Стратегический уровень моделирования ЦП

Тема № 2: Основные уровни принятия решений в УЦП

План:

1) Классификация и взаимосвязь основных уровней УЦП

2) Стратегический уровень моделирования ЦП

3) Тактический уровень

4) Оперативный уровень.

1. Классификация и взаимосвязь основных уровней УЦП.

Всю совокупность решений, принимаемых при УЦП, можно разделить на 3 уровня:

1)Стратегия

2)Тактика (планирование реализации процессов в ЦП).

3)Уровень оперативного УЦП (от 1 недели до 1 дня)

На первом уровне решаются следующие задачи УЦП:

1)Разработка стратегий и целей ЦП;

2) Выбор формы организации ЦП;

3) Проектирование структуры ЦП;

4) Выбор поставщиков и разработка системы взаимосвязи между ними.

Основные стратегии этого этапа:

1) Стратегия производства (моделирование ЦП в рамках этой стратегии нацелено на выявление предприятий, выпускающих данный вид продукции, определение видов продукции и технологии, с использованием которой она будет производиться и продаваться, на какие рынки рассчитано производство);

2) Стратегия поставок (основным вопросом моделирования ЦП является вопрос выбора поставщиков);

3) Стратегия распределения продукции (решается вопрос выбора прямые поставки или поставки через центры дистрибъюции, выявление клиентов, охваченных данной продукцией);

4) Стратегия введения новых продуктов и процессов на основе инновационной деятельности;

5) Стратегия аутсорсинга (производить самому или покупать).

Тактический уровень, задачи:

1) Прогнозирование спроса;

2) Планирование производственной программы и заказов;

3) Планирование дистрибуции, транспортировки и хранения.

Оперативный уровень, задачи:

1) Планирование производственных расписаний;

2) Маршрутизация транспортных средств с учетом реально складывающейся ситуацией.

Решения на различных уровнях УЦП должны тесно взаимосвязаны друг с другом. Так решение на уровне конфигурирования ЦП должны быть согласованы со стратегией конкурентного поведения субъекта хозяйствования.

Решение на уровне планирования реализации процессов в ЦП принимаются в рамках стратегической конфигурации ЦП.

Решение в области оперативного УЦП связаны с тактикой управления ими.

Существует обратная связь: информация о фактическом протекании процессов передается с оперативного на тактический уровень. Имеет место необходимость адаптации ЦП к реальным условиям функционирования субъектов хозяйствования.

Стратегический уровень моделирования ЦП

Основополагающим моментом стратегического управления ЦП является установление динамического баланса в стратегии конкурентного поведения и стратегии УЦП.

При установлении этого баланса необходимо учитывать следующие факторы:

1)Рыночная потребность в продукции.

2) Частота изменения продуктовой программы;

3) Время реакций на изменение требований рынка или заказ клиента;

4) Необходимый уровень сервиса и цена продукции;

5)Инновации и разработка новых видов товаров;

6) Неопределенность спроса, время выполнения заказа и мощности ЦП.

Нет единой общей стратегии УЦП, которая была бы всегда правильной Есть «правильная» стратегия УЦП для конкретной стратегии конкурентного поведения.

Дадим сравнительную характеристику двух стратегий УЦП:

а) Стратегия, ориентированная на эффективность;

б) Стратегия, ориентированная на уровень спроса.

Элементы стратегии Стратегия, ориентированная на эффективность Ориентация на уровень спроса
1.Основная цель стратегии Управление спроса с минимальными затратами. Быстрая реакция на изменение спроса.
2.Ценовая стратегия Невысокий уровень прибыли. Цена не является инструментом конкурентного преимущества. Ориентируется на высокий уровень прибыли, который достигается путем удовлетворения инд. потребностей покупателя.
3.Стратегия изготовления продукции Низкие затраты за счет максимального использования мощностей. Гибкость использования мощностей , создание резервов для учета неопределенности спроса.
4. Стратегия управления Минимальные запасы и затраты на хранение. Создавать буферные запасы для учета неопределенности спроса.
5.Стратегия времени производства Снижать время производства, но не за счет затрат. Резкое снижение не взирая на затраты.
6.Стратегия поставок Критерии выбора :затраты, качество, надежность. Скорость и гибкость, качество и надежность.

При разработке стратегии УЦП необходимо принимать решения по следующим направлениям:

1) Географическое распределение мощностей ЦП.

Мощности ЦП – это совокупность объектов, на которые осуществляется производство, сборка, хранение и обслуживание продукции. Решения по географическому расположению мощностей должны соответствовать общей стратегии конкурентного поведения. Например, если компания стремится добиться эффекта масштаба, то она должна централизовать производство и дистрибуцию. Это приведет к снижению затрат, но и снизит скорость реакции на рыночные изменения. В противном случае, т.е. при стратегии ориентации на удовлетворение потребностей клиента увеличивается число мест производства и дистрибуции. На основе определения места расположения мощности числа заводов, складов будут планироваться материальные информационные и финансовые потоки до конечного потребителя.

2) Производство и дистрибуция.

В области производства и дистрибуции процессы в ЦП тесно взаимосвязаны друг с другом и рассматриваются в едином контексте.На данном этапе выстраиваются связи «завод - дистрибьюционный центр» - «дистрибьюционный центр - клиент». Определяются материальные потоки до конечного потребителя на основе уже определенного местоположения, числа и размеров дистрибуционных центров, заводов, складов. Эффективность производства и дистрибуции оценивается по двум направлениям: степень выполнения заказов клиента и затраты на их удовлетворение. На этом этапе решаются такие вопросы : какую продукцию производить ?где? в каком количестве? Через какие центры дистрибуции?

3) Управление запасами в ЦП

Под запасами ЦП понимается вся совокупность материалов, незавершенного производства и конечной продукции внутри ЦП.

Запасы в ЦП рассматриваются с позиции удовлетворения потребностей клиентов. Запасы ЦП существуют для сглаживания диспропорций между спросом и поставками. На практике проблема управления запасами является одной из основных при УЦП. Основная цель управления запасами - это нахождение такого уровня запасами, который позволил бы максимально повысить устойчивость ЦП и снизить время выполнения заказа без увеличения затрат или снижение времени реакции на рыночные изменения.

Решение по УЦП должны соответствовать общей стратегии конкурентного поведения. Например:

1) Если предприятие стремится к максимальному уровню реакции на требования клиента, то ему необходимо хранить больше запасов в непосредственной близости от клиента;

2) Если предприятие делает ставку на ценовую политику и снижение затрат, то с точки зрения управления запасами целесообразно централизовать запасы, что приведет к снижению складских затрат.

Выделяют 4 основные группы решений по управлению запасами:

1) Решение в области управления оперативными запасами;

2) Решение по управлению страховыми запасами;

3) Решение по управлению сезонных запасов;

4) Запас «доступности» продукции, который создается для поддержания определенного уровня запаса.

4)Транспортировка

Транспортировка включает в себя перемещение запасов от одного узла ЦП к другому. Она оказывает существенное влияние как на эффективность так и на реакционную способность процессов в ЦП. Способ транспортировки также имеет существенное влияние на решения по управлению запасами и географическому расположению мощностей. Решения по транспортировки должны соответствовать общей стратегии конкурентного поведения. Например: предприятие стремится к максимальному уровню реакции на требования клиента, то ему необходимо использовать быстрые виды перевозок. Если предприятие делает ставку на ценовую политику, то целесообразна более дешевая стратегия транспортировки с централизацией запасов.

5)Информация

Материальные потоки сопровождаются информационными. Информация является одной из основных движущих сил в УЦП. Она координирует бизнес процессы в ЦП и связывает участников процесса в ЦП, позволяет решать различные задачи управления на разных уровнях принятия решений. Эффективное управление информацией невозможно без внедрения информационных систем. Особая роль отводится корпоративным информационным системам. Такие системы наибольшее распространение получили в компьютерных и автомобильных компаниях.

6)Инсорсинг, аутсорсинг.

Сорсинг- это определение исполнителя процесса. На стратегическом уровне сорсинг заключаются принятие решений о том, что предприятие будет делать самостоятельно, а что приобретать на стороне. От этого решения существенно зависит эффективность ЦП. Решение по сорсингу должны приниматься в соответствии со стратегией конкурентного поведения. В любом случаи критерии выбора инсорсинга или аутсорсинга – это общая доходность ЦП.

7)Ценовая политика.

Решением по ценовой политике во многом определяют уровень спроса в ЦП и соотношение «спрос-поставки». Например: возможно поддержание низкого уровня цен за счет более низкого уровня цен. Решение о варьировании цен находится во взаимосвязи с рекламными акциями управлением запасами и объемом продаж. Перспективным направлением является динамическое ценообразование суть, которого состоит в формировании цены в ЦП исходя из изменений условий внешней среды. Эта политика дает возможность адаптировать цену к конкретному клиенту.

Таким образом, решения по управлению ЦП на стратегическом уровне принимаются по следующим направлениям:

1) Географическое;

2) Дистрибуция и производство;

3) Запасы;

4) Транспортировка;

5) Информация;

6) Инсорсинг, аутсорсинга;

7) Ценовая политика.

Тактический уровень

Целью решенийна тактическом уровне УЦП является планирование реализации процессов ЦП. На этом уровне решения принимаются по следующим направлениям:

1) Прогнозирование и планирование спроса.

Для прогнозирования спроса используются различные статистические методы. Информация о потребностях дает основу для согласования процессов планирования и принятий решения по всей ЦП. Задачами прогнозирования и планирования спроса является создание информационной открытости с точки зрения возникающих долгосрочных и краткосрочных потребностей. Точный прогноз потребностей имеет ключевое значение для высокого уровня сервиса в ЦП, эффективного планирования мощностей и оптимизации запасов. Для прогнозирования и планирования спроса используется различные статистические методы. Чаще всего это методы экстраполяции, которые основываются на данных прошлых периодов . На основе выявленных тенденций развития задается направление в планировании ЦП. При прогнозировании на долгосрочный период определяется спрос в разрезе продуктовых групп и семейств продукции на срок, составляющий несколько лет. Среднесрочное планирование спроса осуществляется на основе планирования объема определенных видов продукции на срок, составляющий несколько недель. Предполагается, что имеется возможность всестороннего изучения спроса в зависимости от продукта, продуктовых групп, целевых потребителей и рыночных сегментов, а так же каналов сбыта и рынков сбыта.

В литературе выделяется три вида спроса 1) это независимый спрос ( количество продукции заказанный потребителем, это спрос, который видит только конечный потребитель; 2) рассчитанный спрос (количество продукции, которую должны поставить поставщики основных модулей);

3) зависимый спрос (количество элементов, деталей необходимых для изготовления основных модулей).

В зависимости от индивидуальных особенностей ЦП может быть выбрана либо стратегия прогнозирования, либо стратегия планирования.

2) Планирование производственной программы.

Базой для расчета производственной программы является методика MRP-II – планирование материальных ресурсов. В основе этой методики лежит концепция планирования потребности в материалах, которая была разработана в конце 70-х г., авторами Оливером Уайтом и Джоржем Плосл. Ими была предложена идея воспроизведения замкнутого цикла . Эта идея заключается в рассмотрении более широкого спектра факторов при планировании путем долгосрочных функций. К базовым функциям планирования производственных мощностей было предложено добавить контроль соответствия произведенной продукции количеству используемых в процессе сборки комплектующих. Суть термина замкнутый цикл заключается в том, что созданные в процессе работы отчеты анализируются и учитываются на дальнейших этапах планирования, изменения при необходимости планировании производства, следовательно, и план заказов , т.е. дополнительные функции осуществляют обратную связь обеспечивающую гибкость планирования по отношению к внешним факторам. В основе планирования производственной программы лежит понятие спецификация изделия. Она показывает зависимость потребности в сырье, полуфабрикатах, комплектующих от плана выпуска готовой продукции с учетом времени.

На основе плана выпуска продукции, спецификации изделия и особенностей технологического процесса осуществляется расчет потребности производства в материалах.

Принципиальная схема планирования ресурсов предприятия в соответствии с методикой MRP-II

Стратегический уровень моделирования ЦП - student2.ru

Спецификация изделия отображает иерархическую структуру изделия с указанием количества соответствующих узлов и деталей, норм расхода материала, и вида получения – собственное изготовление или покупка. На основе спецификации разработываются маршрутные карты, в которых указывается последовательность выполнения определенных технологических операций и нормы времени на выполнение каждой операции.

На основе спецификации материальный поток в соответствии с утвержденным планом сбыта продукции рассчитываются планы производства и закупок. В зависимости от горизонта планирования плана производства разделяются на виды:

1) Объемный план. Составляется на год в разрезе предприятия в целом;

2) Объемно-календарный план (квартал или месяц на уровне цехов и участков);

3) Оперативно-календарный (месяц, декада, смена, на уровне рабочих мест).

На стадии изготовления продукции появляется функция диспетчеризации, которая состоит в оперативном управлении имеющимися ресурсами с целью выполнения заданий оперативного плана с учетом реально складывающейся производственной обстановки.

3)Проверка доступности материалов.

Модели проверки доступности материалов ориентирована на расчет сроков поставки. Данная проверка осуществляется на основе сравнения объема заказа с доступными запасами и предусмотренными производственной программой объемами производства. Проверка осуществляется как относительно конечного продукта так и в отношении всех полуфабрикатов, материалов, исходного сырья.

Наши рекомендации