Довоенное время. Восточная Пруссия
Сельское хозяйство калининградской области.
Нередко в нашей местной прессе можно встретить заявления: Восточная Пруссия кормила пол-Германии, а Калининградская область не может даже себя прокормить. На самом деле, до самого своего конца в 1945 году Восточная Пруссия была отсталой аграрной провинцией. Годовой отчет восточнопрусского сельскохозяйственного центрального объединения за 1880 г. рисует довольно нерадостную картину. Данные по посевным площадям говорят о том, что рожью засевается более трети пашни, а овсом – почти треть. На пшеницу и ячмень приходится примерно по 9% площадей. Дождливая осень не позволила собрать достойный урожай картофеля, но высокие цены на него позволят компенсировать потери. И как общий итог:
«Учитывая всё вышеизложенное – сильные зимние морозы, майские заморозки, сильные летние дожди, - не приходится рассчитывать на высокий урожай в 1880 г.»
Но вот в справке , подготовленной в 1944 году ГПУ ВМФ СССР в помощь слушателям партактива читаем:
«В Восточной Пруссии хорошо развито сельское хозяйство (полеводство и животноводство) и оно является главной отраслью экономики.
55 процентов самодеятельного населения занято в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве, 70 процентов жителей Восточной Пруссии живет в деревне.
В крупных помещичьих имениях обработка земли ведется при помощи машин и широко применяется искусственное удобрение. Основной сельскохозяйственной культурой является рожь. Распространена посадка картофеля и сахарной свеклы. Хорошо развито садоводство.
Исключительно большое значение для хозяйства Восточной Пруссии имеет животноводство, в том числе коневодство.
Восточная Пруссия — одна из главных продовольственных баз Германии. Около 15 процентов ее продукции хлебофуражных культур вывозится в другие районы Германии.»
Хотя в справке и говорится, что Восточная Пруссия – одна из главных продовольственных баз Германии, в самом тексте подтверждения этому найти сложно. Коневодство и 15% зернофуражной продукции – это как-то не убедительно.
Как писал специалист по экономической географии Германии В. Фольц: “… мы должны окончательно порвать с известными устаревшими мнениями, будто бы сельскохозяйственный восток … снабжал остальную часть Германии”. Житницей Германии Восточная Пруссия быть не могла хотя бы потому, что средняя урожайность зерновых в 1878 – 1887 годах здесь составляла всего 8,9 центнеров с 1 га (для сравнения, средняя урожайность зерновых в 1990 году в Калининградской области составляла 26 центнеров с 1 га и лишь после ельцинских “реформ” упала до 17 центнеров с 1 га в 1995 году). В 1904 – 1913 годах восточнопрусский показатель возрос и составил 16,7 центнеров, что дало возможность пруссакам относительно небольшое время вывозить излишек хлеба в индустриальные районы Германии. Но рекордных урожаев в 70 – 80 центнеров с 1 га, о которых иногда пишут наши современники, здесь никогда не получали. В Восточной Пруссии большее развитие, чем земледелие, получило животноводство, экспорт мяса в остальную часть Германии начался еще в 50-е годы 19 века. Но опять-таки, говорить и каких-то сенсационных успехах и здесь не приходится, и это отмечают все серьезные исследователи, не погрязшие в германопоклонстве. Так, Г. В. Кретинин пишет: "… особого значения в какой-либо отрасли экономики Германии Восточная Пруссия не имела” (Очерки истории Восточной Пруссии. Калининград, 2002. – С. 349).
После окончания первой мировой войны и серьезных территориальных потерь руководство Германии стало возлагать на Восточную Пруссию особые надежды как на важный регион по поставке продовольствия, тем более что в этой провинции осталось немало неосвоенных земель. Стали выделяться финансовые дотации, но в целом надеждам германского правительства не суждено было сбыться. Все карты смешала природа.
В 1924 году урожай зерновых почти погиб, удалось собрать немногим более высеянных семян. В 1925 году наводнение вновь погубило значительную часть урожая. К тому же вспыхнула эпидемия ящура, что привело к вынужденному забою большого количества скота. Следующий, 1926 год, также стал неурожайным.
Чтобы вывести сельское хозяйство Восточной Пруссии из бесконечного кризиса, имперское правительство за 1928 -–1931 годы выделило в качестве помощи восточнопрусским земледельцам более 350 рейхсмарок помощи. Большая часть денежных субсидий выдавалась безвозмездно. Эти вливания облегчили положение аграрного сектора экономики Восточной Пруссии. Тем не менее, ожидаемого крутого подъема так и не произошло, а неурожай 1931 года снова поставил аграриев на грань краха и неплатежеспособности. Понадобилась серия дополнительных мер, чтобы избежать худшего.
Пришедшие к власти в 1933 году нацисты пытались оживить сельское хозяйство провинции капиталовложениями для создания запасов продовольствия в ходе подготовки к войне. Но, как сообщает немецкий историк К. Тилицки, большая часть сельхозпроизводителей так и не вылезла из долгов и сельское хозяйство в целом было столь же малоспособно создавать ресурсы, как и промышленность. Поэтому пришлось идти на крупные закупки сельхозпродукции в СССР. Ф.
Работа «Особенности социально-экономического развития Восточной Пруссии в 1933-1939 гг.» переносит нас уже во времена Третьего рейха. Это уже ближе по времени. Но и в период правления национал-социалистов каких-либо заметных улучшений в сельском хозяйстве Восточной Пруссии на произошло.
Гаузе пишет, что перед самой войной в 1941 году все склады в Кенигсберге были забиты пшеницей, ячменем и кукурузой из Советского Союза. Однако уже вскоре после начала войны, в 1941 году, даже те продукты, выдача которых была строго регламентирована, часто задерживались или выдавались не в полном количестве. Обычными стали сбои с обеспечением хлебом, а осенью стала ощущаться нехватка фруктов. В сентябре баснословно возросла цена на масло. В целом, пруссаки снабжались продуктами питания явно хуже, чем жители остальных районов Германии. Вряд ли, конечно, такая ситуация могла бы возникнуть уже в столь успешном для немецкой армии 1941 году, если бы Восточная Пруссия была бы действительно “житницей Германии” или хотя бы обладала самодостаточностью в обеспечении себя продовольствием. Далее ситуация складывалась еще хуже.
Выходит, процветание сельского хозяйства в Восточной Пруссии можно отнести к разряду небылиц.