Представления аналитических данных
Ряд данных, даже небольшой размерности, часто является трудным для непосредственной интерпретации и анализа. Использование табличных и графических методов позволяет организовать и обобщить данные так, чтобы их можно было легко интерпретировать и анализировать. Табличное и графическое представление данных дает информацию об основных свойствах набора данных в целом.
График– масштабное изображение показателей, чисел с помощью геометрических знаков или условно-художественных фигур. График дает возможность зрительно заметить те закономерности, которые содержит числовая информация. Основные формы графиков, которые используются в экономическом анализе – это диаграммы. Они бывают:
¾ по форме графического образа:
линейные,
плоскостные (столбиковые, круговые, секторные, фигурные и т.п.),
объемные;
¾ по содержанию:
диаграммы сравнения (показывают соотношения разных объектов по какому-либо показателю) могут быть столбиковыми, полосовыми, фигурными;
структурные диаграммы (показывают соотношение отдельных частей целого) могут быть секторными;
диаграммы динамики (предназначены для изображения изменения явлений за соответствующие промежутки времени) могут быть в линейной форме.
Диаграммы динамики могут быть в виде графиков контроля, которые используются для оценки выполнения плана. В таком случае на графике будут две линии: плановый и фактический уровень показателя.
При построении графиков нельзя забывать о соблюдении таких требований, каквыразительность рисунка, правильно выбранный масштаб и наглядность. В противном случае будут утеряны преимущества графического способа отражения данных.
Результаты анализа обычно излагаются в виде таблиц, которые представляют собой систему мыслей, суждений, выраженных языком цифр. Таблица значительно выразительнее и нагляднее словесного текста. Показатели в ней располагаются в более логичной и последовательной форме, занимают меньше места, и познавательный эффект достигается гораздо быстрее.
Любая таблица должна содержать заголовок, систему строк и граф, подлежащее (показывает, о чем идет речь и содержит перечень показателей, характеризующих изучаемое явление) и сказуемое (указывает, какими признаками характеризуется подлежащее). По форме таблицы бывают трех основных видов:
1. простые, содержащие перечень информации об изучаемом явлении;
2. групповые, в которых данные объединяются в группы по одному существенному признаку;
3. комбинированные, когда подлежащее таблицы разбивается на группы и подгруппы по нескольким признакам.
По аналитическому содержанию таблицы могут отражать характеристику явления, порядок расчета показателей, динамику показателей, структурные изменения, взаимосвязь показателей, результаты расчета влияния факторов, методику подсчета резервов, сводные результаты анализа.
Вопросы для самопроверки по теме 1.3
1. Что представляет собой способ сравнения?
2. Перечислите типичные ситуации сравнения в зависимости от целей?
3. Каковы виды сравнительного анализа и в чем их сущность?
4. По каким критериям обеспечивается сопоставимость показателей?
5. Как достичь единства объемного фактора?
6. Каким образом обеспечить единство стоимостного фактора?
7. Как нейтрализовать влияние качественного фактора?
8. Как достичь единства структурного фактора?
9. Какие виды относительных показателей используются в экономическом анализе?
10. Приведите примеры расчета относительных показателей?
11. Как используются средние величины при проведении экономического анализа?
12. Что представляет собой группировка информации?
13. Какие виды группировок используются в экономическом анализе?
14. Как используется балансовый способ в экономическом анализе?
15. Какие основные виды графиков используются в экономическом анализе?
16. Какие требования необходимо соблюдать при построении графиков в АХД?
17. Назовите элементы таблицы?
18. Какие таблицы выделяют по форме и по содержанию?
1.3.6 Типовые вопросы-тесты по теме 1.3
1. Сопоставимость данных для проведения анализа обеспечивается:
а) единством объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов, промежутков времени, исходных условий производства, методики исчисления показателей и их состава;
б) единством объемного фактора, методики исчисления показателей и их состава;
в)единством объемных, стоимостных, качественных и структурных факторов;
г) единством объемных, структурных факторов, времени, исходных условий производства, методики исчисления показателей;
д) единство промежутков времени, исходных условий производства, методики исчисления показателей.
2. Сравнение фактической и нормативной величины показателя дает возможность:
а) провести контроль над затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий;
б) определить степень выполнения плана;
в) оценить тенденцию развития экономического процесса;
г) сопоставить различные варианты управленческих решений с целью выбора оптимального из них;
д) оценить достигнутые результаты и определить неиспользованные резервы.
3. Сравнение плановой и фактической величины показателя дает возможность:
а) провести контроль над затратами и способствует внедрению ресурсосберегающих технологий;
б) определить степень выполнения плана;
в) оценить тенденцию развития экономического процесса;
г) сопоставить различные варианты управленческих решений с целью выбора оптимального из них;
д) оценить достигнутые результаты и определить неиспользованные резервы.
4. Единство объемного фактора достигается:
а) путем пересчета плановой суммы затрат на фактический объем производства и сравнения с фактической суммой затрат;
б) путем пересчета плановой суммы затрат на фактический объем производства и сравнения с плановой суммой затрат;
в) путем пересчета фактической суммы затрат на плановый объем производства и сравнения с плановой суммой затрат;
г) путем пересчета фактической суммы затрат на плановый объем производства и сравнения с фактической суммой затрат;
д) сравнением фактической и плановой суммы затрат.
5. Сравнение фактических данных с показателями прошлых лет дает возможность:
а) определить тенденции развития экономических процессов в динамике;
б) определить степень выполнения плана;
в) провести контроль над затратами;
г) сопоставить различные варианты управленческих решений с целью выбора оптимального из них;
д) оценить достигнутые результаты и определить неиспользованные резервы.
6. Сравнение фактических данных с достижениями науки и техники дает возможность:
а) определить степень выполнения плана;
б) провести контроль над затратами;
в) определить тенденции развития экономических процессов в динамике;
г) изыскать резервы;
5. сопоставить различные варианты управленческих решений с целью выбора оптимального из них.
7. Относительный показатель координации это:
а) степень выполнения плана;
б) отношение части к целому;
в) соотношение отдельных частей целого между собой;
г) отношение экономического эффекта к затратам;
д) отношение планового уровня показателя текущего года к уровню этого же показателя в прошлом году.
8. Относительный показатель интенсивности это:
а) степень выполнения плана;
б) степень распространенности какого-либо явления в соответствующей среде;
в) соотношение отдельных частей целого между собой;
г) отношение экономического эффекта к затратам;
д) отношение планового уровня показателя текущего года к уровню этого же показателя в прошлом году.
9. Какие требования необходимо соблюдать при построении графиков:
а) наглядность и масштаб; б) выразительность и масштаб изображения;
в) наглядность, выразительность, быстрота построения изображения и масштаб;
г) наглядность, выразительность и масштаб изображения?
д) выразительность рисунка, правильно выбранный масштаб, красота и наглядность.
10. Что представляет собой способ сравнения:
а) методика определения величины хозяйственных резервов;
б) научный метод познания, в процессе которого неизвестное явление сопоставляется с уже известным с целью определения общих черт или различий;
в) методика измерения влияния факторов;
г) методика изучения стохастических зависимостей;
д) совокупность приемов изучения объекта исследования.
11. В чем заключается сущность балансовой увязки (проверочной строки) в детерминированном анализе:
а) алгебраическая сумма влияния всех факторов должна быть равна общему приросту результативного показателя;
б) разность влияния всех факторов должна соответствовать общему приросту результата в) произведение влияния всех факторов должно соответствовать общему приросту результата;
г) сумма влияния всех факторов должна соответствовать результативному показателю по плану;
д) отношение влияния всех факторов должно соответствовать общему приросту результативного показателя?
12. Какой из способов экономического анализа обеспечивает наглядность и позволяет проследить закономерность развития изучаемых явлений:
а) балансовый способ; б) сравнение; в) индексный;
г) графический; д) цепной подстановки?
13. Как определяется относительный показатель выполнения плана:
а) отношение между фактическим и плановым уровнем показателей в текущем периоде;
б) отношение между плановым и фактическим уровнем показателей в текущем периоде;
в) отношение величины показателя текущего периода к предыдущему;
г) доля части в общем;
д) разность между фактическим и плановым уровнем показателей.