Классификация, ассортимент и маркировка резиновых технических изделий
Современная номенклатура резиновых технических изделий насчитывает более 90 тыс. наименований. В зависимости от технологии изготовления они подразделяются на клеенные и формованные (формовые, штампованные, литые) по типу и конструкции — шинные, камерные, рукавные, протекторные, транспортерные, амортизационные, по строению — бестканевые, с тканевой прослойкой и армированные металлическими деталями.
По назначению резиновые технические изделия подразделяются на уплотнительные (прокладки, манжеты), силовые (шестерни, муфты, шарниры), вибро-, звукоизолирующие и противоударные (подкладки, прокладки, гибкие компенсационные приставки), фрикционные (диски, колеса), антифрикционные (опоры скольжения, катки, протекторные кольца), защитные (антикоррозионные обкладки, футеровка), декоративные и др.
Среди резиновых технических изделий наибольшее распространение в народном хозяйстве СССР получили шины. В настоящее время они выпускаются свыше 70 типоразмеров и подразделяются на камерные и бескамерные, обычной и повышенной проходимости (с регулируемым давлением), арочные (аркообразный профиль), широкопрофильные, пневмокатки, а также с металлическим кордом.
В соответствии с действующими стандартами автомобильные шины выпускаются для большегрузных, грузовых и легковых автомобилей, строительных, дорожных, подъемно-транспортных и сельскохозяйственных машин, тракторов, автоприцепов, автобусов и троллейбусов.
В последние годы налажен выпуск радиальных шин (тип P), где корд расположен радиально или меридионально. Такие шины имеют пробег вдвое больше, чем шины с диагонально расположенным кордом, могут двукратно (восстанавливаться. Расширение выпуска шин радиальной конструкции с использованием металлокорда, как отмечалось на XXVII съезде КПСС, — наиболее экономичный путь решения проблемы удовлетворения потребностей народного хозяйства в этой продукции. Повышение пробега только на 10 % равнозначно выпуску б млн. шт. шин.
Маркировка шин наносится на боковую сторону в виде оттиска и отражает ее основные размеры в дюймах[2] или миллиметрах. Например, 9,00—20; 260—20, где первая цифра — диаметр профиля в дюймах (9,00) или миллиметрах (260), вторая — внутренний диаметр в дюймах. Кроме этого, здесь имеется надпись, содержащая наименование завода-изготовителя, месяц и год выпуска, номер шины. Например, Д11840182412, где Д — Днепропетровский шинный комбинат, 11—февраль, 84 — год выпуска, 0182412 — номер шины.
Шины типа P имеют несколько отличную маркировку. Например, 175/70 Р-13 или 165 Р-13, где первая цифра — диаметр профиля, вторая — процентное отношение высоты профиля к его диаметру (цифра отсутствует, если такое отношение равно 100%) — знак максимально допустимой скорости (для данных шин она равна 180 км/ч), P — радиальная конструкция (тип P), 13 — посадочный номер обода.
Транспортерные лентыприменяются для перемещения грузов по горизонтали или при небольшом уклоне на горных предприятиях, в промышленности строительных материалов, черной и цветной металлургии. Они выпускаются без тканевых прокладок, с применением волокнистых наполнителей, а также армированные металлом, в том числе металлическими канатами. Транспортерные ленты подразделяются на специальные (тепло-, масло-, морозостойкие, негорючие и пищевые) и ленты общего назначения (для температур эксплуатации от—45 до+60°C).
Приводные ремнииспользуются для передачи вращательного движения ведущего шкива на валы машин или механизмов. В зависимости от условий эксплуатации (передаваемой мощности, скорости, диаметра шкива, специальных требований) они выпускаются клиновые, плоские, многопрофильные, плоскозубчатые, корд-шнуровые и кордтканевые, а также вариатарные (для изменения скорости вращения без изменения приводного устройства). Ассортимент приводных (ремней насчитывает свыше 400 типоразмеров. Их основные характеристики — диаметр шкива, размеры, наработка часов, максимальная скорость (м/с).
Резиновые рукававыпускаются всасывающие (приемные), выбрасывающие (напорные), напорно-всасывающие и упругорасширяющиеся (уплотнительные). В зависимости от перекачиваемого вещества они подразделяются на типы (бензомаслостойкие, для воды, воздуха, кислорода и нейтральных газов, слабых растворов неорганических кислот и щелочей, сыпучих и пищевых продуктов, паропроводные). Для увеличения прочности и устойчивости смятию рукава армируются металлической спиралью или гофрируются. Их основные характеристики — внутренний диаметр и максимальное рабочее давление.
Техническая листовая резинаиспользуется для изготовления прокладок, клапанов, уплотнителей, амортизаторов. Она выпускается в листах или рулонах типов I (без тканевой прослойки) и II (с тканевой прослойкой).
Резиновый шнур бывает круглого, квадратного и прямоугольного сечения и применяется в качестве уплотнителя. В зависимости от свойств и назначения подразделяется на пять типов — кислотощелочестойкий, теплостойкий, морозостойкий, маслобензостойкий и пищевой.
Эбонитовые изделиявыпускаются в виде пластин, стержней, трубок, дисков и др. В зависимости от свойств они могут применяться в агрессивных жидкостях, электролитах, в качестве электроизоляционного материала.
Перспективным является расширение применения резиновых пневматических конструкций. От традиционных конструкций из жестких материалов они отличаются низкой материалоемкостью, малыми массой и объемом в сложенном состоянии, быстротой приведения в рабочее состояние, высокой стойкостью к нагрузкам, простотой изготовления и сравнительно низкой стоимостью. По назначению, конструкционным признакам, условиям применения и нагрузкам они подразделяются на пневматические строительные конструкции, мягкие резервуары и емкости, поплавковые оболочки, защитную одежду, гидротехнические сооружения, горно-шахтные оболочки и др.
Резиновые технические изделия маркируются рельефным оттиском или несмываемой краской с тыльной стороны. Маркировка содержит наименование или товарный знак предприятия-изготовителя, условное обозначение изделия (наименование, тип, вид, размеры и др.), обозначение стандарта, дату изготовления, штамп OTK и некоторые другие сведения.