ХYZ – анализ структуры потребления
Методы оперативного контроллинга
К заданиям управления запасами материалов относятся планирование запасов и принятие решений о заказе материалов. Должны быть запланированы желательные условия снабжения и необходимые страховые запасы в соответствии с условиями замораживания капитала по группам материалов, а при необходимости - по деталям.
При управлении запасами материалов идет речь о динамическом процессе. Изменение потребностей на рынке сбыта, а также изменения на рынке закупок требуют постоянной проверки заказов. Таким образом, по значимым материалами должны быть определены:
- критический уровень запасов;
- объем пополнения запасов;
- момент подачи заявки.
Рациональное управление запасами материалов должно ориентироваться на экономическую значимость размещаемых деталей и материалов и их употребляемость.
Для определения экономической значимости отдельных деталей и материалов необходимо использовать АВС-анализ.
Успех организации существенно зависит от структуры объемов заказов.
Цель анализа объема заказов - регулярное отслеживание показателя и улучшение его значений. Поэтому необходимо ежемесячно или ежегодно рассчитывать средний объем заказов. Особое значение имеет выделение части мелких заказов, поскольку количество их должно систематически снижаться.
При проведении анализа объемов заказов их сначала группируют по определенной шкале, потом устанавливают количество заказов и объем в стоимостном выражении для отдельных диапазонов шкалы. Для анализа, как правило, берут данные за один хозяйственный год. Однако если окажется, что структура объемов заказов на протяжении года остается практически неизменной, анализ можно проводить только по данным одного месяца.
АВС-анализ может применяться, прежде всего, в материально - техническом снабжении, производстве и сбыте. Например, в отрасли материально- технического снабжения рассматривают количество и стоимость деталей по поставщикам; в отрасли производства может быть проведено исследование изменение постоянных затрат; в отрасли сбыта интерес представляют заказы, которые поступают, и продукция, которая реализуется.
АВС-анализ необходим и при исследовании затрат по элементам, местам возникновения и объектам калькулирования, а также может применяться в отрасли сбыта для более детального изучения групп продуктов, групп клиентов и отраслей реализации.
Классификация поставщиков осуществляется таким образом:
1. Необходимо взять годовые данные по оборотам с отдельными поставщиками в финансовой бухгалтерии или картотеки поставщиков.
2. Величины оборотов записывают в последовательности, которая убывает в первом столбике (табл. 1).
3. В 2-ом столбике рассчитывается часть оборота поставщика в % к общему обороту
4. В 3-ом столбике заносятся аккумулированные значения оборота поставщиков
Различают три группы поставщиков. А-поставщики - это те, с которыми предприятие осуществляет около 75% оборота. Такой оборот дают приблизительно 5% поставщиков. В-постачальникн (20%) дают, как правило, 20% оборота. Для С-поставщиков (75%) оборот приблизительно 5%.
Таблица 1
АВС анализ данных о поставщиках.
Поставщики | Оборот тыс.грн. | Доля оборота в % к общему | Оборот кумулятивный % |
1. | |||
2. | |||
3. | |||
……………… | ………….. | …………………. | ………………………….. |
20. | 0,1 | ||
Сумма |
На основе АВС-анализа можно узнать, каким поставщикам предприятие должно уделять большее внимание. Если затраты на мероприятия в отрасли закупок должны быть небольшими, то целесообразно уделить внимание прежде всего А-поставщикам, поскольку более интенсивная работа с А- поставщиками (5 %) может повлиять на 75 % общего оборота.
Классификация поставщиков может проводиться в разрезе деталей, которые закупает предприятие. К группе А относят наиболее стоимостные детали, к В - средней стоимости, к С - малоценные материалы. Для деталей гр. А необходим проводить более точный анализ закупочных цен, детальный анализ структуры затрат, анализ рынка, получение нескольких предложений, от поставщиков, ежедневный контроль запасов, более точное определение страховых запасов.
Для деталей группы С, в связи с их низкой стоимостью и большим количеством главное задание рационализации заключается в снижении затрат на оформление заказов и складировании. С этой целью должны проводиться такие мероприятия: упрощение оформления заказов, сведенные заказы, применение простых формулировок заказов, телефонные заказы, ежемесячный расчет, упрощенный складской учет, списание со счета месячной потребности, большие партии заказов, упрощенный контроль запасов, установление более высокого уровня запасов.
Рядом с АВС-анализом для оценки показателей объема могут использоваться другие критерии. Информация о структуре потребления материалов также важна.
При ХYZ – анализе материалы распределяются в соответствии со структурой потребления (табл. 2).
Таблица 2
ХYZ – анализ структуры потребления
Материал | Структура потребления |
Х | Потребление носит постоянный характер |
Y | Потребление обладает тенденцией к повышению или к понижению или имеет сезонные колебания |
Z | Потребление носит нерегулярный характер |
Информация о материалах, которые классифицированы по структуре потребления, - лучший инструмент для принятия решений по каждому из мероприятий в области закупок (табл.3).
Таблица 3