Международная стандартизация в Украине
Для организации и координации международной стандартизации и смежных видов деятельности, в каждой стране создан специальный орган – национальный орган стандартизации, основной функцией которого, по определениям ISO, является разработка и принятие национальных стандартов, доступных широкому кругу пользователей. Национальный орган имеет право быть членом международных и региональных организаций по стандартизации и представлять интересы страны в этих организациях.
Международные (региональные) стандарты и стандарты других стран, если их требования не противоречат законодательству Украины, могут быть применены в Украине в установленном порядке путем ссылки на них в национальных стандартах.
С целью интеграции Украины как современной державы в Европейское сообщество в Украине разработаны и приняты концептуальные основы национальной стандартизации:
- способствование внедрению международных стандартов;
- устранение технических барьеров в торговле;
- способствование научно-техническому сотрудничеству.
Основные начала стандартизации направлены на выполнение мероприятий по реализации приоритетных положений Программы интеграции Украины в Европейское Сообщество. При этом позиция международных организаций в сфере стандартизации является четкой и понятной:
ü необходимо поддерживать международные стандарты ISO и IEC;
ü стандарты должны быть простыми и соответствовать целям;
ü международные стандарты должны применяться, по возможности, без модификаций;
ü разработанные стандарты должны приниматься на основе консенсуса;
ü необходимо избегать дублирования усилий;
ü отраслевые стандарты и технические условия компаний следует минимизировать и, по возможности, подавать в форме документов, которые определяют функциональные требования;
ü пользователи должны иметь представительство в рабочих группах по стандартизации.
Естественно путь вступления Украины в ЕС не простой и долгий. Несмотря на сегодняшнее оживление и развитие работы по стандартизации, ощущается острый дефицит нормативных документов. Крайне медленно, по сравнению с другими европейскими странами, внедряются международные и гармонизированн6ые с ними государственные стандарты.
Стандартомназывается нормативно-технический документ, устанавливающий требования к группам однородной продукции, а в необходимых случаях к конкретной продукции, правила, обеспечивающие ее разработку, производство и применение.
В последние годы имеют место новации и в нормативной документации. В практику введены новые, не применяемые ранее формы документов, такие, как гармонизованные стандарты, национальные стандарты. Сегодня введены ограничения в части пользования несанкционированными копиями (то есть изготовленными самостоятельно) нормативных документов. В этом вопросе используется такое действие, как легитимизация НД. Расширяются возможности по внедрению в практику международных стандартов. Появились новые формы нормативных документов – стандарты организаций Украины, Кодексы установленных правил. Появилась высшая форма нормативного управления – Технический регламент. Ему придан статус не нормативного документа, а нормативно-правового акта. Утверждается он не Национальным органом по стандартизации, а на уровне правительства, т.е Кабмином Украины.
Национальным стандартом ГСТУ 1.0:2003 «Национальная стандартизация. Основные положения» предусматривается возможность применение
стандартов на национальном уровне с индексами:
«ГСТУ-П» – пробный стандарт;
«ГСТУ-Н» – постановления (руководство), правила, свод правил, кодекс установившейся практики, не принятых как стандарт;
«ГСТУ-ОТ» – технический отчет.
Для других уровней применяются такие нормативные документы, как «СОУ» – стандарты организаций Украины, «ТУУ» - технические условия, которые не приняты как стандарт, «СТУ» - стандарт научного, научно-технического или инженерного общества или союза.
Еще одна особенность: со времен СССР вплоть до 1992 г. стандарты разрабатывались и внедрялись на двух уровнях – государственном и отраслевом, ныне эта градация изменилась. Теперь действующие стандарты рассматривают на трех уровнях: международном, региональном и национальном. Именно национальным терминологическим стандартам должны отвечать не только все украинские НД, но и все законы и другие нормативно-правовые акты, в частности те же технические регламенты. При этом должны быть соблюдены требования по
легитимизации и актуализации НД.
Общие нормы
Международные стандарты не имеют статуса обязательных для всех стран-участниц. Любая страна мира вправе применять или не применять их. Решение вопроса о применении международного стандарта ИСО связано в основном со степенью участия страны в международном разделении труда и состоянием ее внешней торговли.
Руководство ИСО/МЭК 21:2004 предусматривает прямое и косвенное применение международного стандарта.
- Прямое применение - это применение международного стандарта независимо от его принятия в любом другом нормативном документе.
- Косвенное применение - применение международного стандарта посредством другого нормативного документа, в котором этот стандарт был принят.
Руководство ИСО/МЭК 21 устанавливает систему классификации для принятых и адаптированных международных стандартов