Метод выборочного контроля
По способу отбора изделий, подвергаемых контролю качества, различают сплошной и выборочный контроль. Для сокращения затрат на контроль в крупносерийном и массовом производстве контролю подвергают только часть партии (генеральной совокупности) – выборку. Если уровень качества изделий в выборке соответствует установленному, то всю партию считают годной, если не соответствует, то бракуется вся партия. В случае, когда партия ошибочно бракуется, говорят об ошибке первого рода, или риске поставщика. Ошибка второго рода, или риск заказчика, означает принятие негодной партии по результатам выборки. Обе ошибки выражаются в процентах и оговариваются при совершении торговых сделок.
Если долю дефектных изделий в партии обозначить за Q, то Q=Z/N, где Z – число дефектных деталей в партии, N – объем партии. Доля дефектных деталей в выборке соответственно q=z/n, где z – число бракованных деталей в выборке, n – объем выборки. Если бы генеральная совокупность и выборка имели распределение деталей по закону равной вероятности, то выборочный контроль был бы значительно упрощен, т.к. Q равнялось бы q. На самом деле, если q>Q, то возникает ошибка первого рода, если q<Q – ошибка второго рода.
Для распределения вероятностей попадания годных и дефектных изделий в выборку применяют биноминальный, гипергеометрический, Пуассона и нормальный законы распределения. Первые три являются законами распределения случайных величин и используются при контроле по качественному признаку (если есть только два решения: изделие считать годным или нет). Нормальный закон используется при контроле по количественным признакам.
Биноминальное распределение.Вероятность P(n,z) появления в выборке объемом n количества дефектных изделий z определяется по формуле:
;
где - сочетание из n элементов по z;
q – вероятность появления брака;
p – вероятность появления годного изделия.
Пример: построить графики плотности вероятности и кумулятивной вероятности по закону биноминального распределения, если ; q=0,05; p=0,95; n=30.
Число дефектных изделий z | Вероятность P(n,z) | Кумулятивная вероятность F(n,z) |
0,214639 | 0,214639 | |
0,338903 | 0,553542 | |
0,258637 | 0,812179 | |
0,127050 | 0,939228 | |
0,045136 | 0,984364 | |
0,012353 | 0,996718 | |
0,002709 | 0,999427 | |
0,000489 | 0,999915 | |
0,000074 | 0,999989 | |
0,000010 | 0,999999 |
В третьем столбце приведены результаты расчета кумулятивной вероятности. Величина F(n,z) позволяет оценить тенденцию наполнения выборки бракованными деталями, их общее число равно:
;
где k – число дефектных изделий, для которых выполняется расчет.
Кумулятивная вероятность события, при котором количество бракованных изделий может составить z 4, равняется сумме вероятностей попадания в выборку 0, 1, 2, 3 и 4 бракованных изделий, т.е.: F(n,z)=P(n,0)+P(n,1)+P(n,2)+P(n,3)+P(n,4)= =0,214639+0,338903+0,258637+0,127050+0,045136=0,984364
Гипергеометрическое распределение.Гипергеометрическое распределение характеризуется следующими зависимостями:
; ; ; .
Графики плотности вероятности и кумулятивной вероятности не отличаются от ранее рассмотренных.
Распределение Пуассона.Распределение Пуассона является предельным для биноминального распределения, когда вероятность брака мала (q<0,1), объем выборки (n) велик и математическое ожидание z=q*n появления дефектных изделий является ограниченным числом. Это распределение часто называют законом распределения редких событий.
Формула заменяется на формулу ; а .
Число дефектных изделий z | Вероятность биноминального распределения P(n,z) | Вероятность распределения Пуассона P(n,z) | |||
q=0,5 n=6 | q=0,1 n=30 | q=0,05 n=60 | q=0,01 n=300 | ||
0,015625 | 0,042391 | 0,046070 | 0,049041 | 0,049787 | |
0,312500 | 0,236088 | 0,229845 | 0,22517 | 0,224042 | |
0,000000 | 0,000365 | 0,000567 | 0,000758 | 0,000810 |
Т.4. TQM и ISO
1? TQC
Одним из первых приемов продвижения концепции TQM на уровень национальной экономики было введение в 1951г. премии им. Деминга в Японии. Это сыграло свою роль в развитии японской промышленности. Стало очевидно, что достижение качества – задача каждого работника предприятия, а не только инстпектора или инженера по качеству. Чтобы добиться этого на практике, необходимы были определенные системы, распределяющие обязанности, ответственность, полномочия и взаимодействия всех работников в области управления качеством. На этом этапе начали развиваться системные, комплексные принципы Всеобщего контроля качества (TQC). Эти принципы объединили и скоординировали работу всех подразделений предприятия. Идея Всеобщего контроля качества высказывалась несколькими специалистами, однако наибольший вклад в нее сделал Арманд Фейгенбаум. Он развил понятие спирали качества Джурана, представив ход создания изделия как некий непрерывный, постоянно улучшающийся и развивающийся процесс.
Применение TQC на Западе привело к снижению внимания к статистическим методам, в то время как в Японии часто использовали аббревиатуру TSQC, т.е. всеобщий статистический контроль качества. Особо можно отметить появление в Японии кружков качества, связанное с массовым освоением статистических методов.
В Советском Союзе в конце 1950-х – 1960-х г.г. было разработано и предложено большое количество инженерных и организационных решений по системам качества, таких как:
- Саратовская система бездефектного изготовления продукции (БИП), 1955г.;
- Горьковская КАНАРСПИ (КАчество, НАдежность, Ресурс С Первого Изделия), 1958г.;
- Ярославская система научной организации работ по повышению моторесурса двигателей (НОРМ), 1964г.;
- Львовская система бездефектно труда (СБТ), 1967г.;
- Львовская комплексная система управления качеством продукции на базе стандартизации (КСУКП), 1975г. и др.
Особо следует отметить КАНАРСПИ. Ее автор, Талгат Фатыхович Сейфи, занимает место в истории качества рядом с Фейгенбаумом. Среди его разработок в том числе сертификация систем качества. Несмотря на высоту достижений управленческой мысли в России, применения им практически не нашлось, а заводы начали соревнование за количество стандартов предприятий. Это объясняется тем, что качество вне рынка развиваться не может.
2? TQM
Установить дату формирования концепции Всеобщего менеджмента качества нелегко. Она основывается на идеях Шьюхарта и Деминга, но ее развитие еще продолжается. Общее определение гласит: TQM – это подход к руководству организацией, нацеленный на качество, основанный на участии всех ее членов и направленный на достижение долговременного успеха путем удовлетворения потребителя и выгоды для всех членов организации и общества.
Элементами TQM считается также вручение различных премий за качество:
- Европейской награды качества (The European Quality Award), основанной в 1992г. Европейской организацией менеджмента качества (EFQM);
- Американской национальной наградой им. Малкольма Болдриджа (MBNQA), основанной в 1987г;
- Японской премии им. Э. Деминга (Deming Prize), 1951г.
TQM основывается на принципах Всеобщего контроля качества, но дополняется формированием:
- политики компании, ее миссии, ценностей, руководящих принципов;
- системы планирования качества;
- системы обеспечения качества;
- системы непрерывного улучшения качества.
3? UQM (Universal Quality Management)
В 70-80-е г.г. происходило развитие понятия «продукта», включающего:
- овеществленный продукт, или готовую продукцию;
- интеллектуальный продукт;
- продукт переработки;
- услугу.
Это положило начало развитию универсальных подходов к управлению качеством. Сначала они применялись в военных отраслях, но потом распространились на гражданские отрасли в национальном и международном пространстве.
Периоды | Потребности | Стандарты | Область применения | Роль |
Индустриализация (кон. XIX – нач. XX в.в.) | Промышленные технические стандарты | UNI, DIN, BS, AFNOR, ASME | Национальные | Техническая, технологическая |
Контроль качества (50-е г.г.) | Стандарты на проведение испытаний и контроля | MIL/NATO | США – военные | Техническая безопасность |
Обеспечение качества (60-70 г.г.) | Стандарты, гарантирующие качество и безопасность | CFR, BS, ANSI, ASME, FMVSS, UNI 8450, NATO, AQAP | Групповые, национальные, энергетика, транспорт | Техническое обеспечение безопасности |
Управление качеством (80-90 г.г.) | Стандарты для системы качества | ISO EN | Национальные, интер-национальные | Организационная |
Менеджмент качества (1990-2000 г.г.) | Меры по предупреждению ошибок и улучшению системы | ISO EN | Национальные, интер-национальные | Руководящая |
Универсальность стандартов оценивается как:
- универсальность для предприятий различных отраслей, форм и специализаций;
- универсальность для различных стран вне зависимости от их государственного устройства и вероисповедания.