Магистральный путь развития человечества – движение к социализму
А.В. Алексеев
Канд. ист. наук
Магистральный путь развития человечества – движение к социализму
Ни одна общественная формация не погибнет раньше, чем разовьются все производительные силы, для которых она достаточно просторна, и новые более высокие производственные отношения никогда не появляются раньше, чем созреют материальные условия их существования в недрах самого старого общества (К.Маркс). Отрицательные стороны капитализма были настолько очевидны, что у многих было довольно упрощенное представление о путях достижения социализма. Казалось, что с ним можно покончить революционным захватом власти и отменой частной собственности. Частную собственность невозможно отменить, ее можно только преодолеть. «Aufhebung», снятие – одна из центральных категорий и у Гегеля, и у Маркса. Как известно, это отрицание, сохранение определенных качеств отрицаемого и переход на более высокий уровень развития.
Современное западное общество сильно отличается от классического капитализма, каким его описал К.Маркс. Оно разнится и с тем его образом, который был создан при И. Сталине и его последователях. Сталинисты акцентировали внимание на эксплуатации трудящихся крупными монополиями и на империалистических тенденциях во внешней политике западных держав. И если это соответствовало действительности, то, как минимум, это было не всей правдой. В большинстве западных стран примерно половина промышленной продукции выпускается предприятиями мелкого и среднего бизнеса. Эксплуатация трудящихся не препятствует, а способствует повышению их образовательного и культурного уровня: чем выше квалификация рабочего, тем, при прочих равных условиях, с него можно получить большую прибавочную стоимость. Отсюда заинтересованность капиталистов в повышении качества рабочей силы. Для этого осуществляются различные образовательные, медицинские и другие социальные программы. Правда процесс этот нелинейный и идет под давлением конкуренции с отступлениями, попятными движениями, под давлением массового движения самих трудящихся.
Сегодня практически нет крупных предприятий, принадлежащих одному человеку. Подавляющее их большинство акционировано. Конечно, акционирование способствует повышению экономического могущества крупнейших собственников: так, контрольные пакеты составляют во многих случаях 10 - 15 % акций. Но, с другой стороны, этот процесс способствует размыванию частной собственности. На «Дженерал моторз», например, работает 750 тыс. персонала, а число владельцев акций превышает 1,5 млн. человек. Есть такие кампании, как «Интернейшнл телефон анд телеграф компании» с активами более 50 млрд. долларов, на которой нет контрольного пакета, поскольку ни одному владельцу не принадлежит более 1 % акций. Система акционирования предприятий позволяет трудящимся при определенных условиях становиться совладельцами предприятий и даже владельцами его.
Более 30 лет назад в США по инициативе крупного банкира Л. Кэлсо была принята система ИСОП (Employee Stock Ownership Plans – план создания собственности работников). Сегодня в системе ИСОП работает более 10 тыс. предприятий с числом работников свыше 12 млн. человек; это составляет примерно 15 % занятого в промышленности населения. Все акции предприятия делятся на открытые и закрытые. Открытые акции (10-20 % всех акций, находясь в свободной продаже, котируются на бирже) остальные – распределены в определенной пропорции среди работников предприятия. Пропорция определяется на общем собрании (конференции), на которой один человек имеет один голос; они же избирают руководителей своего предприятия. Любой человек, поступающий на работу на данное предприятие, обязан купить определенное количество акций. Если у него нет соответствующих сумм, то он приобретает акции в кредит, выплачивая за них до 25 % своей зарплаты. При увольнении он продает свои закрытые акции предприятию по рыночной стоимости, определяемой биржей. Больше всех акций имеет руководитель предприятия. Чем лучше работал завод под его руководством, тем больше его доход с продажи акций при уходе с завода. Согласно опросам населения США в системе ИСОП хотят работать 2/3 всех трудящихся. Производительность труда на предприятиях ИСОП растет в 2 раза быстрее, чем в среднем в экономике США, они в 1,5 раза прибыльнее остальных предприятий, они создают в три раза больше новых рабочих мест. В этой системе работают такие крупные корпорации как Крайслер, «Нейшнл айрлинес», «Юнайтед эйрланс» «Полароид», «Пабликс супермаркетс». В настоящее время в систему ИСОП переводит свою компанию «Микрософт» Б. Гейтс.
Существование коллективных предприятий сегодня типично для западной экономики. В системе 200 кооперативов Мондрагона в Испании занято несколько сотен тысяч трудящихся. Им принадлежат активы более чем в 20 млрд. долларов. Есть своя система здравоохранения, образования, даже свои научно-исследовательские центры. Во Франции существует система обязательного выделения предприятиями акций для приобретения их трудящимися. Известный автомобильный завод «Рено» является собственностью его работников.
Если в индустриальном производстве прекрасно работает закон стоимости, то в постиндустриальном теряется связь между трудовым вкладом и стоимостью произведенного продукта. Например, одна из самых популярных компьютерных игр Симс на сегодняшний день растиражирована более чем в 5 млн. экземплярах. И чем больше этих игр выпускается, тем меньше в них содержится труд разработчика. Интеллектуальный труд вырывается из капиталистической системы, наука, как предсказывал К.Маркс, превращается в непосредственную производительную силу.
Жёсткая конкуренция заставляет владельцев корпораций привлекать трудящихся к управлению предприятиями. Это – система рабочий кружков в Японии, шоп-стюарды в Англии, рабочие советы в Германии. Человека с лопатой было относительно легко проконтролировать с помощью надсмотрщика. Компьютерщика с помощью надсмотрщика не проконтролируешь. На смену внешнему стимулу неизбежно приходит внутренний. На сегодняшних сложных производствах невозможно получить наивысшую производительность труда и высокое качество продукции, не заинтересовав работника в результатах его труда. Привлечение трудящихся к управлению и участию в прибылях – лучший способ создания внутреннего стимула к качественному труду. Уже сегодня в западных странах реально участвуют в управлении производством сотни миллионов работников. Таким образом, в целях извлечения повышенной прибыли владельцы предприятий вынуждены готовить творческих работников, способных при определенных условиях переводить свои предприятия в коллективные.
Работники системы ИСОП в США трудятся на предприятиях, им принадлежащих, на этих предприятиях действует принцип: каждый по способностям, каждому – по труду, нет эксплуатации человека человеком. Реальная власть на предприятиях ИСОП принадлежит организованным трудящимся, существует свобода развития личности. В лице предприятий системы ИСОП или Мондрагоны мы имеем дело с социалистическим укладом.
Во всех странах Запада существует развитая система социального обеспечений, которую добились трудящиеся своей упорной борьбой. Наиболее яркая система социального обеспечения получила название «Шведского социализма». В Швеции для трудящихся бесплатны: медицина, образование, пребывание детей в яслях, детских садах, участие в работе различных кружков и секций. Все это финансируется через различные государственные, областные и муниципальные фонды. Для этого взимаются многоступенчатые и значительные налоги. Таким образом, через вторичную систему распределения обеспечивается большая социальная справедливость общества. Интересно, что шведские капиталисты в большинстве своем поддерживают эту систему и финансируют Социал-демократическую партию Швеции в большей степени, чем свои буржуазные партии. Она стоит у власти с небольшими перерывами более 50 лет. Сегодня – в союзе со шведскими коммунистами (Рабочая партия). Почему же капиталистов привлекает «Шведский социализм» с его высокими налогами? Дело в том, что в Швеции трудящиеся более половины материальных и духовных благ получают через общественные фонды: государство и муниципалитеты взяли на себя львиную долю подготовки и обеспечения рабочей силы. В результате капиталист получает относительно дешевую рабочую силу, а жизненный уровень трудящиеся при относительно невысокой зарплате является одним из самых высоких в мире.
Из того, что в системе ИСОП производительность растет быстрее, чем в целом по экономике вовсе не следует вывод об обязательном переводе в эту систему всех предприятий. Такие производства, как ремонт одежды или обуви, автозаправочные станции, дилерские конторы и т.п. более экономичны в системе мелкотоварного производства, когда мастерская или АЗС принадлежит самому работнику. С другой стороны единая энергосистема или система железных дорог в стране более экономична во владении одного субъекта. И таким субъектом не может стать никто иной, кроме государства. Крупный капитал способен к большему риску, чем коллективные предприятия. Таким образом, в цивилизованном государстве должны быть созданы равноправные условия конкуренции для предприятий всех форм собственности. Верх в таких условиях одерживают наиболее экономичные производства.
Постепенное и все более полное привлечение трудящихся к управлению производством, более быстрый рост количества коллективных предприятий и численности работников, занятых на них, чем в целом в экономике Запада, показывают магистральный путь развития западного способа производства как движение к социализму. Сознательная деятельность профсоюзов и партий, выражающих коренные интересы трудящихся, способствуют концентрации усилий народа по закреплению своих успехов на этом пути.
В современной России благодаря усилиям С.Федорова и его единомышленников пять лет назад был принят закон о народном предприятии. Условия функционирования таких предприятий близки к системе ИСОП. Сегодня по этому закону в России работает около 800 предприятий. Это, конечно, очень мало, менее 2% всех предприятий страны, но они уже сейчас являют собой пример народного творчества, пример существования в нашей стране социалистического уклада.