изменению доходов потребителей. Коэффициент эластичности спроса по доходу -это отношениеотносительного изменения объема спроса на товар к относительному

изменению дохода потребителя. Итак, если спрос эластичный, то изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении. Если спрос - student2.ru

В целом рост доходов увеличивает платежеспособный спрос, то есть приводит к сдвигу кривой спроса вправо. Это значит, что чаще всего рост дохода означает и увеличение объема спроса. Следовательно, эластичность спроса по доходу в большинстве случаев является положительной.

Варианты зависимости спроса от дохода могут быть разными.

Если коэффициент эластичности спроса по доходу меньше нуля, то товар является низкокачественным. Увеличение дохода сопровождается падением спроса на этот товар.

Если коэффициент эластичности спроса по доходу больше нуля, то товар называют нормальным.

Среди нормальных товаров можно выделить три группы. Товары первой необходимости, спрос на которые растет медленнее роста доходов (коэффициент эластичности больше нуля, но меньше единицы) и потому имеет предел насыщения. Товары, спрос на которые растет в меру доходов, называют товарами «второй необходимости» (коэффициент эластичности равен единице). Предметы роскоши, спрос на которые опережает рост доходов (коэффициент эластичности больше единицы). Заметим, что для лиц с разным уровнем дохода (или одного и того же человека при изменяющемся уровне дохода) одни и те же блага могут оказаться либо предметами роскоши, либо товарами первой необходимости.

ВОПРОС ТРЕТИЙ.

Эластичность предложения - это степень чувствительности предложения к изменению пены товара. Коэффициент эластичности предложения по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) предложение товара при увеличении (уменьшении) его цены

на 1%. Итак, если спрос эластичный, то изменение цены вызывает изменение общей выручки в противоположном направлении. Если спрос - student2.ru

Коэффициент эластичности предложения по цене всегда положителен, так как в соответствии с законом предложения между изменением цены и объема предложения существует прямая зависимость.

Эластичность предложения зависит от разных факторов, таких, как степень загрузки производственных мощностей, размер товарных запасов, способность к новым инвестициям и сроки их реализации и т.д.

Для понимания эластичности предложения надо учитывать его большую зависимость от фактора времени. По способности предприятия отреагировать на рыночную ситуацию выделяют три рыночных периода.

Мгновенный период- период реализации уже произведенного продукта на рынке. Предложение может подстраиваться под спрос, только изменяя цену. Кривая предложения принимает строго вертикальный вид. Предложение в мгновенном периоде абсолютно неэластично.

Короткий период - период, в течение которого предприятие может подстроиться под спрос, используя ближайшие резервы и повышая объем производства за счет большей загрузки оборудования, интенсификации труда, продажи имеющихся запасов. При этом предприятие не осуществляет никаких капиталовложений в реконструкцию (модернизацию) производства. Кривая предложения постепенно начинает отклоняться от строго вертикального положения. Эластичность предложения становится положительной.

Долгосрочный период- период, в течение которого предприятие формирует новый спрос, осуществляет перестройку производства за счет замены старого оборудования на новое, более производительное, за счет строительства новых предприятий. В этот период происходит также расширение предложения за свет появления на рынке новых фирм-производителей данного товара Таким образом, эластичность предложения по цене постепенно увеличивается во времени. В долгосрочный период «препятствия» для роста эластичности сняты, и она достигает максимальных величин.

Наши рекомендации