Расчет потребности АТП в материальных затратах
Расчет материальных затрат на выполнение прогнозируемого объема перевозок проводится в натуральном и стоимостном выражении по следующим группам: автомобильное топливо, смазочные материалы, керосин для технологических нужд, обтирочные материалы, прочие эксплуатационные материалы, ремонтные материалы и запасные части, восстановление и ремонт шин.
Объемный расход автомобильного топлива Gл для АТС, работа которых учитывается в тонно-километрах определяется по одной из следующих формул:
- для одиночных автомобилей (автопоездов с полуприцепом) и автопоездов с прицепами:
Gл=0,01 [НЛ+НТКМ (qмп+q γ β)] Кз КдКгLобщ (12)
- для автомобилей-самосвалов (седельных тягачей с самосвальными полуприцепами) и самосвальных автопоездов с прицепами:
Gл={0,01 [Нл+Нткм (qмп+0,5 qп)] Lобщ+m НеZе} Кз КдКг= ={0,01[25,2+1,3(4+0,5*4,5)]* 1248267+1*0,25*3}*1,042*1,07*1,005= 466117,5л; (13)
Объемный расход топлива Gл для грузовых АТС с почасовой или покилометровой оплатой работы, автобусов и легковых автомобилей определяется по формуле:
Gл=0,01НлК3КдКгLобщ, л, (14)
где, Нл - норма расхода топлива на пробег, л/100 км;
Нткм - норма расхода топлива на транспортную работу, л/100 км (для автомобилей с карбюраторами двигателями - 2 л/100 км, с дизельным двигателем - 1,3 л/100 км;
qмп - снаряженная масса прицепа, т;
q - грузоподъемность автомобиля или автопоезда, т;
qп - грузоподъемность прицепа, т;
Кз - коэффициент, учитывающий расход топлива в зимний период (три зимних месяца), принимается равным 1,042; для северных районов К3=1,11;
Кд - коэффициент, учитывающий дорожные условия. Для внегородских дорог с усовершенствованным покрытием Кд=0,85; для внегородских дорог с усовершенствованным покрытием в случае перевозок грузов на расстоянии до 15 км Кд=0,9; на дорогах третьей категории Кд принимается равным 1,07;
Кг - коэффициент, учитывающий расход топлива на внутригаражные нужды; принимается равными 1,005;
Lобщ - общий пробег всех АТС, км;
m - количество самосвальных прицепов в составе автопоезда, ед.;
Zе - количество ездок с грузом за прогнозируемый период;
Не - норма расхода топлива на одну ездку, принимается равной 0,25 л/ездку.
Расход смазочных материалов по каждому виду (моторное масло, трансмиссионное масло, консистентная смазка) определяется по формуле:
Gсм=GлКсм, л (масла) или кг (смазки), (15)
Gсм=466117,5*3,2/100=14915,7,л – моторное масло
Gсм=466117,5*0,4/100=1864,4,л – трансмиссионное масло
Gсм=466117,5*0,3/100=1398,3,л – пластичные смазки
Gсм=466117,5*0,1/100=466,1,л – специальные масла
где, Ксм - норма расхода смазочных материалов в литрах от расхода топлива для масел или в килограммах от расхода топлива для консистентной смазки (приложение 5).
Расход технического керосина Gк принимается в размере 0,5% от весового расхода топлива:
Gк=0,005 Gл ρт=0,005*466117,5*0,825=1922,7, кг; (16)
где, рт - плотность топлива, кг/л; (приложение 6).
Расход обтирочных материалов Gоб определяется по нормам Ноб расхода на одну единицу АТС в год: грузовые автомобили - 36 кг/ед, прицепы и полуприцепы - 18 кг/ед, автобусы - 60 кг/ед и легковые автомобили - 48 кг/ед.
Gоб=АссНоб=130*(36+18)=7020, кг. (17)
Затраты на топливо, смазочные материалы, технический керосин, обтирочные материалы определяются произведением их действующих цен в руб/л или руб/кг на расходы указанных эксплуатационных и смазочных материалов в литрах или килограммах.
Затраты на прочие эксплуатационные материалы (электролит, дистиллированную воду, антифриз, тормозную жидкость) можно принять в размере 10% от суммы затрат по всем видам масел и техническому керосину.
Затраты на ремонтные материалы (Зрм) и запасные части (Ззч) необходимые для проведения технических обслуживании и текущих ремонтов в денежном выражении определяются на основании норм затрат в руб. на 1000 км пробега и общего пробега парка по формуле:
Зрм (з.ч..)=0,001 Нрм (з.ч.)Lобщ=0,001*10*2773927=27739,2, руб., (18)
где, Нрм (з.ч.) - норма затрат на ремонтные материалы и запасные части откорректированная с учетом модификации подвижного состава, условий эксплуатации и организации его работы (приложение 7).
Затраты на восстановление и ремонт шин определяются на основании нормативов на 1000 км пробега и норм пробега шин по типам автомобилей.
Расчет затрат на восстановление и ремонт шин проводится по формуле:
Зш=0,001 Цш, nк НшLобщ=0,001*10000*10*0,0117*2773927=3245494,5, руб, (19)
где, Цш - стоимость одного комплекта шин (покрышка, камера, ободная лента), руб;
nк - число колес на автомобиле без учета запасного колеса, шт;
Нш - норма отчислений на восстановление и ремонт одного комплекта шин на 1000 км пробега для соответствующего размера шин и условий эксплуатации, % от стоимости (таблица 18).
Если норма отчислений на восстановление и ремонт шин принимается в рублях на 1000 км пробега, то расчетная формула приобретает вид:
Зш=0,001 nк НшрLобщ, руб, (20)
где, Ншр - норма отчислений на восстановление и ремонт одного комплекта шин в рублях на 1000 км пробега.
Результаты расчета потребности в материальных затратах оформляются по образцу, приведенному в таблице 3.
Таблица 3
Потребность в материальных затратах
№ | Вид, марка и ГОСТ/ТУ материалов | Единица измерения | Количество | Единица измерения | Количество | Всего затраты тыс. руб |
Автомобильное топливо | л | 466117,5 | руб/л | 14,8 | ||
Летнее | л | руб/л | ||||
Зимнее | л | руб/л | ||||
Моторное масло | кг | 14915,7 | руб/кг | 671206,5 | ||
Летнее | кг | руб/кг | ||||
Зимнее | кг | руб/кг | ||||
Трансмиссионное масло | кг | 1864,4 | руб/кг | |||
Консистентная смазка | кг | 1398,3 | руб/кг | |||
Технический керосин | кг | 1922,7 | руб/кг | 32685,9 | ||
Обтирочные материалы | кг | руб/кг | ||||
Специальные масла | кг | 466,1 | руб/кг | |||
Всего масел и других эксплуатационных материалов (сумма п.п. 2-7) | кг | 27587,2 | 876421,4 | |||
Ремонтные материалы по моделям автомобилей | тыс. км | руб/1000 км | 992,34 | |||
Запасные части по моделям автомобилей | тыс. км | руб/1000 км | 1488,52 | |||
Всего ремонтные материалы и запчасти | 2480,86 | |||||
Восстановление и ремонт шин | тыс. км | руб/1000 км | 2678,46 |