Модель Томпсона и Стрикленда

Эта модель в качестве стратегических индексов использует такие индикаторы, как «рост рынка», «конкурентная позиция предприятия».

 
  Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru

 
  Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru

Направления совершенствования стратегического планирования.

1. Внедрение программ планирования на различных уровнях управления;

2. Объединение стратегических, финансовых и оперативных планов;

3. Сосредоточение усилий на финансирование стратегий;

4. Специальная подготовка в области планирования, усиления маркетингового подхода и внимания к внешним факторам.

Диверсификация

Диверсификация- это распространение хозяйственной деятельности на новые сферы, то есть проникновение предприятий в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной их деятельности.

Причины диверсификации:

- рынок находится на стадии насыщения или сокращения;

- сильные конкуренты;

- снижение рисков;

- текущий бизнес дает превышающую потребность поступления денежных средств.

Существует две базовые стратегии роста на корпоративном уровне:

1. Концентрация в одной отрасли;

2. Диверсификация в другой отрасли.

Диверсификация связана с таким преимуществом крупных предприятий, как «эффект разнообразия». Это когда производство многих видов продукции в рамках крупного предприятия выгоднее, чем производство тех же видов продукции на небольших специализированных предприятиях.

Коммерческая цель диверсификации – увеличение прибыли за счет использования рыночных шансов и установления конкурентных преимуществ.

Схема: Мотивы диверсификации

       
  Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru   Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru

Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru Экономия на масштабах Пробелы в производственной

производства цепи

           
    Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru
  Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru     Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru
 

Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru Снижение риска Диверсификация Доступ к технологиям,

Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru рынкам, ресурсам

       
  Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru   Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru
 

Ожидания руководства Совместная деятельность

(сбыт, маркетинг)

Основным критерием при определении типа диверсификации является принцип слияния:

- Функциональное слияние (объединяются предприятия, связанные в процессе производства);

- Инвестиционное слияние (без производственной общности предприятий).

Схема: Виды диверсификации

Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru Диверсификация

       
  Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru   Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru
 

Связанная Несвязанная

Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru (конгломератная)

       
  Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru   Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru

Вертикальная Горизонтальная

               
  Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru   Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru   Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru   Модель Томпсона и Стрикленда - student2.ru
 

Обратная Прямая Расширение спектра Географическое

продуктов расширение

Вертикальная интеграция– это процесс приобретения или включения в состав предприятия новых производств, входящих в технологическую цепочку выпуска старого продукта на ступенях до или после производственного процесса.

Стратегия интеграции оправдана, когда предприятие может повысить свою рентабельность, контролируя различные стратегически важные звенья в цепи производства и сбыта.

Типы вертикальной интеграции:

- полная интеграция;

- частичная интеграция, то есть часть продукции изготавливается на предприятии, а часть закупается у других предприятий;

- квазиинтеграция – это создание альянсов между компаниями, заинтересованными в интеграции без перехода прав собственности.

Интеграция вертикальная обратная.Предприятие:

- приобретает или устанавливает контроль над источником сырья;

- контроль над производством комплектующих и полуфабрикатов.

Цель: защита стратегически важного источника сырья и доступ к новой технологии.

Интеграция вертикальная прямая (интеграция вперед). Предприятие присоединяет функции, выполняемые ранее дистрибьюторами, то есть приобретается транспорт, сервисные службы, каналы сбыта.

Горизонтальная интеграция – это объединение предприятий, работающих или конкурирующих в одной области деятельности.

Цель горизонтальной интеграции: усиление позиций фирмы в отрасли путем поглощения определенных конкурентов или установление контроля над ним. Предприятие добивается снижения опасности конкурентной борьбы и расширения спектра товаров и услуг.

Несвязанная диверсификация – это охват таких направлений деятельности, которые не имеют прямой непосредственной связи с основной деятельностью предприятия.

Она оправдана, если:

- возможности для интеграции ограничены или вообще отсутствуют;

- позиции конкурентов очень сильны;

- рынок базовой продукции находится в стадии спада.

Мотивы несвязанной диверсификации:

- стремление закрепиться в растущих отраслях с высокой нормой прибыли;

- распределение риска;

- налоговые льготы;

- амбиции руководства.

Сравнение интеграции и диверсификации.

Интеграция Диверсификация
Обмен деятельностью или совместное владение сферами деятельности или ресурсами посредством использования: - торговой марки; - эффективного маркетинга; - сервисного обслуживания; - НИОКР; - возможностей новых товаров или технологий; - избытка мощностей; - экономии на масштабах производства. Распространение хозяйственной деятельности на новые несвязанные сферы в целях: - снижения риска; - повышения ликвидности активов; - защиты против слияния; - установления договорных цен; - обеспечение интересов руководства.

Пути осуществления диверсификации;

1. Внутренний рост, то есть диверсификация деятельности существующего предприятия.

2. Внешний рост – слияние или поглощение.

Слияние – это сделка между двумя или более корпорациями, капитал которых объединяется в одной компании.

Поглощение – это покупка контрольного пакета акций корпораций и превращение ее в подразделение компании-покупателя.

Основные формы объединения. Существует два основных элемента объединений:

- Отношения собственности;

- Производственная или контрактная кооперация.

Производственная кооперация Альянсы и стратегические союзы Концерны
Самостоятельные предприятия Корпорации
нет совместная собственность есть  
       

Концерн – это хозяйственное объединение, основанное на участии головной компании в производственных связях (поставщик - потребитель) и в капитале входящих в него предприятий.

Корпорация. Отношения внутри корпорации регулируются внутренними административными правилами и решениями ее руководства.

Наши рекомендации