Перераспределение доходов: цели, каналы, результаты
Вмешательство гос-ва в систему перераспределения доходов происходит с целью удовлетворения общих потребностей (оборона, экология, развитие инфраструктуры), для поддержки временно занятых в произв-ве, нетрудоспособных, малообеспеченных. Целенаправленное перераспределение исп. прогрессивную шкалу подоходного налога, налогообложение капиталов и выплату пособий малоимущим. Ненамеренное перераспределение возникает, когда в результате введения налога с целью увеличения доходов бюджета индивиды с различным уровнем дохода по-разному участвуют в уплате этого налога. Т.о. бедные индивиды, уплачивая более низкие налоги, получают большую полезность от пользования обществ. благами.
Перераспределение происходит путем: налогообложения (налоговая ставка увеличивается по мере роста размеров номинального дохода); трансфертных платежей (пособия малообеспеченным, пенсионерам, безработным, продовольственные талоны, различные льготы); регулирования цен на социально важную продукцию; индексации фиксированных доходов и трансфертов при опред. проценте инфляции; установления обязательного min з/п как базы оплаты труда во всех сферах экономики.; соц. страхования (выплаты из фондов обществ. страхования осущ. из взносов, сделанных индивидами ранее).
46)Внешние эффекты, их классификация и интернализация. Теорема Коуза.
В рыночной экономике все отношения происходят между двумя сторонами – покупателем и продавцом. Но часто сделки затрагивают интересы третьих лиц. Это явление и называется внешними эффектами (или экстерналиями) – это издержки или выгоды, кот. распространяются на людей, непосредственно не осуществляющих матер. или денежных затрат, но использующих побочные результаты деят-сти других. Внешние эффекты могут быть положительными или отрицательными, быть связаны с произв-вом или потреблением.
Отрицательные внешние эффекты:
1. Внешние издержки произв-ва: MSC=MPC+MEC (где MSC – предельные обществ. изд.; MPC – предельные частные изд.; MEC – предельные внешние изд.). Если MSC>MPC, то внешний эффект отрицательный. Оптимум общества: MSC=MSB или MSC=P; оптимум производителя: MPC=MPB или MPC=P (где MSB – предельные соц. выгоды; MPB – предельные частные выгоды; P – цена).
2. Внешние издержки потребления (при MSB<MPB): MPB=MSB+MEB (где MEB – предельные внешние выгоды). Оптимум потребления: MPB=MPC. Оптимум общества: MSB=MSC.
Положительные внешние эффекты:
1 Внешние выгоды произв-ва: MSC<MPC. Оптимум производителя: MPC-MPB или MPC=P. Оптимум общества: MSC=MSB и MSC=P.
2. Внешние выгоды потребления: MSB>MPB. Оптимум потребителя: MPB=MPC или MPB=P. Оптимум общества: MSB=MSC или MSB=P.
Вывод: рыночная экономика поощряет произв-во и потребление, дающие отрицательные внешние эффекты, и не стимулирует произв-во и потребление с положительными внешними эффектами.
Теорема Коуза: если права собственности всех сторон тщательно определены, а трансакционные издержки равны нулю, то конечный результат (максимизирующий ценность произв-ва) не зависит от изменений в распределении прав собственности. Суть в том, что проблема внешних эффектов может быть решена путем соглашения между заинтересованными сторонами без вмешательства гос-ва. Условия достижения соглашения: четкое определение прав собственности; относительно невысокая стоимость соглашения, в кот. участвует небольшое кол-во лиц.
47)Общественные и частные блага. Равновесие Линдаля.
Частное благо – благо, кот. может быть одномоментно потреблено только одним лицом. Общественное благо может быть потреблено одним лицом, но при этом доступно для потребления другим. Большая часть обществ. благ не обеспечивается частными рынками из-за след. особенностей их потребления: 1. включенность (или проблема безбилетника – free rider); «безбилетник» пользуется бесплатно благом, требующим затрат на его произв-во (напр. нац. оборона). 2. нулевые предельные издержки; при увеличении кол-ва людей, потребляющих благо, издержки не растут (напр. свет маяка). 3. неделимость; благо настолько велико, что не может быть продано индивид. покупателям (напр. нац. оборона, воздух). 4. высокий уровень полезности для общества в целом; произв-во благ рынком невозможно из-за принципов 1 и 3. Обществ. блага: нац. оборона, маяки, полицейская защита, программы по борьбе с болезнями, стихийными бедствиями и т.п., сохранение условий проживания на Земле (в процессе глобализации).
Квазиобществ. блага: система образования, библиотеки, музеи, автодороги, канализация, пожарная охрана, медицина. Отличаются от обществ. благ тем, что люди, их не оплатившие, исключаются из процесса потребления; обладают делимостью и могут производиться рынком.
Расширенный анализ предоставления обществ. благ был произведен Э. Линдалем. Его модель: для достижения равновесия необходимо, чтобы выплачиваемая каждым индивидом ставка налога была точно равна предельной полезности получаемого блага.
Это положение можно проиллюстрировать для общества из двух лиц (А и В). Доля налога, выплачиваемого А, возрастает снизу вверх, доля В – сверху вниз. Кривая ДА показывает кол-во блага, кот. хотел бы иметь А при разных долях налога. Когда доля затрат А падает, его желаемый уровень благ растет. То же самое показывает кривая ДВ для В. Равновесие Линдаля наступает в т. Q1, при распределении налога между А и В в отношении S.
Экзаменационные вопросы по Эконом. Теории