Совершённым в органах и учреждениях УИС
В силу ч. 1 ст. 144 УПК РФ уголовно-процессуальная деятельность на стадии возбуждения уголовного дела состоит в рассмотрении сообще-ния о преступлении, которое складывается из системы действий и решений по принятию, проверке и разрешению сообщений о любом совершённом или готовящемся преступлении. Начало такой деятельности связано с появлением повода к возбуждению уголовного дела.
В ч. 1 ст. 140 УПК РФ, так же, как и в предшествующих ему уголовно-процессуальных кодексах, закреплён только перечень поводов для возбуждения уголовного дела. Понятие повода в УПК РФ не закреплено, в теории уголовного процесса нет единой точки зрения о том, что понимать под поводом для возбуждения уголовного дела[13], что повлекло предложение о внесении в ст. 140 УПК соответствующей дефиниции «повод к возбуждению уголовного дела»[14].
Термин «повод» как целостное понятие был употреблен в Уставе уголовного судопроизводства 1864 года, однако его сущность в Уставе раскрыта не была. До настоящего времени вопрос о понятии повода носит дискуссионный характер.
В дореволюционной литературе это понятие рассматривали неоднозначно. Так, Вл. Случевский писал, что процессуальное значение поводов разнообразно и весьма велико. «Некоторые из законных поводов сами по себе служат достаточным основанием для возбуждения уголовного преследования»[15], отождествляя тем самым понятия «повод» и «основание».
Схожую точку зрения разделяли и некоторые учёные в период действия УПК РСФСР 1960 г., они ученые писали, что поводом к возбуждению уголовного дела являются сведения, первоначальные данные о признаках преступления[16], полученные из установленного законом источника и в установленном законом порядке[17]. На наш взгляд, такой подход смешивает понятия повода и оснований, лишая их самостоятельного значения.
Многими авторами повод рассматривается как установленный законом источник информации о готовящемся, совершённом или совершаемом преступлении[18].
Н. В. Жогин и Ф. Н. Фаткуллин под поводом понимали юридические факты, обуславливающие правоохранительные органы рассмотреть известные им сведения о преступлении и принять в этой связи, в пределах своей компетенции соответствующее решение[19]. Не отрицая того, что повод к возбуждению уголовного дела является юридическим фактом, некоторые учёные говорят о нём как об установленных законом действиях заявителя, должностных лиц и т. д.[20], предусмотренных уголовно-процессуальным законом юридических актах или поступках[21].
Думается, что нельзя признать правильным и факт отождествления определения повода с деятельностью, так как:
1) в этом случае смешиваются понятия «уголовно-процессуальная» и «оперативно-розыскная» деятельность;
2) для решения вопроса о возбуждении или отказе в возбуждении уголовного дела важен результат деятельности, т. е. информация, сведения, фактические данные, а не сама деятельность[22].
В настоящее время, большинство авторов определяют повод к возбуждению уголовного дела как источник информации о совершённом или готовящемся преступлении, служащий юридическим фактом, влеку-щим возникновение уголовно-процессуальных отношений, начало уголовно-процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела[23].
В ч. 1 ст. 140 УПК РФ установлено, что поводами для возбуждения уголовного дела служат:
1. заявление о преступлении;
2. явка с повинной;
3. сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полу-ченное из иных источников.
П. 43 ст. 5 УПК РФ, разъясняя понятие «сообщение о преступ-лении», указывает два первых повода, а вместо «сообщения о совершённом или готовящемся преступлении» указывает рапорт об обнаружении преступления. В Типовом положении о едином порядке организации приёма, регистрации и проверки сообщений о преступ-лениях, утверждённом приказом совместным приказом Генеральной прокуратуры РФ, МВД России, МЧС России, Минюста России, ФСБ России, Минэкономразвития России, ФСНК России от 29.12.2005 № 39/1070/1021/253/780/353/399, также имеется разъяснение понятия сообщение о преступлении. В соответствии с данным положением сообщение о преступлении – заявление о преступлении, явка с повинной, рапорт об обнаружении признаков преступления. К ним относятся процессуальные и иные документы, предусмотренные ч. 2 ст. 20 и ст. 141-143 УПК РФ. Таким образом, мы видим, что и УПК РФ и подзаконные нормативные акты определяют, что процессуальной формой для данного повода является рапорт об обнаружении признаков преступления.
В связи с этим Ю. В. Деришевым высказано мнение, что: «сооб-щение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников» может рассматриваться лишь в качестве повода для начала доследственной проверки в рамках административной или оперативно-розыскной деятельности. Поводом же к возбуждению уголов-ного дела и выступает рапорт осведомлённого должностного лица об обнаружении признаков преступления[24]. То есть рапорт об обнаружении признаков преступления необходимо считать установленной формой для закрепления информации, полученной из иных источников.
Однако такой повод для возбуждения уголовного дела как «сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников» является, по нашему мнению, слишком абстрак-тным и нуждается в уточнении. УПК Республики Азербайджан (ст. 46.2), УПК Республики Беларусь (ст. 166) содержат такие самостоятельные поводы для возбуждения уголовного дела как: непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором; информация о преступлении, опубликованная (распространенная) в средствах массовой информации. Считаем, что в части 1 ст. 140 УПК РФ, вместо пункта 3, необходимо предусмотреть следующие поводы к возбуждению уголовного дела: непосредственное обнаружение признаков преступления органом дознания, дознавателем, следователем, прокурором (п. 3); информация о преступлении, опубли-кованная (распространенная) в средствах массовой информации (п. 4).
В соответствии с п. 2 Инструкции о приёме, регистрации и проверке в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях в органах уголовно-исполнительной системы (далее – Инструкция)[25] сообщения о преступлениях и происшествиях принимаются круглосуточно оперативными дежурными, оперативными дежурными по территориальным органам УИС, оператив-ными дежурными по колонии, дежурными помощниками начальника следственного изолятора, дежурными помощниками начальника тюрьмы.
Заявление о преступлении может быть сделано как в устном, так и в письменном виде. По общему правилу, заявление может подать как лицо, пострадавшее от преступления, так и любое лицо, которому что-либо известно о готовящемся, совершающемся, либо совершённом преступлении. В соответствии с Инструкцией приём заявлений о преступлениях и происшествиях обязаны осуществлять все лица рядового и начальствующего состава учреждений и органов УИС. Они не вправе отказываться от их приёма под предлогом недостаточности сведений для решения вопроса о наличии признаков преступления или по каким-либо другим причинам. Данные положения Инструкции направлены на то, чтобы любой сотрудник, в любое время, получив информацию о готовящемся, либо совершённом преступлении, зафиксировал её надлежащим образом, после чего зарегистрировал, что позволит более быстро реагировать на любые преступные проявления в органах и учреждениях УИС и соответственно защитить права и законные интересы заявителя. При обращении граждан с устным заявлением сотрудник, принявший заявление, оформляет протокол, который подписывается заявителем и лицом, принявшим заявление. Протокол должен содержать данные о заявителе, а также о документах, удостоверяющих личность заявителя. Письменное заявление о преступлении должно быть подписано заявителем. При оформлении протокола, а также при принятии письменного заявления непосредственно от заявителя, сотрудник, принявший заявления обязан предупредить заявителя об уголовной ответственности по ст. 306 УК РФ, о чём делается соответствующая отметка в протоколе, либо на заявлении, удостоверенная подписью заявителя. Кроме того, при непосредственном принятии заявления (как устного, так и письменного), сотрудник принявший заявление, сразу же после его регистрации, обязан выдать заявителю под роспись талон-уведомление с указанием данных о лице, принявшем заявление, а также даты и времени его принятия. Регистрируются заявления в Книгу регистрации сообщений о преступлениях.
В изученных автором пособия уголовных делах и материалах об отказе в возбуждении уголовного дела устное заявление о преступлении как повод к возбуждению уголовного дела отсутствует. Поводом к возбуждению уголовного дела в них являлись письменные заявления осуждённых о причинении им вреда здоровью (в 5 случаях), письменные заявления иных лиц (1 случай). Проверка таких заявлений проводилась сотрудниками прокуратуры по надзору за исполнением законов в исправительных учреждениях (до сентября 2007 г.). В отказных материалах, по которым предварительная проверка производилась сотрудниками учреждений, исполняющих наказания, заявление о преступлении как повод отсутствует.
Письменные заявления о преступлении поступали в прокуратуру по почте (3), из вышестоящей прокуратуры (1), через защитника осуждён-ного (в данном случае следственно-арестованного) (2). В изученных материалах уголовных дел и материалах об отказе в возбуждении уголовного дела за период сентябрь 2007 г. – март 2008 г. заявления о преступлении как повод не встречались. Все заявления о преступлении в изученных нами материалах содержали информацию о превышении, либо злоупотреблении своими полномочиями сотрудниками учреждений ФСИН России, на наш взгляд, объясняется отрицательной направленностью осуждённых, либо желанием облегчить таким образом свою участь, либо желанием продлить своё пребывание в местах предварительного заключения. Так, например осуждённый С. 07.10. 2005 г. совершил побег из места лишения свободы, в последствии был задержан, в отношении него возбуждено уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 313 УК РФ. В период расследо-вания в отношении него уголовного дела по ст. 313, данный осуждённый направил заявление в прокуратуру, по факту применения к нему насилия сотрудниками ГУФСИН России по Кемеровской области, которые доставляли его к месту отбывания наказания[26].
Таким образом, можно сделать вывод о том, что наиболее часто встречающийся повод к возбуждению уголовного дела – заявление о преступлении[27] как повод к возбуждению уголовного дела в местах лишения свободы встречается крайне редко (менее 3 %). Это обусловлено рядом факторов: во-первых, большая часть преступлений по которым возбуждаются уголовные дела в местах лишения свободы выявлены в ходе деятельности сотрудников учреждений (ст. ст. 313, 314, 228, 111, 112, 105 УК РФ). Во-вторых, это связано с режимом отбывания наказания, если лицо обращается в медицинскую часть учреждения, в связи с телесными повреждениями разной степени тяжести[28], об этом незамедлительно уведомляется дежурный, который составляет рапорт, и даже последующее заявление лица (если такое поступает) в данном случае поводом к возбуждению уголовного дела являться не будет, а будет лишь источником сведений, при установлении оснований для возбуждения уголовного дела. В-третьих, это объясняется и рядом субъективных факторов: психологическим состоянием, связанным с физической изоляцией от общества; воздействием оказываемым на потерпевшего другими осуждёнными; недоверием или отрицательным отношением части осуждённых к деятельности правоохранительных органов и администрации исправительных учреждений, а также к потерпевшим, лицам из числа суждённых, оказывающим помощь администрации учреждения; влиянием криминальной субкультуры; негативным отношением к проводимым режимным мероприятиям, предусмотренным УИК РФ и др.
Так же заявление как повод к возбуждению уголовного дела в учреждениях, исполняющих наказания, могут иметь место в случае совершения осуждёнными преступления в отношении вольнонаёмных сотрудников.
Анонимные сообщения (письма), поступившие в органы и учреждения УИС в книге учёта сообщений о преступлениях не регистрируются[29]. Анонимные письма, содержащие сведения о готовящемся или совершённом преступлении рассматривается руководи-телем, ответственным за организацию оперативно-розыскной деятель-ности и передаётся в оперативное подразделение для проверки и оперативного использования. Если в ходе проверки анонимных сообщений, информация о преступлениях, содержащаяся в них, найдёт своё подтверждение, то такая информация оформляется рапортом об обнаружении признаков преступления.
Явка с повинной.Заявление о явке с повинной– добровольное сообщение лица о совершённом им преступлении.
Явка с повинной имеет процессуальное значение повода к возбуж-дению уголовного дела при наличии следующих условий:
v физическим лицом подано заявление должностному лицу или в орган, управомоченный возбуждать уголовные дела;
v заявление содержит сообщение о преступлении, совершённом этим лицом; заявление носит добровольный характер;
v именно из этого заявления органам, имеющим право возбуждать уголовные дела, становится известно о совершении данного преступления[30].
В связи с этим, необходимо отметить, что явка с повинной как повод для возбуждения уголовного дела по преступлениям, совершённым в органах и учреждениях УИС практически не встречается[31] по следую-щим причинам:
1. заявление о явке с повинной в органах и учреждениях УИС делается, как правило о преступлениях, совершённых до начала отбытия наказания, по таким заявлениям сотрудники органов и учреждений УИС не вправе принимать решение о возбуждении уголовного дела;
2. лица, отбывающие наказание, не желают заявлять о преступлениях, совершённых ими в местах отбывания наказания, в связи с тем, что это приведёт лишь к увеличению их срока наказания;
3. в связи с ограниченной территорией органов и учреждений УИС, сотрудникам данных учреждений о совершённом преступлении становится известно, либо от других лиц, либо в случае непосредственного обнаружения преступления.
Получение явки с повинной в органах и учреждения УИС осуществляется в соответствии с теми же правилами, что и принятие заявлений о преступлении.
Сообщение о совершённом или готовящемся преступлении, полученное из иных источников.Как указывалось выше, данный повод может быть рассмотрен при непосредственном обнаружении сотруд-никами признаков преступления, а также в случаях, когда информация о преступлении распространена в средствах массовой информации.
Информация о преступлениях, распространенная в средствах массовой информации (далее – СМИ).Такая информация может содержаться в статьях, заметках и письмах, опубликованных в печати, передачах по радио, телевидению. Главной особенностью сообщений СМИ о преступлениях является то, что они безадресны, рассчитаны на «широкую публику» и преследуют цель привлечь к преступлению внимание общественности и таким образом побудить правоохрани-тельные органы действовать. Необходимо отметить, что в погоне за сенсацией журналисты не всегда объективно оценивают поступающую к ним информацию, делают поспешные выводы, кроме того, неточность и неполнота информации обусловлена тем, что органы и учреждения УИС являются закрытыми объектами. Однако все сообщения о преступлении, распространённые в СМИ подлежат проверке. В соответствии с ч. 2 ст. 144 УПК РФ по сообщению о преступлении, распространённому в средствах массовой информации, проверку проводит по поручению прокурора орган дознания, а также по поручению руководителя следственного органа следователь. В соответствии с п. 15 Инструкции, в случае получения сообщения о преступлении или правонарушении, опубликованного и распространённого в средствах массовой инфор-мации, регистрация и последующая проверка данного сообщения проводится по месту совершения преступления. Таким образом, прокурор в любом случае поручает проверку сообщения о преступлении, распространённом в СМИ начальнику органа или учреждения, на территории которого совершено данное преступление. Редакция, главный редактор соответствующего средства массовой информации обязаны передать по требованию прокурора, следователя или органа дознания имеющиеся в распоряжении соответствующего средства массовой информации документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации. Ст. 42 закона РФ «О средствах массовой информации» допускает предоставление сведений, полученных ею на конфиденциальной основе, только по требованию суда по находящемуся в его производстве уголовному делу, однако же, непредоставление такой информации может привести к тому, что не будут установлены основания для возбуждения уголовного дела. В связи с этим в уголовно-процессуальной науке существует предложение о том, что в случае необходимости получения из СМИ конфиденциальной информации следователь, дознаватель, орган дознания, могут обратиться в суд в порядке ст. 165 УПК РФ для получения такой информации. На основании судебного решения редакция, главный редактор средства массовой информации должен предоставить требуемую информацию[32].
По результатам проведённого нами исследования и анкетирования сотрудников учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, за период 2006 – март 2008 г. проверки по сообщениям средств массовой информации в учреждениях не производилось, это можно объяснить закрытостью учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы для СМИ.
Исходя из формулировки п. 3 ч. 1 ст. 140 УПК РФ непосредственное обнаружение признаков преступления является поводом к возбуждению уголовного дела. Как нами было указано выше, процессуальной формой в таком случае является рапорт об обнаружении признаков преступления. Рапорт представляет собой «служебное сообщение, донесение младшего по званию старшему военному начальнику; служебное или официальное сообщение о чем-нибудь»[33], то есть рапорт представляет собой не процессуальный, а служебный документ, основываясь на этом В. А. Семенцовым предложено заменить в УПК РФ термин «рапорт» на «протокол» и закрепить в ст. 143 УПК РФ положения о том, что сообщения из иных, чем указаны в ст. 141 и 142 источников, принимаются следователем, дознавателем, о чем составляется протокол[34]. На наш взгляд, это излишне, так как письменное заявление о преступ-лении тоже документ не процессуальный, и если следовать логике автора, то необходимо составлять «протокол о принятии письменного заявле-ния», что, несомненно, «перегрузит» доследственную проверку.
В соответствии с п. 5 Инструкции при обнаружении признаков преступления сотрудник принимает меры неотложного реагирования, о чём немедленно сообщает дежурному по учреждению или органу УИС при помощи телефона или другого вида связи для доклада начальнику учреждения или органа УИС в течение суток с момента обнаружения и составляет рапорт.
Изученные материалы уголовных дел и материалы об отказе в возбуждении уголовного дела позволяют сделать вывод, что по преступлениям, совершённым в учреждениях, исполняющих наказания в виде лишения свободы, наиболее часто встречающимся поводом для начала процессуальной деятельности в стадии возбуждения уголовного дела является «сообщение о совершённом или готовящемся преступ-лении, полученное из иных источников», оформленное рапортом, при непосредственном обнаружении признаков преступления сотрудниками данных учреждений.
Необходимо отметить, что в нескольких отказных материалах, где содержалось письменное заявление лица о совершаемом в отношении него преступлении, сотрудники прокуратуры по надзору за законностью в ИУ всегда составляли рапорт об обнаружении признаков преступления, который ими в последствии и регистрировался в книге учёта сообщений о преступлении[35]. Такая практика на наш взгляд, является неправильной, так как в данном случае поводом к возбуждению уголовного дела является заявление.
Изученные отказные материалы и уголовные дела позволяют сделать вывод о том, что сотрудниками исправительных учреждений рапорт об обнаружении признаков преступления составлялся в 100% случаях.
Это обусловлено несколькими причинами:
во-первых, заявления, от лиц пострадавших от преступления не поступают, так как данные лица либо боятся своего обидчика, либо, исходя из «понятий» криминальной субкультуры предпочитают самос-тоятельно отомстить обидчику, чем привлекать его к уголовной ответственности;
во-вторых, заявление о явке с повинной в ИУ, хотя и встречается довольно часто, однако они, как правило, содержат информацию о преступлениях, совершённых ранее, до начала отбытия наказания и направляются по подследственности;
в-третьих, информация о преступлении, совершённом на территории ИУ, как правило, не публикуется до возбуждения уголовного дела (также как и после), в связи с тем, что ИУ являются закрытыми учреждениями, доступ на территорию которых ограничен, правилами, установленными уголовно-исполнительным законодательством.
Так, например, в случае, если лицо обращается в медицинскую часть учреждения с травмой, то об этом незамедлительно уведомляется дежурный (имеется соответствующая форма талона), который и составляет рапорт, после чего обязательно проводится проверка причин получения осуждённым травмы. В случае, если сотрудник учреждения будет свидетелем противоправного действия осуждённых, например драки, то в данном случае сотрудник примет меры по предотвращению противоправных действий, после чего им будет составлен рапорт. При производстве построения, либо проверке нахождения осуждённых на рабочем месте сотрудник учреждения принимает меры к выяснению причин отсутствия, и случае незаконного отсутствия составляет рапорт, после чего производятся розыскные мероприятия и проверочные действия.
Таким образом, рапорт об обнаружении признаков преступления сотрудником ИУ должен составляться в следующих случаях:
v в случае обнаружения трупа осуждённого с признаками насильствен-ной смерти;
v в случае пресечения преступления (правонарушения) сотрудником;
v в случае обращения осуждённого в медицинскую часть учреждения, если есть основания полагать, что травма носит не бытовой характер;
v в случае обнаружения факта отсутствия осуждённого при проверке;
v в случаях обнаружения запрещённых предметов (например, наркоти-ческих средств) в ходе проведения режимных мероприятий;
v в случае предоставления результатов ОРД.