Принципы прогнозирования

ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОБЩЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ КАК ОСНОВА НАУЧНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

Закономерности общественного развития составляют основу научного прогнозирования и планирования. Методология эконо­мического прогнозирования позволяет исследовать будущее в раз­личных аспектах: онтологическом, логическом и гносеологичес­ком. Онтологический аспект формирует будущее прогнозируемо­го объекта в его общих формах, логический — рассматривает прогноз как общенаучное понятие, а гносеологический — имеет своей задачей определить отображение будущего в человеческом сознании.

Важнейшую основу прогнозирования составляют законы диа­лектики: закон единства и борьбы противоположностей; перехода количественных изменений в качественные, закон отрицания от­рицания и др. Так, закон отрицания отрицания помогает понять спиралевидный характер развития общества. Сейчас доказано, что история, политика и экономика имеют в своем развитии колеба­тельный характер. Периодические колебания придают им волно­вую динамику, а в любой динамике можно выделить три фазы: эволюционную, кризисную и революционную.

Принципы прогнозирования

Принцип динамичности явлений иногда называют системно-ди­намическим принципом. Количественные и качественные изме­нения, происходящие внутри отрасли, в перспективе могут фор­мировать принципиально новое качество объекта. В условиях пе­рехода к рынку сильное влияние на качество прогноза оказывает динамика мультипликационных эффектов государственной моне­тарной, фискальной и структурной политики.

Принцип согласованности прогнозов предполагает согласование показателей прогнозов, различающихся по масштабности (микро- и макропрогнозы), прогнозируемому периоду (оперативные и кратко-, средне- и долгосрочные прогнозы) и т.д.

Принцип вариантности прогнозирования заключается в разработ­ке нескольких наиболее вероятных вариантов развития событий в условиях неопределенности будущей среды для объекта.

Принцип непрерывного прогнозирования предполагает непрерыв­ную работу над всеми видами прогнозов во времени, т. е. на осно­ве оперативных прогнозов уточняются краткосрочные, на основе краткосрочных — среднесрочные, а на основе среднесрочных — долгосрочные прогнозы.

Цель принципа варифицируемости(достоверности) — создание реальной теоретикчески реализуемой модели прогноза, обеспечи­вающей достаточную достоверность получаемых экономических результатов и сравнительно точное отображение прогнозируемой действительности.

Принцип рентабельности прогнозирования заключается в том, что затраты на проводимые многочисленные прогнозные расчеты не должны быть большими, т. е. для заказчика они должны быть экономически выгодными.

5. Принципы планирования

Научная обоснованность — один из основных принципов пла­нирования. Планы должны составляться на научной основе с уче­том экономических законов и закономерностей развития произ­водства. Процесс планирования должен опираться на достижения науки и передовой опыт, содействовать ускоренному внедрению их в производство.

Принцип единства политики и экономики предполагает систем­ное решение в планах предприятий экономических, социальных и политических задач, поставленных государством перед сельскохо­зяйственным производством.

Принцип демократического централизма заключался в правиль­ном сочетании централизованного государственного регулирова­ния с широкой инициативой сельскохозяйственных предприятий в планировании своего производства.

Принцип реальности заключается в том, что планы, составлен­ные предприятиями, должны быть выполнимыми.

Принцип директивности договорных обязательств заключался в том, что для отдельных производственных формирований госу­дарство доводило свои требования в виде госзаказа, продналога, продовольственных поставок, имевших после заключения догово­ров силу директивы или закона, которые и государство, и каждое предприятие обязаны выполнять.

Принцип выделения ведущих звеньев и определения главных задач предполагает следующее: выделяются ведущие отрасли АПК; вни­мание сосредоточивается на решающих направлениях развития производства, его главных звеньев; для них в первую очередь вы­деляются материально-технические средства, трудовые ресурсы и капитальные вложения.

Принцип пропорциональности и сбалансированности в планиро­вании предприятий обусловлен требованиями системы ведения народного хозяйства. На каждом сельскохозяйственном предпри­ятии в процессе планирования разрабатывают научно обоснован­ные пропорции между отраслями и элементами производства, их проверяют по трудовым, материальным, финансовым и другим балансам.

Принцип контроля за выполнением планов предусматривает ис­правление ошибок, внесение поправок в ранее принятые планы, а также выявление резервов производства и их мобилизацию в це­лях выполнения планов как отдельными производственными под­разделениями, так и всем хозяйством.

6. Функции прогнозирования и планирования

Направляющая функция планов заключается в регулировании государством и другими иерархическими институтами управления экономических отношений с предприятием, фермерами, т. е. в ре­гулировании цен, налогов, платы за кредит и т. д.

Планирование также обладает функцией предотвращения про­стых и сложных ошибок при принятии организационно-экономи­ческих решений.

Можно выделить следующие основные функции прогнозиро­вания: организационно-экономическая оценка объекта прогнози­рования; системный анализ сложившихся социально-экономичес­ких, научно-технических процессов и тенденций; определение альтернатив, сценариев и стратегий развития прогнозируемого объекта; накопление баз данных, алгоритмов, совершенствование методов обоснования прогнозов с наименьшими погрешностями.

Функции прогнозирования и планирования связаны не только с предсказанием вероятного будущего в развитии экономики, но и с активным участием прогнозов и планов в преобразовании объек­тов планирования.

На современном этапе развития производительных сил и про­изводственных отношений с учетом развития внешней экономи­ческой среды можно выделить следующие основные функции го­сударственного планирования:

1)обеспечение устойчивого и эффективного развития националь­ной экономики и основных народно-хозяйственных комплексов;

2)поддержание планомерности и цикличного равновесия в эко­номике страны;

3)обеспечение конкурентоспособности всех отраслей националь­ной экономики;

4)обеспечение и поддержание темпов экономического развития; внедрение прогрессивной методологии индикативного страте­гического планирования.

Наши рекомендации