Теория Портера: теория конкурентных преимуществ
В своей теории Портер вводит понятие конкурентоспособности страны. Именно национальная конкурентоспособность, с его точки зрения, определяет успех или неуспех в конкретных отраслях производства и то место, которое страна занимает в системе мирового хозяйства.
Национальная конкурентоспособность определяется способностью промышленности постоянно развиваться и производить инновации. Первоначально национальные компании добиваются конкурентного преимущества, изменяя основу, на которой они конкурируют. Удержать же им преимущество позволяет постоянное совершенствование товара, способа производства и других факторов, причем так быстро, чтобы конкуренты не смогли их догнать и перегнать. Конкуренция - это не равновесие, а постоянные перемены. Совершенствование и обновление отрасли - непрерывный процесс. Поэтому в основе объяснения конкурентного преимущества страны лежит роль страны базирования в стимулировании обновления и совершенствования. Таким образом, оказывается, что процесс создания и поддержания конкурентоспособности чрезвычайно локализован. Различия в экономике стран, в их культуре, населении, инфраструктуре, управлении, национальных ценностях и даже в истории - все это в той или иной степени влияет на конкурентоспособность национальных компаний. Портер показывает, что, несмотря на все возрастающее значение глобализации, национальная конкурентоспособность определяется набором факторов, зависящих от конкретных, локальных условий.
Конкурентное преимущество страны на международном рынке определяет некий набор детерминантов, "национальный ромб", как называет его автор. Он включает в себя четыре компонента:
· Факторные условия, то есть те конкретные факторы, которые нужны для успешной конкуренции в данной отрасли.
· Условия спроса, то есть каков на внутреннем рынке спрос на продукцию или услуги, предлагаемые данной отраслью.
· Родственные и поддерживающие отрасли, т. е. наличие или отсутствие в стране родственных и поддерживающих отраслей, конкурентоспособных на международном рынке.
· Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты, то есть каковы в стране условия, определяющие процесс создания управления фирм, и каков характер конкуренции на внутреннем рынке.
Существуют две дополнительные переменные, в значительной степени влияющие на обстановку в стране:
· Случайные события, то есть те, которые руководство фирмы не может контролировать.
· Государственная политика.
По мнению Портера, государства должно играть роль своеобразного катализатора конкурентоспособности. Государство при помощи своей политики может оказывать влияние на все четыре компонента национального ромба, но это влияние может быть как положительным, так и отрицательным. Поэтому чрезвычайно важно четко сформулировать приоритеты государственной политики. Общими рекомендациями являются: поощрение всяческого развития, усиление конкуренции на внутреннем рынке, стимулирование производства инноваций.
Внешнеторговая политика государства:виды и инструменты.
Страны, занимая различное положение в мировой экономике в целом и на различных товарных рынках в частности, для защиты своих интересов проводят определенную внешнеторговую политику.
Внешнеторговая политика – целенаправленное воздействие государства на торговые отношения с другими странами.
На выбор национальной внешнеэкономической политики существенное влияние оказывают как общеэкономическое положение в стране, так и тенденции в мировой экономике, учитывая современную быструю интернационализацию мирохозяйственных связей, расширение мировой торговли товарами и услугами, развитие международного предпринимательства, рост количества и увеличение сферы деятельности ТНК.
Современная внешнеторговая политика – это взаимодействие двух тенденций: протекционизма и свободной торговли (фритредерство).
Протекционизм – государственная политика защиты внутреннего рынка от иностранной конкуренции путем использования тарифных и нетарифных инструментов торговой политики.
Можно выделить несколько форм протекционизма:
селективный протекционизм направлен против отдельных стран или отдельных товаров;
отраслевой протекционизм защищает определенные отрасли;
коллективный протекционизм проводится отдельными группировками в отношении стран, в них не входящих;
скрытый протекционизм осуществляется методами внутренней экономической политики.
Свободная торговля способствует конкуренции на внутренних рынках, заставляет предприятия вводить новшества, обеспечивая более широкий выбор товаров для потребителей, и дает возможность фирмам полностью использовать сравнительные преимущества и добиваться экономии, обусловленной ростом масштабов производства. Более того, свободная торговля высвобождает динамичные силы, стремящиеся к долговременному подъему темпов роста экономики путем поощрения усовершенствований и нововведений, в то время как протекционизм с течением времени все в большей и большей степени препятствует действию этих сил.
Политика свободной торговли дает выигрыш любой стране, хотя и не каждой в одинаковой степени и не всем группам населения. В стране-импортере выигрыш возникает за счет того, что выгоды потребителей превышают потери производителей, а в стране-экспортере общий прирост благосостояния происходит благодаря выигрышу производителей, тогда как потребители несут потери.
В случае открытой торговли в краткосрочном периоде может произойти снижение занятости из-за уменьшения стимулов к развитию как импортозамещающих производств, так и, возможно, отраслей, не вовлеченных непосредственно во внешнюю торговлю, но которые окажутся затронутыми процессом либерализации. И даже резкое увеличение занятости в экспортном секторе не сможет немедленно компенсировать ее падение в других секторах. Предприятия экспортного сектора могут не успевать поглощать высвобождающуюся из других секторов рабочую силу, к примеру, из-за запаздывания осуществления новых инвестиций или медленной профессиональной переориентации и ограниченной мобильности трудовых ресурсов.
Методы торговой политики делятся на тарифные и нетарифные.
Таможенный тариф – это свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, пересекающим границу государства. Таможенные пошлины – а) налоги, взимаемые государством с товаров в момент пересечения ими границ в протекционистских либо фискальных целях; б) сбор, взимаемый со стоимости товаров таможенными органами при импорте и экспорте.
Таможенные тарифы выполняют следующие функции:
фискальная – пополнение госбюджета; протекционистская – защита местных производителей от иностранной конкуренции; балансировочная – предотвращения экспорта товаров, внутренние цены, которых ниже мировых.
При классификации таможенных тарифов используются различные критерии:
по объекту обложения пошлины делятся на: импортные – устанавливаются на товары, ввозимые в страну; экспортные – применяются к вывозимым из страны товарам (используются редко, как правило. к тем товарам, которых в стране недостаточно); по способу взимания пошлины делятся на: адвалорные – взимаются в виде процента от стоимости облагаемого товара; специфические – в виде твердой денежной ставки с единицы веса, объема; комбинированные (смешанные) – комбинация адвалорных и специфических пошлин; по происхождению таможенные пошлины делятся на: преференциальные – пошлины, имеющие более низкие ставки по сравнению с обычно действующим таможенным тарифом, которые накладываются на основе многосторонних соглашений на товары, происходящие из развивающихся стран; конвенционные (договорные) – устанавливаются на базе двусторонних или многосторонних соглашений, например ВТО; автономные – вводятся на основании односторонних решений органов государственной власти страны; по характеру различают следующие особые виды пошлин: сезонные – применяются для товаров сезонного характера (например, сельскохозяйственная продукция); антидемпинговые – применяются в случае ввоза на территорию страны товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в экспортирующей стране, если такой импорт наносит ущерб местным производителям подобных товаров либо препятствует организации и расширению национального производства таких товаров; компенсационные – накладываются на импорт тех товаров, при производстве которых прямо или косвенно использовались субсидии, если их импорт наносит ущерб национальным производителям таких товаров.
В настоящее время основным препятствием развития международной торговли являются нетарифные ограничения. Эти ограничения создают значительную неопределенность в международной торговле из-за своего скрытого характера, что дает возможность правительству действовать более бесконтрольно. Поэтому ВТО выступает против количественных ограничений в торговле и за замену их тарифами.
Наиболее распространенные нетарифные ограничения включают следующие меры:
количественные ограничения и сходные административные меры (импортные квоты, экспортные ограничения, лицензирование, добровольные ограничения экспорта, валютные ограничения и другие меры валютного и финансового контроля, запреты, внутренние требования об обязательном использовании национальных товаров при производстве готовой продукции); ограничительная практика на уровне органов государственного управления; субсидии и другие дотации экспортерам, предпочтительная система государственных заказов, а также дискриминационная налоговая, финансовая, валютная политика и политика регулирования платежных балансов и валютных курсов, создающая преимущества для отдельных потоков торговли или тормозящая их; таможенные процедуры и формальности в том случае, когда они превышают нормальные и обще принятые нормы, что превращает их в дополнительный барьер в торговле, в частности, усложненная процедура таможенной оценки, нечеткая система таможенной классификации, в тех случаях, когда они задерживают таможенное оформление или дают возможность толковать и применять их произвольно; технические барьеры в торговле (санитарно-ветеринарные нормы и стандарты, в тех случаях, когда они затрудняют экспорт или импорт товаров или прямо дискриминируют иностранные товары, промышленные стандарты и требования безопасности, требования к упаковке и маркировке товаров, включая торговые знаки, экологические нормы и требования).
Наиболее распространенной формой нетарифных ограничений является квота. Квотирование представляет собой ограничение в количестве или стоимостном выражении объема продукции, разрешенной к ввозу в страну (импортная квота) или вывозу из страны (экспортная квота) за определенный период. Государство осуществляет квотирование путем выдачи лицензий на импорт или экспорт ограниченного объема продукции и в то же время запрещает нелицензированную торговлю. Квота оказывает такое же влияние на уровень благосостояния, как и тариф. Разница заключается в том, что при использовании квоты этот доход может полностью (если лицензия выдается бесплатно) или частично (если лицензии продаются) достаться импортерам. У квот есть свои преимущества и недостатки. Во-первых, квота гарантирует ограничение импорта до определенной величины. Во-вторых, она является более гибким инструментом внешнеторговой политики. В-третьих, с помощью выборочного распределения квот государство оказывает поддержку определенным предприятиям. К негативным эффектам можно отнести ее способствование монополизации экономики из-за ограничения ценовой конкуренции, а также произвольное, а потому часто неэффективное распределение лицензий (с возможностью коррупции).
Следующим распространенным нетарифным инструментом являются «добровольные экспортные ограничения». В этом случае страны-экспортеры сами берут на себя обязательства по ограничению экспорта в данную страну. По сути, добровольные экспортные ограничения представляют собой ту же квоту, только устанавливаемую не импортером, а экспортером.
Для защиты национальных производителей государство может не только ограничивать импорт, но и поощрять экспорт. Одна из форм такого стимулирования – экспортные субсидии, которые являются льготами, предоставляемыми государством экспортерам для расширения вывоза товаров за границу. Благодаря этому, экспортеры могут продавать свою продукцию на внешнем рынке дешевле, чем на внутреннем. Производителям, получающим субсидию, становится выгодно продавать товар на внешнем рынке. Для этого им необходимо снизить цены.
Распространенной формой конкурентной борьбы является демпинг. В этом случае экспортер продает товар на рынке по цене ниже той, по которой он продавал бы на внутреннем рынке своей страны. Демпинг может – быть следствием внешнеторговой политики государства, если экспортер получает субсидию, или может стать результатом ценовой дискриминации, когда фирма-экспортер, являющаяся монополистом, добивается максимального дохода на внешнем рынке с помощью снижения цен и увеличения продаж.
Экономические санкции – наиболее жесткая форма ограничения внешней торговли. Примером их является торговое эмбарго, т.е. запрещение ввоза в страну или вывоза из страны товаров. Эмбарго вводится обычно по политическим мотивам. Это видно уже из того, что эмбарго наносит ущерб и стране, вводящей эмбарго, и стране, против которой оно вводится. С политической точки зрения применение эмбарго оправдывает себя, если страна, вводящая его, может относительно безболезненно сократить объем своего экспорта, а страна, против которой вводится эмбарго, сильно зависит от внешней торговли. При этом санкции должны быть неожиданными и масштабными.
В настоящее время нетарифные ограничения внешней торговли распространены во всех странах мира. Отношение к ним правительств, экспортеров и импортеров в различных странах не одинаково.
Практическая часть
Задача 1.
Максимальный размер арендной платы, которую может уплатить фермер за пользование одним гектаром земли, составляет 24000 рублей. Площадь участка составляет 30 га. Ставка ссудного процента равна 8% в год. Какова будет цена всей площади участка земли?
Решение:
Р=(24000+8%)*30=777600 (руб.)
Ответ: цена всей площади участка земли составит 777600 рублей.
Задача 2.
Спрос на товар описывается уравнением: Qd=250-3P. Цена на товар увеличилась с 40 до 50 руб. за единицу.
1. определите коэффициент ценовой эластичности спроса по цене.
2. укажите тип эластичности спроса на данный товар.
3. вычислите изменение валовой выручки в результате увеличения цен.
Решение:
Qd1=250-3*40=130
Qd2=250-3*50=100
TR=P*Q
TR1=40*130=5200 руб.
TR2=50*100=5000 руб.
При эластичном спросе снижение цены ведет к увеличению валовой выручки, и наоборот, рост цены — к ее уменьшению, т. е. изменение цены вызывает изменение валовой выручки в противоположном направлении.
5000-5200= - 200 руб.
Ответ: Eq/p=-1.17;∆TR=-200 руб.
Список литературы
1. Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. Учебник. / Под ред. М. И. Баканова. — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005, — 536с.
2. Гиляровская Л.Т. Экономический анализ: Учебник для вузов /Под ред. Л.Т. Гиляровской. — 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. - 615 с.
3. Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Практическое пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. - 178 с.
4. Губанов С.К. Конкурентоспособность экономики - функция системы воспроизводства. - М.: Экономист, 2010. - 512 с.
5. Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства как основа становления целостности общества. Учебник. - М.: Юнити, 2010. - 147 с.
6. Ушев И.А. Теория потребительского поведения и спроса: Учебное пособие. - М.: Спб, 2011. - 321 с.
7. Международная торговля: финансовые операции, страхование и другие услуги. М., 1998.
8. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М.: Маркетинг, 1998.
[1] Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. / Под ред. М. И. Баканова. — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005, —132 с
[2] ГиляровскаяЛ.Т. Экономическийанализ: Учебник для вузов /Под ред. Л.Т. Гиляровской. — 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. - 23 с.
[3] Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. / Под ред. М. И. Баканова. — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005, — 150 с
[4] ГиляровскаяЛ.Т. Экономическийанализ: Учебник для вузов /Под ред. Л.Т. Гиляровской. — 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. - 26 с.
[5] ГиляровскаяЛ.Т. Экономическийанализ: Учебник для вузов /Под ред. Л.Т. Гиляровской. — 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. - 25 с.
[6] Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. / Под ред. М. И. Баканова. — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005, — 166 с
[7] Там же стр 250
[8] ГиляровскаяЛ.Т. Экономическийанализ: Учебник для вузов /Под ред. Л.Т. Гиляровской. — 2-е изд., доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004. - 69 с.
[9] Баканов М. И., Мельник М. В., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. Учебник. / Под ред. М. И. Баканова. — 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2005, — 166 с
[10] Тушканов В.Ю. Экономический рост России: амбиции и реальные перспективы. - М.: Статут, 2010. - С. 487
[11] Борисов Е.Ф. Экономическая теория. Практическое пособие. – М.: ИНФРА-М, 2009. - С. 63.
[12] Губанов С.К. Конкурентоспособность экономики - функция системы воспроизводства. - М.: Экономист, 2010. - С. 36.
[13] Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства как основа становления целостности общества. Учебник. - М.: Юнити, 2010. - С. 36-38.
[14] Гайдулина Л.Ф. Развитие общественного производства как основа становления целостности общества. Учебник. - М.: Юнити, 2010. - С. 36-38.
[15] Ушев И.А. Теория потребительского поведения и спроса: Учебное пособие. - М.: Спб, 2011. - С. 235.