Кооперирование производства и его экономическая эффективность

Кооперирование производства - одна из форм общественной организации производства, тесно связанная со специализацией и комбинированием.

Кооперирование производства - это длительные, устойчивые связи между самостоятельными предприятиями (хозяйствующими субъектами) в товарном производстве для совместного изготовления одного продукта, годного к самостоятельному потреблению. От простых взаимосвязей между производителями и поставщиками, различными хозяйствующими субъектами рынка кооперирование отличается особыми технико-экономическими условиями взаимосвязей, что обусловлено совместным производством определенного продукта. Эта форма связи между самостоятельными субъектами рынка, самостоятельными предприятиями.

Кооперирование по экономической сути - это порождение, производная от специализации производства. Специализация производства логично ведет к созданию специализированных предприятий и отраслей как высшее проявление закона разделения труда. Специализированные предприятия, как отмечалось выше, занимаются изготовлением отдельных предметов, узлов, деталей, производством части, стадии, фазы общей технологии изготовления продукта. Создание же самого готового продукта, годного к самостоятельному потреблению, требует специфических взаимосвязей, объединения общих усилий, позволяющих собрать этот готовый продукт. Кооперирование, таким образом, развивается в меру развития специализации и за ее пределами оно становится не рациональным, а просто ненужной самоцелью.

Кооперирование осуществляется в разных формах. В соответствии с классическими формами специализации известны три формы:

1. Предметная.

2. Подетальная (поузловая).

3. Технологическая (постадийная).

В соответствии с территориальным расположением кооперирующихся предприятий различают:

1. Внутрирайонное.

2. Межрайонное.

Если кооперируются предприятия, расположенные в одном экономическом районе, - это внутрирайонная форма кооперирования. В случае же, если эти предприятия размещены в разных экономических районах, то такое кооперирование приобретает межрайонную форму.

По отношению к отраслевой принадлежности известны внутриотраслевые и межотраслевые формы кооперирования. Если кооперирующие предприятия относятся к одной и той же отрасли (машиностроение, приборостроение и прочие), то это будет внутриотраслевая форма кооперирования. В случае же кооперирования предприятий разных отраслей оно приобретает межотраслевую форму.

В промышленности известны следующие показатели кооперирования.

1. Удельный вес кооперированных поставок в общей себестоимости или стоимости произведенной предприятием продукции:

Кооперирование производства и его экономическая эффективность - student2.ru (1)

где: Кооперирование производства и его экономическая эффективность - student2.ru - объем кооперированных поставок, млн. тг.

Кооперирование производства и его экономическая эффективность - student2.ru - себестоимость или стоимость всей товарной продукции, млн. тг.

2. Количество кооперирующихся между собой предприятий. Экономическая эффективность классических форм кооперирования складывается из экономической эффективности специализации.

Гораздо дешевле, например, получать кооперированные поставки, комплектующие из самостоятельных предприятий, чем производить их в небольших количествах для собственного потребления каждому предприятию. Инструменты и метизы, например, при кооперированных поставках в несколько раз дешевле, чем их производство на каждом предприятии. Здесь проявляется, безусловно, эффект крупномасштабного специализированного производства. Кооперирование производства, как правило, развито в отраслях, производящих конструктивно сложную продукцию или требующих ее особую техническую характеристику, параметры.

В промышленности появилась особая и весьма эффективная форма кооперирования, основанная на совместном использовании близлежащими предприятиями объектов вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств с наибольшей полнотой, загрузкой в течение всего года.

Эффект и экономическая целесообразность этой специфической формы кооперирования дополняется возможностью смягчения сезонного характера деятельности многих отраслей и усилением взаимосвязи объективно родственно размещенных предприятий в зоне переработки сырья или районе потребления.

Если в межсезонье, когда работает основное производство, не всегда можно использовать технологическое оборудование и площади этих технологических цехов, то объекты вспомогательного производства и обслуживающих хозяйств всегда можно эффективно эксплуатировать другими близлежащими предприятиями. Это -ремонтно-механические мастерские, электрические установки и сети, тепловое хозяйство, подъездные пути, транспортные средства, общие производственные площади, территория, утиль хозяйства и другие.

В сезон всегда рациональнее используется вспомогательное производство и обслуживающее хозяйство, ибо производство осуществляется в более крупном масштабе, а значит дешевле. В этот период, например, для близлежащего к свеклосахарному производству пищевого предприятия пар и электроэнергия приобретаются в несколько раз дешевле, чем его самостоятельное производство в небольшом объеме. Такая централизация вспомогательного производства и обслуживающего хозяйства получает эффект концентрации производства, преимущество крупномасштабного производства.

Эффективность работы, как всей отрасли, так и отдельных предприятий определяется надежностью кооперированных поставок и оптимальностью выбора поставщиков.

Экономическая эффективность классических форм кооперирования складывается из экономической эффективности специализации. Гораздо дешевле, например, получать кооперированные поставки, комплектующие от самостоятельных предприятий, чем производить их в небольших количествах для собственного потребления каждому предприятию. Инструменты, например, при кооперированных поставках в несколько раз дешевле, чем их производство на каждом предприятии. Здесь проявляется, безусловно, эффект крупномасштабного специализированного производства, эффект концентрации и специализации производства.

Кооперирование производства, как правило, развито в отраслях, производящих конструктивно сложную продукцию или требующих её особую техническую характеристику, параметры [7., С. 43].

Учитывая, что кооперирование по экономической сути - это порождение, производная от специализации производства, то и эффективность этих форм общественной организации труда необходимо рассматривать в комплексе. Экономическая эффективность специализации и кооперирования - результат организационно-плановых мероприятий и повышения технического уровня производства. Эффективность, организационно-плановых мероприятий проявляется в снижении себестоимости вследствие роста производительности труда и уменьшения условно-постоянных расходов, приходящихся на единицу продукции. Основная доля экономического эффекта от специализации приходится на повышение технического уровня производства и качества продукции. Оба эти направления увеличения эффективности производства действуют одновременно.

Таким образом, кооперирование производства - это длительные, устойчивые связи между самостоятельными предприятиями (хозяйствующими субъектами) в товарном производстве для совместного изготовления одного продукта, годного к самостоятельному потреблению. От простых взаимосвязей между производителями и поставщиками, различными хозяйствующими субъектами рынка кооперирование отличается особыми технико-экономическими условиями взаимосвязей, что обусловлено совместным производством определенного продукта. Эта форма связи между самостоятельными субъектами рынка, самостоятельными предприятиями. Экономическая эффективность производства определяется величиной полученной прибыли. Именно поэтому, для правильной оценки экономической эффективности производства в целом или по конкретным видам продукции, необходимо установить, какой доход может принести выпуск той или иной продукции и какие при этом расходы понесёт предприятие. Конечным результатом деятельности любого предприятия является создание рыночного продукта. Процесс производства сопровождается взаимодействием производителя с поставщиками необходимых ресурсов, реализация же продукта приводит к возникновению отношений производителя с потребителями. Все это в совокупности выражает складывающееся на рынке фактически соотношение спроса и предложения. Рыночные отношения представляют собой по существу осуществляемый на добровольной основе обмен ценностями в разнообразных его формах в результате совокупного товарного и денежного обращения. Производственные процессы осуществляются в рамках предприятий, ограниченных имущественным комплексом, трудовым коллективом и территорией деятельности. Обменные операции выполняются за рамками предприятия, участниками их становятся контрагенты. Производство в конечном итоге образует материальную основу любой экономики. От того, в какой мере в стране развито производство зависит в целом экономика этой страны. В свою очередь, источниками любого производства являются ресурсы, которыми располагает то или иное общество.

Росту производства, увеличению качества продукции, способствует специализация и кооперирование производства. В узком смысле, специализация производства – это сосредоточение основной деятельности предприятия на производстве узкого круга продукции. В широком смысле, специализация производства - это форма общественного разделения труда; сосредоточение производства отдельных видов продукции или ее частей в самостоятельных отраслях, производствах, на специализированных предприятиях. Специализация производства способствует увеличению производства продукции, повышению ее качества, росту производительности труда. Кооперирование производства - форма производственных связей между специализированными предприятиями, совместно изготовляющими определенную продукцию. Кооперирование производства обусловлено ростом общественного и территориального (географического) разделения труда. По территориальному признаку кооперирование производства подразделяется на внутрирайонное и межрайонное, по отраслевому - на внутриотраслевое и межотраслевое. При кооперировании все предприятия сохраняют самостоятельность. Кооперирование - результат развития общественного разделения труда, специализации производства и условие их дальнейшего углубления. В промышленности кооперированием охватывается лишь часть производственных связей, например поставки заготовок, деталей, узлов по взаимосогласованным техническим условиям заводам, выпускающим готовые машины и оборудование. Большая часть поставок сырья, материалов и т. д. обеспечивается органами материально-технического снабжения. Наибольшее развитие кооперирование получило в отраслях, производящих сложную продукцию, состоящую из многих частей и деталей (например, в машиностроении). Кооперирование ведёт к снижению издержек производства и способствует увеличению масштабов производства, более полному использованию производственных мощностей, повышению экономической эффективности производства. В промышленности кооперирование организуется как по территориальному, так и по отраслевому принципу.

Рост эффективности производства тесным образом связан с процессом минимизации затрат и ростом качества выпускаемой продукции. Залог успеха – оптимальное сочетание цены и качества продукции. Именно поэтому под эффективностью производства понимается рациональное потребление ресурсов (факторов) производства, направленное на выпуск качественной продукции, пользующейся спросом у покупателя. Основные факторы производства, рациональное сочетание которых позволяет достигнуть желаемого результата – роста эффективности самого производства. На процесс эффективности производства оказывают многие, как внешние, так и внутренние факторы производства, такие как, себестоимость продукции, объём производства, цена продукции и многие другие факторы. Их рациональное сочетание в итоге ведёт к желаемому результату.

Список литературы

1. Бондаренко Ю.А. Франчайзинг и перспективы его развития в России// Финансы. - М., 1994. - N 12. - С. 20-22.

2. Экономика предприятия: Учебник для вузов/В.Я. Горфинкель, Е.М. Купряков, В.П. Прасолова и др.; Под редакцией проф. В.Я. Горфинкеля, проф. Е.М. Купрякова. – М. Банки и Биржи, ЮНИТИ, 1996. – 317 с.

3. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. – М.: ИНФРА-М, 1997.-416с.

4.Грузинов В. П., Грибов В. Д. Экономика предприятия: Учеб. пособие. – М: Изд-во МИК, 1998. – 201с.

5. «Экономическая теория», Добрынин Ю. В.,СПТБ: «Ун. Экон. и фин.», 1998 г.

Наши рекомендации