Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие

ЛЕКЦИЯ 3: ТЕОРИЯ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ. РЫНОЧНОЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ.

Тема 1. Основы теории спроса и предложения.

  1. Спрос и его факторы. Функция спроса.
  2. Предложение и его факторы. Функция предложения.
  3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.
  4. Причины и механизмы сдвигов рыночного равновесия.
  5. Воздействие государства на рыночное равновесие.

Спрос и его факторы. Функция спроса.

Спрос («D») показывает количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по каждой из предложенных на рынке цен.

На динамику спроса оказывают влияние ценовые и неценовые факторы:

1. Цена данного товара (Р);

2. Цены других товаров (субститутов и комплиментов) (Рs, Рc);

3. Текущие доходы потребителей (V);

4. Вкусы и предпочтения потребителей (Z);

5. Объективные (внешние) условия потребления (N);

6. Ожидания потребителей (Е).

Зависимость «D» от указанных факторов называется функцией спроса:

Qd = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, V, Z, N, E), где Qd - объем спроса.

Функция спроса от цены: Qd = f (P).

Зависимость между ценой и количеством покупок можно выразить графически:

 
  Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

Кривая спроса показывает зависимость между рыночной ценой и величиной спроса на данный товар. Движение вдоль кривой спроса есть изменение величины спроса при изменении цен.

Закон спроса – это закон зависимости величины спроса от уровня цен: чем ниже цена товара, тем большее его количество будет куплено, и наоборот.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами: снижение цены увеличивает число покупателей, расширяет их покупательную способность, делает выгодным приобретение дополнительных единиц подешевевшего товара.

Действие ценовых факторов приводит к изменению величины спроса, передвигая его в другие точки по постоянной кривой спроса. Действие неценовых факторов приводит к изменению в спросе (функции спроса) и выражается в смещении кривой спроса вправо (если он растет) и влево (если он падает). Взаимосвязь «Р» и «D» можно рассмотреть и в обратном направлении: Р = f(Q) – это обратная функция спроса. Экономический смысл обратной функции спроса: большее количество товара может быть продано только по более низкой цене.

Предложение и его факторы. Функция предложения.

Предложение («S») – то количество товаров, которое продавцы готовы представить к продаже по данной цене в данное время.

Условия, при которых формируется объем предложения называется факторами предложения.

Факторы предложения:

1. Цена данного товара (Р);

2. Цены на другие товары – комплименты (РC) и субституты (РS);

3. Издержки производства и уровень технологий (С);

4. Налоги и субсидии (Т);

5. Объективные (внешние) условия производства (N);

6. Ожидания производителей (Е).

Функция предложения отражает зависимость величины «S» от факторов, его определяющих:

QS = f (Р, Рs1 … Рsn, Рc1 …Рcm, C, N, E, T).

Функция предложения от цены:

QS = f (P).

Кривая предложения – графическое изображение зависимости между ценой товара и величиной предложения товаров на рынке.

 
  Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

Движение вдоль кривой предложения есть изменение величины предложения при изменении цены.

Закон предложения – при высоких ценах товаров предлагается больше, чем при низких.

Реакция предложения на цену объясняется тем, что:

1) фирмы, занятые в отрасли, при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые новые мощности, что приводит к увеличению предложения;

2) в случае устойчивого повышения цены в эту отрасль устремляются другие производители, что еще больше увеличивает производство и предложение товара.

Изменение в предложении означает, что кривая предложения сместилась в какую-то сторону в результате действия неценовых факторов.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Взаимодействие спроса и предложения, их координация осуществляется на основе ценового механизма и конкуренции. Это приводит к образованию рыночного равновесия и равновесной цены.

Рыночное равновесие – это положение на рынке, при котором спрос на товар равен его предложению.

Равновесная ценаe) – цена, уравновешивающая спрос и предложение в результате действия конкурентных сил.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

Рыночное равновесие изображается с помощью кривых спроса и предложения.

Pe = PD = PS – равновесная цена;

Qe = PD = PS - равновесный объем производства.

Существует два подхода к анализу установления равновесной цены: Леона Вальраса и Альфреда Маршалла.

1. Главным в подходе Л.Вальраса является разница в объемах спроса и предложения.

Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru Если на рынке избыток предложения (при цене Р1), то в результате конкуренции продавцов происходит понижение цены до Рe и избыток исчезает.

Если же существует избыток спроса или дефицит (при цене Р2 ), конкуренция покупателей повышает цены и приводит к исчезновению избытка.

2. Главным в подходе А.Маршалла является разность цен Р1 и Р2.

 
  Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие - student2.ru

Маршалл исходит из того, что продавцы прежде всего реагируют на разность цены спроса и цены предложения. Чем больше этот разрыв, тем больше стимулов для роста (или сокращения) предложения. Увеличение (или сокращение) объема предложения уменьшает эту разницу и тем самым способствует достижению равновесной цены.

По версии Вальраса, в условиях дефицита активно действуют покупатели, а в условиях излишка товаров – продавцы. Согласно версии Маршалла, доминирующей силой в формировании рыночной конъюнктуры всегда являются предприниматели.

Наши рекомендации