Порядок рассмотрения дела судом надзорной инстанции

Порядок рассмотрения дела в надзорной инстанции во многом схож с порядком рассмотрения дела в кассационной инстанции. Если дело рассматривается в порядке надзора в коллегии Верховного Суда РФ, то в состав суда надзорной инстанции входят три судьи Верховного Суда. При рассмотрении дела в порядке надзора в президиуме суда (областного, краевого и соответствующих им, Верховного Суда РФ), то в заседании президиума должны принимать участие не менее половины членов президиума.

Надзорные жалобы и постановления рассматриваются надзорной инстанцией в областных и соответствующих им судах не позднее 15 суток, а в Верховном Суде РФ – не позднее 30 суток с момента вынесения постановления о возбуждении надзорного производства и передаче дела на рассмотрение суда надзорной инстанции.

О дате, времени и месте рассмотрения суд извещает лиц, имеющих право подать по данному делу надзорную жалобу или представление (указанных в ст. 402 УПК РФ).

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорной жалобой или представлением.

Однако неявка указанных лиц на заседание надзорной инстанции не препятствует рассмотрению уголовного дела. Вместе с тем, участие соответствующего прокурора в заседании Президиума областного, краевого и соответствующих им судов, в заседании Президиума Верховного Суда РФ является обязательным. Это обязанность для прокуроров установлена Законом о Прокуратуре Российской Федерации.

Как и в кассационной инстанции, дело докладывается докладчиком. Докладчиком, как правило, является член Президиума соответствующего суда. Однако не исключена возможность выступать в роли докладчика и судье, который не является членом Президиума этого суда. Очевидно, в этом случае докладчиком выступает тот судья, который непосредственно возбудил надзорное производство своим постановлением. Во всяком случае, не исключена, а в судебной практике, более того, обычна ситуация, когда надзорное производство возбуждает один судья, а докладывает дело на Президиуме другой судья.

Докладчик излагает обстоятельства уголовного дела, содержание приговора, определения или постановления, мотивы надзорных жалобы или представления и вынесения постановления о возбуждении надзорного производства. Докладчику могут быть заданы вопросы.

Затем прокурору предоставляется слово для поддержания внесенного им надзорного представления. А если дело рассматривается не по представлению, а по жалобе? Как и во многих других случаях, законодатель проявил небрежность и вообще обошел вниманием этот вопрос. Между тем, очевидно, что если дело рассматривается не в связи с представлением прокурора, а в связи с жалобой, например, осужденного или его защитника, потерпевшего или его представителя, тогда после докладчика слово должно быть предоставлено лицу, принесшему надзорную жалобу.

В любом случае на основании ч. 6 ст. 407 УПК РФ осужденный, оправданный, их защитники, законные представителя, потерпевший и его представитель вправе дать свои устные объяснения в надзорной инстанции, если они участвуют в судебном заседании.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания, а суд остается на совещание. Решение судом надзорной инстанции принимаются простым большинством голосов. При равенстве голосов судей надзорной инстанции, надзорные жалобы или представления считаются отклоненными, за исключением одного случая: при рассмотрении Президиумом Верховного Суда РФ дела, по которому в качестве меры назначена смертная казнь, решение суда о смертной казни остается в силе, если за оставление смертной казни проголосует не менее двух третей членов Президиума, присутствующих на заседании.

Если дело в порядке надзора рассматривается коллегией суда, то выносится определение, а если Президиумом – постановление.

К определению и постановлению суда надзорной инстанции предъявляются те же требования, что и к кассационному определению.

В постановлении или определении суда надзорной инстанции указываются:

1) дата и место вынесения;

2) наименование суда и состав надзорной инстанции;

3) данные о лице, подавшем кассационные жалобу или представление;

4) данные о лицах, участвовавших в рассмотрении уголовного дела в суде кассационной инстанции;

5) краткое изложение доводов лица, подавшего жалобу или представление, а также возражений других лиц, участвовавших в заседании суда надзорной инстанции;

6) мотивы принятого решения;

7) решение суда надзорной инстанции по жалобе или представлению;

8) решение о мере пресечения.

При отмене или изменении приговора или иного решения указывается на:

1) нарушение норм УПК РФ, подлежащее устранению при новом судебном разбирательстве;

2) обстоятельства, повлекшие назначение несправедливого наказания;

3) основание отмены или изменения приговора или иного судебного решение.

Определение суда надзорной инстанции подписывается всем составом суда, а постановление – председательствующим в заседании Президиума.

Определение или постановление суда приобщается к уголовному делу вместе с надзорной жалобой или представлением, послужившим поводом для возбуждения надзорного производства, постановлением судьи суда надзорной инстанции, в производстве которого находились данные надзорные жалоба или представление, а также постановление председателя суда надзорной инстанции, вынесенным в случаях, предусмотренных ч. 4 ст. 406 УПК РФ.

Возвращая уголовное дело на новое рассмотрение, суд надзорной инстанции должен указать, в суд какой инстанции возвращается данное уголовное дело.

Наши рекомендации