Пути снижения себестоимости печатной продукции
Экономическая сторона издательского бизнеса характеризуется общими понятиями. И самое главное из таких общих понятий — это прибыль. В самом общем виде прибыль можно определить как превышение доходов, объема продаж над затратами, расходами. Совокупность затрат на производство (выпуск) и реализацию продукции называют себестоимостью.
Состав и структура себестоимости издательской продукции — соотношение различных статей, видов затрат — как никакая другая экономическая категория отражает специфику этого товара. Она включает расходы на авторский гонорар и вознаграждение за художественно-графические работы; редакционные расходы (расходы на обработку и оформление рукописей); расходы на типографские работы, расходы на бумагу и переплетные материалы.
Общеиздательские, или, по единой для всех отраслей и видов деятельности терминологии, общехозяйственные и общепроизводственные расходы, а также внепроизводственные, или коммерческие, расходы, по сути не отличаются от соответствующих затрат любого другого производственно-коммерческого предприятия.
Общепроизводственные расходы включают
- расходы по содержанию и эксплуатации машин и оборудования амортизационные отчисления на полное восстановление и затраты на ремонт основных средств;
- расходы по страхованию производственного имущества;
- на отопление, освещение и содержание производственных помещений;
- арендную плату за производственные помещения, машины и оборудование;
- оплату труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства;
- другие аналогичные по назначению расходы.
Общехозяйственные расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом, включают практически те же статьи затрат:
- административно-управленческие расходы;
- расходы на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом;
- амортизационные отчисления на полное восстановление и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения;
- расходы по оплате информационных, аудиторских и консультационных услуг;
- другие аналогичные по назначению расходы.
Коммерческие расходы включают расходы:
- на тару и упаковку изделий нa складах готовой продукции;
- по доставке продукции, погрузке, комиссионные сборы (отчисления), уплачиваемые сбытовым и другим посредническим предприятиям;
- по содержанию помещения для хранения продукции в местах ее реализации;
- рекламные расходы;
- другие аналогичные по назначению расходы.
Различия в уровне затрат по каждому изданию объясняются целым рядом причин.
Уменьшение объема листов приводит к снижению суммы прямых расходов. Соотношение объема в издательских и печатных листах, т.е. коэффициент емкости печатного листа тоже влияет на себестоимость. Без изменения объема авторского текста объем издания может быть изменен приемами художественного и технического оформления с соответствующими последствиями для экономики издания. Число и вид (характер) иллюстраций также существенно влияют на себестоимость издания, хотя это влияние нельзя измерить так четко, как влияние объема издания. Этот фактор воздействует в первую очередь на сумму вознаграждения художников и графиков и на типографские расходы в той мере, в какой иллюстрации являются фактором, повышающим сложность этих работ. Наличие иллюстраций, их красочность определяют, как правило, также особые, повышенные требования к бумаге. Поэтому и расходы на бумагу зависят от рассматриваемого фактора.
От того, выпускается книга в обложке или в переплете (с суперобложкой или без нее), зависят как состав и уровень расходов на бумагу и переплетные материалы (дополнительные расходы на дорогостоящие картон, коленкор или ледерин, бумагу на форзац и т.д.), так и уровень типографских расходов. Полиграфическое изготовление (бумага, материалы, типографские работы) 1 экз. в обложке в среднем на 1,5 руб. дешевле, чем в переплете. Футляр, ленточка-закладка, закраска обреза книжного блока, обусловливая повышение расходов на типографские работы, бумагу и материалы, влияют на себестоимость издания аналогичным образом.
Итак, в целом не устаревают положения о том, что «большое значение для снижения себестоимости... имеет уменьшение объемов книг, экономичное оформление изданий, повышение до допустимого предела емкости печатного листа...»
Для снижения себестоимости — безусловно, но возможно, не для повышения прибыльности издания. А именно — только тогда, когда, уменьшая, снижая, сокращая, мы устраняем излишества и не влияем отрицательно на возможности реализации, на коммерческий потенциал, на цену издания. Другими словами, любой элемент оформления как фактор удорожания издания должен быть соответствующим образом обоснован с точки зрения опережающего или, по крайней мере «покрывающего» роста цены.
Например, если использование бумаги более высокого качества увеличивает себестоимость на 15%, с 5 до 5,75 руб. за экз., но при этом продажная цена может быть повышена с 7 до 8,3 руб., то будут не только возмещены дополнительные расходы, но и обеспечена дополнительная прибыль (рентабельность в первом случае составляет 40%, во втором — 43%).
Оптимальный объем, оформления издания и оптимальная продажная цена предполагает знание сложного механизма, который можно назвать маркетинг книги.
В условиях «до рыночного» книгоиздания, когда все затраты в строгом соответствии с утвержденными положениями, прейскурантами и подобными нормативными документами формировались по ставкам, расценкам, отпускным ценам, к постоянным расходам однозначно относились следующие:
- на авторский гонорар, кроме гонорара за произведения художественной и общественно-политической литературы, который хотя и по нисходящей шкале, но был связан с тиражом изданий;
- на графику;
- на обработку и оформление оригиналов;
- общеиздательские расходы;
- расходы на набор и изготовление фотоформ офсетной и глубокой печати.
В настоящее время практически только общеиздательские (общепроизводственные и общехозяйственные) расходы сохраняют характер постоянных. Авторский гонорар все чаще в соответствии с мировой практикой выплачивается в процентах от суммы реализации, а значит, непосредственно зависит от тиража книг.
Расчеты за типографские работы теперь, как правило, не разделяются на составные части, отдельные операции или процессы — услуги полиграфических предприятий оплачиваются преимущественно за каждый экземпляр издания или за 1 лист-оттиск, и, таким образом, расходы на них также являются постоянными, хотя по формированию и отношению к тиражу расходы на полиграфические процессы совсем не однородны: на наборно-формные — постоянные, на печатные и брошюровочно-переплетные — переменные.
Постоянные расходы в свою очередь можно разделить на две части.
Первая в основном определяется мощностью издательства.
К ней относятся амортизационные отчисления, налог с имущества, заработная плата обслуживающего персонала с начислениями. Изменить эти расходы в короткий срок практически невозможно.
Вторая часть расходов (их можно обозначить как «представленные на усмотрение руководства»): расходы на исследования, рекламу, на проведение консультаций, на повышение квалификации сотрудников, благотворительные взносы и т.п. — в критический момент может быть снижена.
Влияние тиража на различные группы расходов и себестоимость издания в целом:
1. С ростом объема производства (тиража издания) себестоимость единицы продукции (экземпляра) снижается благодаря относительному уменьшению постоянных расходов (относительному в том смысле, что уменьшается их размер в каждой единице продукции — экземпляре — при сохранении общей суммы неизменной).
2. Если в течение какого-то периода предприятие не выпускает продукцию, то постоянные затраты будут убытками этого отчетного периода. Поэтому знать их размер — значит знать минимальный риск убытков.