Цели и функции системы управления персоналом
Главная цель системы управления персоналом – обеспечение организации кадрами, их эффективное использование, профессиональное и социальное развитие. Укрупненное дерево целей системы управления персоналом организации представлено на рис. 2.6.
В соответствии с этой целью формируется система управления персоналом организации. Успешное выполнение поставленных целей требует решения таких задач, как:
- обеспечение потребности предприятия в рабочей силе в необходимых объемах и требуемой квалификации;
- достижение обоснованного соотношения между организационно-технической структурой производственного потенциала и структурой трудового потенциала;
- полное и эффективное использование потенциала работника и производственного коллектива в целом;
- обеспечение условий для высокопроизводительного труда, высокого уровня его организованности, мотивированности, самодисциплины, выработка у работника привычки к взаимодействию и сотрудничеству;
- закрепление работника на предприятии, формирование стабильного коллектива как условие окупаемости средств, затрачиваемых на рабочую силу (привлечение, развитие персонала);
- обеспечение реализации желаний, потребностей и интересов работников в отношении содержания труда, условий труда, вида занятости, возможности профессионально-квалификационного и должностного продвижения и т.п.;
- согласование производственной и социальных задач (балансирование интересов предприятия и интересов работников, экономической и социальной эффективности);
- повышение эффективности управления персоналом, достижение целей управления при сокращении издержек на рабочую силу.
Рис. 2.6. Дерево целей системы управления персоналом
Целью организации являются конкретные конечные состояния или искомые результаты, которых она хотела бы достигнуть. Всю совокупность целей организации можно разделить на четыре вида или блока: экономические, научно-технические, производственно-коммерческие и социальные.
Экономическая цель — получение расчетной величины прибыли от реализации продукции или услуг; научно-техническая цель — обеспечение заданного научно-технического уровня продукции и разработок, а также повышение производительности труда за счет совершенствования технологии; производственно-коммерческая цель — производство и реализация продукции или услуг в заданном объеме и с заданной ритмичностью (обеспечивающие экономическую цель, договорные обязательства, госзаказы и т.п.); социальная цель — достижение заданной степени удовлетворения социальных потребностей работников. В настоящее время в условиях перехода на рыночные отношения в качестве генеральной цели правомерно рассматривать экономическую цель, однако органичное развитие организации может быть обеспечено только ориентацией на достижение всех указанных целей.
Цели наемного работника подобны целям администрации организации, но формулировка их несколько изменена. Так, если администрация ставит цели ля того, чтобы создать нормальные условия для эффективного использования, профессионального и социального развития персонала, то работник выступает как потребитель этих условий.
Дерево целей позволяет определить состав функций системы управления персоналом организации. Проведенные научные исследования и практический опыт позволяют сгруппировать все функции управления персоналом в несколько подсистем (табл.).
Состав функциональных подсистем системы
управления персоналом
Функциональная подсистема | Содержание подсистемы |
Подсистема условий труда | Соблюдение требований психофизиологии труда, эргономики труда, технической эстетики, охрана труда и техника безопасности |
Подсистема трудовых отношений | Анализ и регулирование групповых и личностных взаимодействий, отношений руководства, управление производственными конфликтами и стрессами, социально-психологическая диагностика, соблюдение этических норм взаимоотношений, управление взаимодействием с профсоюзами |
Подсистема оформления и учета кадров | Оформление и учет приема, увольнений, перемещений, информационное обеспечение системы кадрового управления, профориентация, обеспечение занятости |
Подсистема планирования, прогнозирования и маркетинга персонала | Разработка стратегии управления персоналом, анализ кадрового потенциала, анализ рынка труда, планирование, прогнозирование потребности в персонале, реклама, планирование кадров, взаимосвязь с внешними источниками. Обеспечивающими организацию кадрами, оценка кандидатов на вакантную должность, текущая периодическая оценка |
Подсистема развития кадров | Техническое и экономическое обучение, переподготовка и повышение квалификации, работа с кадровым резервом, планирование и контроль деловой карьеры, профессиональная и социально-психологическая адаптация новых работников |
Продолжение табл.
Подсистема анализа и развития средств стимулирования труда | Нормирование и тарификация трудового процесса, разработка систем оплаты труда, использование средств материального поощрения, разработка форм участия в капитале, управление трудовой мотивацией |
Подсистема юридических услуг | Решение правовых вопросов трудовых отношений, согласование распорядительных документов по управлению кадрами, решение правовых вопросов хозяйственной деятельности |
Подсистема развития социальной инфраструктуры | Организация общественного питания, управление жилищно-бытовым обслуживанием, развитие культуры и физического воспитания, обеспечение охраны здоровья и отдыха, обеспечение детскими учреждениями, управление социальными конфликтами |
Подсистема разработки оргструктур управления | Анализ сложившейся организационной структуры, проектирование организационной структуры управления, разработка штатного расписания, построение новой организационной структуры управления |