Разглашение государственной тайны (ст. 283 УК РФ)
Непосредственный объект – внешняя безопасность РФ.
Предметом преступления являются сведения, составляющие государственную тайну.
Объективная сторона преступления предполагает:
- противоправное придание огласке сведений, составляющих государственную тайну, путем действия или бездействия;
- наступление определенных последствий – они стали достоянием других лиц;
- причинную связь между указанными действиями и последствиями.
Другие лица – это те, которые не допущены к работе со сведениями, составляющими государственную тайну, либо допущены, но к иным сведениям.
Способы разглашения могут быть различными: устный (выступление, разговор), письменный (опубликование в печати, указание в письме), демонстративный (показ образцов, изделий, материалов, схем, чертежей), нарушение порядка хранения и пользования такими сведениями (оставление документов в местах, доступных для ознакомления другими лицами, утрата документов).
Преступление считается оконченным с момента, когда указанные сведения стали достоянием другого лица, т. е. с наступлением последствий.
Субъективная сторона – прямой или косвенный умысел.
Субъект преступления – специальный:
- лица, имеющие допуск к работе со сведениями, составляющими государственную тайну;
- лица, указанные сведения которым стали известны в силу должностных обязанностей по службе или работе.
Квалифицированный состав преступления – разглашение государственной тайны, повлекшее по неосторожности тяжкие последствия.
Тяжкие последствия – оценочное понятие, устанавливаемое в зависимости от обстоятельств содеянного преступления, в частности от наличия использования этих сведений и его адресата, значимости причиненного фактического ущерба и т. д.
Преступления против конституционного строя и безопасности государства
Преступления против конституционного строя и безопасности государства – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные гл. 29 Уголовного кодекса РФ, причиняющие существенный вред основам конституционного устройства РФ и безопасности государства.
Виды преступлений против конституционного строя и безопасности государства:
- преступления, посягающие на внешнюю безопасность РФ (ст. 275, 276 Уголовного кодекса РФ);
- преступления, посягающие на внутреннюю безопасность РФ (ст. 277–280, 282, 282-1, 282-2 Уголовного кодекса РФ);
- преступления, посягающие на экономическую безопасность и обороноспособность страны (ст. 281, 283, 284 Уголовного кодекса РФ).
Видовой объект – конституционный строй и безопасность государства.
Конституционный строй – исходные принципы организации власти, экономических отношений, политической системы общества.
Безопасность государства – состояние защищенности конституционного строя, суверенитета, обороноспособности и территориальной целостности РФ.
Объективная сторона большинства преступлений совершается в форме действий. Ряд преступлений – путем как действия, так и бездействия: ст. 183, 184 Уголовного кодекса РФ. Большинство составов по конструкции формальные, ст. 184 Уголовного кодекса РФ – материальный состав, а формально-материальные – ст. 277 Уголовного кодекса РФ.
Субъективная сторона большинства составов характеризуется прямым умыслом, ст. 282-1 Уголовного кодекса РФ – как с прямым, так и с косвенным умыслом, ст. 284 Уголовного кодекса РФ совершается по неосторожности. Статья 283 может совершаться как с умыслом, так и по неосторожности.
Мотивы:
- месть за деятельность (ст. 277 Уголовного кодекса РФ);
- мотивы идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды (ст. 282-1 Уголовного кодекса РФ);
- мотив ненависти либо вражды в отношении какой-либо социальной группы (ст. 282-1 Уголовного кодекса РФ).
Цели:
- в целях передачи иностранному государству, иностранной организации или их представителям сведений, составляющих государственную тайну (ст. 276 Уголовного кодекса РФ);
- в целях прекращения государственной или иной политической деятельности государственного или общественного деятеля (ст. 277 Уголовного кодекса РФ);
- в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя РФ либо нарушения территориальной целостности РФ (ст. 279 Уголовного кодекса РФ);
- в целях подрыва экономической безопасности и обороноспособности РФ (ст. 281 Уголовного кодекса РФ);
- в целях разработки планов и (или) условий для совершения преступлений экстремисткой направленности (ст. 282-1 Уголовного кодекса РФ).
Субъект в большинстве составов общий.
Специальные субъекты:
- гражданин РФ (ст. 275 Уголовного кодекса РФ);
- иностранный гражданин или лицо без гражданства (ст. 276 Уголовного кодекса РФ);
- лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе (ст. 283 Уголовного кодекса РФ);
- лицо, имеющее доступ к государственной тайне (ст. 284 Уголовного кодекса РФ).
Понятие, общий юридический анализ и виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Понятие и виды должностного лица.
Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы ворганах местного самоуправления – виновно совершенные общественно опасные деяния, предусмотренные гл. 30 Уголовного кодекса РФ, причиняющие существенный вред общественным отношениям, обеспечивающим нормальную и законную деятельность органов власти.
Виды преступлений против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления:
- преступления, совершенные в пределах служебных полномочий (ст. 285, 287, 293 Уголовного кодекса РФ);
- преступления, совершенные с превышением полномочий (ст. 286, 288, 289, 292 Уголовного кодекса РФ);
- преступления, подрывающие государственную службу (ст. 285-1, 285-2, 290, 291 Уголовного кодекса РФ).
Видовой объект – нормальная деятельность органов государственной власти, государственной службы и органов местного самоуправления.
Государственная служба – профессиональная деятельность по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Органы государственной власти — все предусмотренные законодательством РФ органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
Органы местного самоуправления – выборные и другие органы, наделенные полномочиями на решение вопросов местного значения и не входящие в систему органов государственной власти.
Объективная сторона большинства преступлений совершается в форме действий. Ряд преступлений путем бездействия: ст. 287, 293 Уголовного кодекса РФ, а ст. 285 Уголовного кодекса РФ – как действием, так и бездействием. Большинство составов по конструкции – материальные, некоторые – формальные.
Субъективная сторона большинства составов характеризуется умышленной формой вины (прямой умысел: ст. 287, 288, 289, 290, 291, 292 Уголовного кодекса РФ, а ст. 285, 285-1, 285-2, 286 Уголовного кодекса РФ совершаются как с прямым, так и с косвенным умыслом). Ст. 293 Уголовного кодекса РФ характеризуется неосторожной формой вины.
Мотивы:
- корыстный мотив;
- корыстная или иная личная заинтересованность.
Цели:
- не соответствующие условиям получения бюджетных средств (ст. 285-1 Уголовного кодекса РФ);
- не соответствующие условиям, определенным законодательством РФ и бюджетами государственных внебюджетных фондов (ст. 285-2 Уголовного кодекса РФ).
Субъект в большинстве составов специальный, общий – ст. 291 Уголовного кодекса РФ.
Специальные субъекты:
- должностное лицо;
- государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом (ст. 288 Уголовного кодекса РФ);
- должностное лицо, государственный служащий или служащий органа местного самоуправления.
Субъекты должностных преступлений:
- должностные лица;
- лица, занимающие государственные должности РФ;
- лица, занимающие государственные должности субъектов РФ;
- государственные служащие и служащие местного самоуправления, не относящиеся к числу должностных лиц.
Должностное лицо – лицо, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющее функции представителя власти либо выполняющее организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждениях, в Вооруженных Силах и других войсках и воинских формированиях.
Представители власти – работники государственных органов, которые наделены правом в пределах своей компетенции предъявлять требования либо принимать решения, обязательные для исполнения как гражданами, так и организациями, учреждениями и предприятиями независимо от их ведомственной подчиненности и принадлежности (сотрудники правоохранительных органов, таможни, налоговой инспекции и т. п.).
Организационно-распорядительные функции – функции, связанные с руководством коллективом, работой, служебной или производственной деятельностью (руководители коллективов, начальники цехов, прорабы, бригадиры).
Административно-хозяйственные функции – функции, связанные с управлением или распоряжением государственным имуществом (начальники планово-хозяйственных, финансовых отделов, главные бухгалтеры).
Специальное полномочие – осуществляемое на правовой основе (закон, приказ, положение) кратковременное выполнение должностных функций (народные или присяжные заседатели, общественные контролеры и ревизоры).
Государственные должности РФ – должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий государственных органов (Президент РФ, Председатель Правительства РФ, федеральный министр и т. д.).
Государственные должности субъектов РФ – должности, устанавливаемые конституциями и уставами субъектов РФ (президент, губернатор, депутат субъекта и т. д.).