Расчет тарифов на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы

Основу методологии формирования тарифов на услуги водного транспорта составляет так называемый затратный метод, ориентированный на издержки производства. Суть его заключается в том, что к рассчитанной себестоимости единицы продукции (работ, услуг) добавляется заданный размер прибыли, а также косвенные налоги и неналоговые платежи, непосредственно увеличивающие цену:

Ц = S + П + Н, (103)

где S – себестоимость единицы товара, руб.;

П – прибыль в расчете на единицу товара, руб.;

Н – косвенные налоги и неналоговые платежи в цене на единицу товара, руб.

Обоснование цены на услуги водного транспорта (тарифов на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы) начинается с определения плановой себестоимости производства и реализации единицы продукции (работ, услуг) в соответствии с действующим Положением по составу затрат, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) – Сед.

К примеру, себестоимость перевозок характеризует предельный размер эксплуатационных расходов, т.е. расходов, непосредственно связанных с перевозочным процессом, приходящихся на единицу перевозок. При этом имеет значение характер перевозимых грузов. Основные факторы, определяющие различие в себестоимости перевозки различных грузов, можно подразделить на две группы.

К первой группе относятся факторы, связанные со свойствами самого груза, географией и условиями его производства и потребления, степенью его подготовленности к перемещению: соотношение массы и объема груза, количество груза, одновременно предъявляемое к перевозке в один адрес, форма и габаритные размеры грузовых мест, расстояние перевозки, необходимость предохранения груза от порчи и повреждения, потребность в специальном обслуживании (сопровождение грузов, обслуживание перевозок скоропортящихся грузов и т.п.).

Вторая группа факторов обусловлена характеристиками транспортных средств, применяемых для перевозки грузов. К ним относятся грузоподъемность и вместимость транспортных средств, затраты на ремонт подвижного состава, срок его службы, степень специализации.

Для калькуляции себестоимости перевозок важное значение имеет группировка эксплуатационных расходов по стадиям перевозочного процесса, экономическому содержанию (элементам затрат), способу включения затрат в себестоимость (прямые и косвенные).

Особенностью формирования затрат на водном транспорте с учетом технологии перевозочного процесса является деление издержек по двум стадиям: по начально-конечным и движенческим операциям. Начально-конечные операции предполагают расходы на содержание подвижного состава во время стоянки в портах при выполнении технологических операций и погрузочно-разгрузочных работ, при выполнении маневровых работ на акватории порта и т.п.

Движенческие операции определяют расходы по перемещению грузов: топливо и смазочные материалы, связь, содержание подвижного состава в пути следования и др. Эти расходы непосредственно зависят от дальности перевозки. При определении транспортных затрат перевозок на различное расстояние можно использовать следующую зависимость:

З = а + bd, (104)

где З – затраты по перевозке на расстояние d, руб.;

a – затраты на начально-конечные операции в расчете на 1 т груза, руб.;

b – затраты по передвижению в расчете на 1 т∙км, руб.;

d – дальность перевозки, км.

Из приведенной зависимости можно рассчитать себестоимость 1 т∙км перевозок:

S1 т∙км = a/d + b. (105)

Из полученной формулы следует, что себестоимость транспортировки груза зависит от дальности перевозки: чем больше дальность, тем меньше себестоимость.

Следующим этапом расчета является определение размера прибыли в цене товара (работ, услуг) с помощью обоснованной предприятием или установленной государственными органами нормы рентабельности. Прибыль в ценах (тарифах) планируется с учетом необходимости создания на предприятиях фондов потребления и накопления, уплаты налогов на недвижимость, на прибыль, местных.

Расчет суммы прибыли в цене единицы продукции (работ, услуг), т.е. в тарифе на транспортные работы (услуги), когда применяется норма рентабельности по отношению к себестоимости, производится по формуле

Расчет тарифов на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы - student2.ru (106)

где П – сумма прибыли в тарифе, руб.;

НР – норма рентабельности по отношению к себестоимости, %.

При этом плановая прибыль от реализации продукции (работ, услуг) будет определяться потребностью предприятия в прибыли, действующим порядком ее распределения и складываться из ряда составляющих:

– налога на недвижимость, рассчитываемого исходя из установленных ставок и стоимости производственных фондов, подлежащих налогообложению;

– налога на прибыль, сумму которого можно определить следующим образом:

Расчет тарифов на перевозки и погрузочно-разгрузочные работы - student2.ru (107)

где Нп – сумма налога на прибыль, руб.;

Прасп – прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, руб.;

Sн.п – ставка налога на прибыль (обычный размер 24 %), %;

– прибыли, остающейся в распоряжении предприятия.

В свою очередь, прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия, должна включать средства:

– на уплату процентов за ссуды, полученные на восполнение недостатка собственных оборотных средств и на приобретение основных средств и нематериальных активов;

– создание фонда накопления (затраты на финансирование научно-иссле-довательских, опытно-конструкторских, проектных и технологических работ, создание и освоение новых технологических процессов и видов продукции, финансирование инвестиционных проектов и т.д. в соответствии с законодательством);

– создание фонда потребления (премии, выплачиваемые за счет средств специального назначения и целевых поступлений, а также выплаты по системам премирования работников за высокие производственные показатели, вознаграждения по итогам работы за год, материальная помощь, оплата дополнительно предоставляемых по коллективному договору отпусков, надбавки к пенсиям и т.д.);

– образование резервов;

– финансирование прироста собственных оборотных средств;

– местные налоги и сборы, уплачиваемые за счет прибыли (транспортный сбор на обновление и восстановление городского и пригородного пассажирского транспорта, сбор на содержание и развитие инфраструктуры города и другие, общая сумма которых ограничена в настоящее время 5 % прибыли, остающейся в распоряжении предприятия);

– дивиденды (для акционерных обществ).

В цене продукции (работ, услуг) также отражаются налоги и неналоговые платежи (отчисления в целевые бюджетные фонды и в инновационный фонд), поскольку являются ее составляющими элементами.

Налоговая система Республики Беларусь предполагает дифференцированный подход к включению налогов и неналоговых платежей в цену. Одна часть налогов – прямые, т.е. которыми облагается имущество предприятий и их доходы. Эти налоги и неналоговые платежи отражаются в таких элементах цены, как себестоимость и прибыль. Другая часть относится к косвенным налогам, которые выделяются как самостоятельные элементы цены, увеличивают ее размер. Эти налоги уплачиваются покупателем.

Рассмотрим действующий в республике порядок формирования отпускной цены предприятия водного транспорта на фрахт плавсредств или перегрузочной техники, в свою очередь цена фрахта определит цену или тариф на услуги (работы), выполняемые с помощью плавсредств или перегрузочных устройств (значения величин условные) (таблицы 7–10).

Таблица 7 –Калькуляция цены 1 ч фрахта буксира-толкача проект 730 мощностью

Л.с. (221 кВт)

В рублях

Статья затрат На ходу На стоянке
1 Затраты на оплату труда
2 Резерв на отпуск и отгулы
3 Отчисления в ГФСЗН (35 % от стр .1 + стр. 2)
4 Единый платеж (5 % от стр. 1 + стр. 2)
5 Рацион бесплатного питания
6 Затраты на топливо (40,5 кг/ч на ходу; 7,2 кг/ч на стоянке)
7 Затраты на масло (расход 3,6 % от расхода топлива)
8 Материалы навигационные
9 Износ МБП
10 Амортизация (С б = 130000 тыс. руб.)
11 Навигационный ремонт
12 Прочие затраты (Регистр, СЭС, пожнадзор и т. д.)
Итого:
13 Накладные расходы, 35 % "ИТОГО"
Всего:
14 Экологический налог (ставка 34600·0,8 руб./т)
15 Отчисления в инновационный фонд (5 %"ВСЕГО"+ЭН)
16 Себестоимость ("ВСЕГО" + стр.14 + стр. 15)
17 Прибыль, 25 %
И т о г о
18. Отчисления в местный бюджет (1,15 %)
19. Отчисления в республиканский бюджет (3,0 %)
И т о г о
20. НДС, 18 %
21. Всего цена 1 ч фрахта

Таблица 8 – Калькуляция цены 1 ч фрахта несамоходной баржи пр. 187-У

Наши рекомендации