Средний, валовый и предельный доход
Тема 8. Предложение в условиях совершенной конкуренции.
Задача темы – построение модели, описывающей рынок совершенной конкуренции, и определение как фирма осуществляет выбор оптимального объема производства, позволяющего получать максимальную прибыль или минимальные убытки.
Цель деятельности фирмы – максимизация прибыли; ограничение - издержки и спрос.
Причины анализа функционирования рынка совершенной конкуренции:
‒ практическая причина – существование реальных рынков, приближенных по своим характеристикам к рынку совершенной конкуренции (например, рынок сельскохозяйственной продукции США, биржи);
‒ аналитическая причина – образец, стандарт оценки реальных рыночных структур.
Черты рынка совершенной конкуренции:
1. Большое число независимо действующих продавцов (сотни, тысячи).
2. Однородная продукция (стандартизированная) – отсутствует основание для неценовой конкуренции.
3. Отдельная фирма не может устанавливать (воздействовать на) рыночную цену. Каждый производитель приспосабливается к рыночной цене (соглашается). Например, в отрасли действует 10 тыс. фирм, каждая из которых производит по 100 единиц продукции (общий объем производства составляет 1 млн единиц продукции); если одна фирма снизит свой объем производства до 50 единиц, то общий объем составит 999950 единиц продукции, что будет недостаточным изменением в объеме, чтобы воздействовать на изменение цены (потребитель безразличен у какого продавца покупать).
4. Свободное вступление и выход из отрасли.
Спрос и доход фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции.
Так как доля каждой фирмы в общем объеме предложения незначительна, отдельная фирма не может воздействовать на рыночную цену – может только приспосабливаться к рыночной цене (данная величина), соглашаться, руководствоваться. Фирма – «price-taker».
Соответственно кривая спроса на продукцию отдельной фирмы совершенна эластична.
График 8.1. Спрос и доход фирмы на рынке совершенной конкуренции. |
Уточнение: кривая рыночного спроса – нисходящая, отдельной фирмы – совершенно эластична (то, что верно для группы фирм, не верно для отдельной фирмы). Все фирмы, действуя независимо, но одновременно, могут повлиять (и действительно влияют) на общий объем предложения и рыночную цену. Один единственный производитель – не может.
Средний, валовый и предельный доход.
Прибыль – разница между валовым доходом и валовыми издержками производства. Издержки проанализированы в предыдущей теме. Необходимо провести анализ структуры и динамики доходов фирмы.
1. Общий (валовый) доход (TR – Total revenue), получаемый фирмой (выручка): TR = P∙Q (произведение цены продукта и количества проданных единиц). Валовый доход увеличивается на постоянную величину, равную цене, с каждой дополнительной единицей продукции. Графически кривая TR – луч.
2. Средний доход (AR – Average revenue) – доход в расчете на единицу продукции: . В условиях совершенной конкуренции каждая произведенная единица будет продана по одной и той же цене. Следовательно, средний доход равен цене: AR = P. Графически кривая спроса на продукцию фирмы является одновременно кривой ее среднего дохода (только в условиях совершенной конкуренции).
3. Предельный доход (MR – Marginal revenue)– величина, на которую изменится валовый доход фирмы в результате изменения выпуска продукции на одну единицу (приращение TR или дополнение к TR): . Добавочный доход в результате продажи еще одной единицы продукции равен цене: МR = P. Графически кривая предельного дохода совпадает с кривой спроса(только на рынке совершенной конкуренции).