Регулирование цен в условиях рыночной экономики

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся основы ценовой политики. На основании этого положения прези­дент совместно с правительством РФ обеспечивает реализацию ценовой поли­тики и законодательства РФ о ценообразовании.

Политика цен – это действия органов государственной власти, местного самоуправления и субъектов ценообразования, направленные на осуществле­ние регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и контроля за их соблюдением.

Политика цен осуществляется через анализ практики формирования цен и их регулирования, контроля за соблюдением государственной дисцип­лины цен, через ограничения негативных последствий монополистической деятель­нос­ти в порядке, предусмотренном антимонопольным законо­да­тель­ст­вом.

Ценовая политика является частью экономической политики государства и в условиях рыночных отношений имеет особо важное значение. Она содей­ствует развитию рыночных отношений, служит средством защиты частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, способствует замедлению инфляции и смягчению ее негативных экономических и социаль­ных последствий, в то же время способствует развитию конкуренции, свобод­ному перемещению товаров, услуг и финансовых средств, свободной экономи­ческой деятельности.

Воздействие государства на процессы ценообразования является од­ним из важных и систематически применяемых методов экономичес­кой политики развитых стран.

Сложившаяся система государственного регулирования цен наря­ду с другими формами отраслевой государственной политики воздей­ствует на стоимостные пропорции и распределение национального дохода между отдельными отраслями и категориями населения стра­ны. Роль этой формы регулирования в последние десятилетия резко усилилась в связи с ростом инфляции. Ценовая политика становится одной из самых важных сфер экономической деятельности государ­ства.

Государство регулирует цены в целях:

1) ограничения инфляционного роста цен в результате обесценения денег, устранения диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг;

2) достижения необходимых соотношений в развитии производства.

3) ограничения роста заработной платы, увеличивающейся пропор­ци­о­нально росту цен;

4) субсидирования производства, находящегося под контролем го­су­дарства, защиты отсталых отраслей экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельского хозяйства), содействия внешнеэкономической деятельности.

5) мобилизации бюджетных средств, необходимых для проведе­ния социально-экономических мероприятий.

Опыт стран с рыночной экономикой показывает, что государ­ство не устранялось и не устраняется от контроля за ценами на внут­реннем рынке, но решает эти задачи методами, присущими рыночно­му механизму.

Известно, что система цен – один из важнейших элементов рыночной экономики, связанный с другими элементами рыночного механизма и реагирующий на их изменения. Государственное регулирование экономики через изменение бюджетных расходов, на­логов, процентных ставок за кредит и других экономических рыча­гов проявляется в изменении издержек и цен на продукцию и воздей­ствует на процессы воспроизводства.

В России в условиях серьезной разбалансированности экономики роль государства заключается в создании рыночных структур в це­лях обеспечения нормальных условий развития рынка: формирова­нии предпринимательства, принятии антимонопольного законода­тельства и т. д. Проведение государством, в частности, антимонополь­ной политики должно обеспечить снятие искусственных ограничений и развертывание конкуренции во всех отраслях и секторах экономи­ки, ее поддержку и всяческое поощрение и развитие на этой основе рыночного ценообразования.

Следует отметить, что либерализация цен не ослабляет, а напро­тив, повышает роль государства в осуществлении политики ценооб­разования. Она заключается не в установлении конкретных цен, а в воздействии с помощью экономических мер на принятие товаропро­изводителями оптимальных решений по ценам, в оказании им мето­дологической и методической помощи, разработке правовых норм по ценообразованию.

Цели государственного регулирования заключаются в том, чтобы не допустить инфляционного роста цен в результате возникновения устойчивого дефицита, резкого роста цен на эксплуатируемое сырье и топливо, монополизма производителей, в том, чтобы создать нор­мальную конкуренцию, способствующую внедрению в производство достижений научно-технического прогресса. Важной задачей при этом является достижение определенных социальных результатов, в частности, поддержание достойного прожиточного минимума, пре­доставление людям возможности приобретать в достаточном коли­честве товары первой необходимости.

Меры воздействия на производителей со стороны государства могут быть как прямыми – путем установления определенных пра­вил ценообразования, так и косвенными – через такие экономичес­кие механизмы, как финансово-кредитный механизм, оплата труда, налогообложение и др.

Практически такие меры регулирования вписываются в общую систему управления рыночной экономикой.

Разработка цен в рыночных условиях осуществляется товаропро­из­во­дителями самостоятельно, но с учетом законов, принятых пра­ви­тель­ст­вом. При этом отклонение от установленных норм эконо­мического поведения в отработанной системе рыночных отношений может быть обнаружено в процессе взаимодействия товаропро­изводителей со своими партнерами либо через финансово-кредитную систему, налогообложение и т. п.

Различают методы прямого и косвенного государственного регулирова­ния цен (рис. 2.6).

       
 
Методы прямого регулирования цен: – административное установление цен; – «замораживание» цен; – установление предельного уровня цен; – регламентация уровня рентабельности; – установление нормативов для определения цен; – декларирование цен и др.
 
Методы косвенного регулирования цен: – налогообложение; – регулирование денежного обращения; – оплата труда; – кредитная политика; – регулирование государственных расходов; – установление норм амортизации и др.

Регулирование цен в условиях рыночной экономики - student2.ru Регулирование цен в условиях рыночной экономики - student2.ru Цена

Рис. 2.6. Методы государственного регулирования цен

При прямых методах регулирования цен государство непосред­ст­венно воздействует на цены путем регламентации их уровня, уста­нов­ле­ния нормативов рентабельности или нормативов элементов, составляющих цену, или другими аналогичными методами.

Как правило, государство прямо регулирует цены на те виды продукции и услуг, которые образуют каркас системы цен. Это цены на энергоносители, услуги транспорта и связи, жилищно-ком­мунальные услуги и др., которые оказывают существенное влия­ние на всю экономику страны. Устанавливая и регулируя цены на эти товары и услуги, государство оказывает решающее воздействие на всю систему цен.

К косвенным методам регулирования цен относятся регулирова­ние учетной ставки процента, налогов, доходов, уровня минималь­ной заработной платы и др. Эти методы проявляются в воздействии государства не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообра­зование, которые носят макроэкономический характер.

Меры косвенного регулирования цен, как правило, направлены на изменение конъюн­ктуры рынка, на создание определенного положения в области фи­нансирования, валютных и налоговых операций, а в целом – на ус­тановление оптимального соотношения между спросом и предложе­ни­ем.

К методам косвенного регулирования цен относятся государствен­ные закупки, налоговая система, регулирование денежного обраще­ния и кредита, политика государственных инвестиций и регулирова­ние государственных расходов, установление норм амортизации и т. д. Этими мерами государство стремится установить равновесие между спросом и предложением и таким образом способствовать более рав­номерному и медленному росту цен в масштабах всей экономики. Косвенные методы регулирования цен проявляются в воздействии не на сами цены, а на факторы, влияющие на ценообразование, факто­ры, которые носят макроэкономический характер.

Оптимальным является гибкое сочетание прямых и косвенных ме­тодов регулирования цен государством.

Контрольные вопросы

1. Дайте определение ценовой политике предприятия.

2. Перечислите цели ценовой политики предприятия.

3. На чем основана политика цен жизненного цикла товара?

4. Перечислите и кратко охарактеризуйте стадии жизненного цикла товара.

5. Что такое стратегия ценообразования?

6. Перечислите основные виды ценовых стратегий.

7. Перечислите и охарактеризуйте этапы установления цены на товар.

8. Перечислите факторы, влияющие на уровень окончательной цены.

9. Назовите основные методы определения цены.

10. Перечислите основные методы затратного ценообразования.

11. Перечислите рыночные методы ценообразования.

12. Перечислите основные эконометрические методы ценообразования.

13. Как устанавливаются цены со скидками?

14. Назовите наиболее распространенные виды скидок с цены.

15. Дайте определение государственной политике цен.

16. Назовите и охарактеризуйте методы государственного регулирования цен.

Наши рекомендации