Развитие персонала: сущность, задачи, методы
Начиная с середины XX в. постоянно возрастает скорость перемен. Естественно, что при таких условиях каждый человек и организации испытывают все возрастающее информационное и технологическое давление, заставляющее их все интенсивнее обучаться и осмысливать происходящие изменения. Такая среда требует не только постоянного обучения, но и постоянного внутреннего развития, способствующего быстрой адаптации человека к происходящим переменам.
Если ранее считалось, что после получения среднего, среднего специального или высшего образования взрослый человек может и способен развиваться самостоятельно, то в настоящее время, учитывая скорость современного развития технологий и массы новой информации, опережающей процессы осмысления происходящих изменений, развитие персонала и личности требует информационного и технологического обеспечения и координации самого процесса развития персонала.
Знания сотрудников предприятия морально устаревают, их необходимо развивать в соответствии с развитием тех областей знаний, с которыми они сталкиваются в своей повседневной трудовой деятельности. Несоответствие квалификации персонала потребностям компании негативно сказывается на результатах ее деятельности. Развитие персонала является важнейшим условием успешного развития любой компании, т.к. обеспечивает систематическую структуризацию и взаимную ориентацию предприятия, сотрудников и трудовых процессов.
Цель развития персонала – изменение личностных потенциалов сотрудников, а также обеспечение организационного единства, т.е. всех контролирующих, планирующих и реализующих инструментов, результатов и процессов укрепления кадрового потенциала предприятия. При этом образование как процесс не менее важно, чем образование как результат.
Развитие персонала имеет три уровня:
- индивидуальное развитие (повышение квалификации, образования),
- групповое развитие,
- организационное развитие.
Иначе говоря, развитие персонала, являясь и развитием организации через развитие коллектива (группы) и сотрудника (личности), включается в стратегию и культуру предприятия, охватывает его внешнюю среду, а также внутреннюю ситуацию и зависит от организаторских способностей руководителей наладить систему учебы в коллективе. Это решающий фактор реального развития персонала.
Следовательно, развитие персонала означает:
- способность сотрудника осознать необходимость регулярной учебы, чтобы изменяться в соответствии с растущими требованиями;
- способности коллектива осознать необходимость командного или группового управления при активном участии персонала, а не только руководителя;
- способность организации осознать решающую роль каждого сотрудника и необходимость развития его потенциала.
Успешное развитие персонала требует использования конкретных методов, направленных на формирование и активизацию знаний, возможностей и поведенческих аспектов персонала. Среди методов развития персонала можно выделить:
а) методы формирования и развития кадрового потенциала организации;
б) методы развития потенциала каждого сотрудника.
К первой группе относятся:
- методы организационного развития, совершенствования организационных структур, составления штатного расписания,
- методы улучшения фирменного стиля управления,
- методы конфликтного менеджмента, содействующие межличностным коммуникациям и созданию благоприятного микроклимата,
- техника групповой работы менеджера.
Необходимо отметить, что это методы развития персонала предприятия как совокупного работника.
Развитие персонала на уровне конкретной личности составляет содержание методов второй группы. К ним относятся:
- методы подготовки и переподготовкирабочих, специалистов и руководителей,
- методы повышения квалификации за пределами организации,
- фирменные однодневные или недельные семинары,
- конференции, групповые дискуссии,
- модерация, или методы решения проблем в процессе творческой дискуссии без права вето у модератора, т.е. у человека, который ведет дискуссию, как, например, это делается в популярных телепередачах,
- система методов содействия развитию творчества (эвристические методы, деловые игры).
Организации создают специальные методы и системы управления профессиональным развитием персонала, подготовкой резерва руководителей, развитием карьеры. В крупных корпорациях существуют специальные отделы профессионального развития, возглавляемые специалистами в этой области, имеющими большой опыт развития человеческих ресурсов. О важности этого процесса свидетельствует и то, что цели в области профессионального развития включаются в личные планы (от выполнения которых зависит размер вознаграждения) высших руководителей, вице-президентов, руководителей национальных компаний.
Ведущие организации затрачивают на профессиональное развитие своих сотрудников значительные средства — от 2 до 10% фонда заработной платы. Эти затраты являются капиталовложениями организации в развитие своих сотрудников, от которых она ожидает отдачи в виде повышения производительности.
Помимо непосредственного влияния на финансовые результаты компании, капиталовложения в профессиональное развитие персонала способствуют созданию благоприятного климата в организации, повышают мотивацию сотрудников и их преданность организации, обеспечивают преемственность в управлении.
Профессиональное развитие оказывает положительное влияние и на самих сотрудников. Повышая квалификацию и приобретая новые навыки и знания, они становятся более конкурентоспособными на рынке труда и получают дополнительные возможности для профессионального роста как внутри своей организации, так и вне ее. Это особенно важно в современных условиях быстрого устаревания профессиональных знаний.