Задачи анализа объемов перевозок

V. АНАЛИЗ ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ РАБОТЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

План занятия:

1. Производственная программа, ее обоснованность и выполнение.

2. Факторы, влияющие на результаты работы предприятия.

3. Задачи Анализа объема перевозок.

4. Анализ выполнения плана (задания) перевозок.

5. Анализ ТЭП.

6. Оценка качества перевозок.

Производственными результатами работы предприятия являются:

1. выполнение производственной программы,

2. ассортиментного плана,

3. выпуск продукции (работ, услуг),

4. выработка на единицу вложенных материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

Производственные результаты зависят

1. от состояния и использования трудовых ресурсов;

2. от состояния и использования основных фондов,

3. от объема переработанного сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других материальных затрат,

4. от уровня социального развития предприятия.

Производственные результаты отражают три основные области:

1) эффективность использования материальных, трудовых, финансовых ресурсов;

2) удовлетворение общественных потребностей;

3) пропорциональность или диспропорциональность финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

Производственная программа, ее обоснованность и выполнение

Выпуск продукции (работ, услуг) зависит от обоснованности производственной программы, ассортиментного плана производства.

Цель производственной программы состоит в обеспечении наивысших производственных результатов на основе наиболее эффективного сочетания трудовых, материальных, финансовых ресурсов и рациональной организации производства.

Формирование производственной программы может осуществляться на основе двух подходов.

Первый подход исходит из имеющихся ресурсов, в данном случае необходимо определить, выпуск какого объема продукции (работ, услуг) может быть обеспечен на основе имеющихся производственных мощностей, материальных, финансовых и трудовых ресурсов.

Второй ПОДХОД ИСХОДИТиз потребности в продукции, а расчет начинают с определения, сколько продукции нужно произвести, и далее уточняют, сколько для этого потребуется различных ресурсов.

Обоснование производственной программы

- со стороны трудовых ресурсов требует проведения расчета необходимой численности занятых,

- со стороны финансовых ресурсов — предполагает разработку сметы затрат,

- со стороны материальных ресурсов — означает определение необходимых материалов. Производственная программа должна базироваться на определении

- максимальной емкости рынка с учетом средних норм потребления,

- оценке конъюнктуры рынка

- и конкуренции на рынках сбыта.

Факторы, влияющие на результаты работы предприятия

На производственные результаты работы предприятия оказывает влияние большое количество разнообразных факторов, в том числе:

- научно-технические исследования и техническое развитие;

- производственная деятельность;

- трудовые ресурсы и их использование,

-занятость и производительность труда;

-внутри- и межпроизводственные связи;

- внешнеэкономическая деятельность.

Определяющее влияние на производственные результаты финансово-хозяйственной деятельности имеет организация производства.

АНАЛИЗ ОСНОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА (СЛУЖБЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ)

Задачи анализа объемов перевозок

Осуществление основных производственных процессов — транспортирования грузов и перемещения пассажиров — основная задача эксплуатационных организаций автомобильного транспорта.

Общий объем перевозок, число пройденных километров, отработанных авточасов и другие показатели в рамках установленных договорных отношений служат обязательным заданием, или планом*, АТО по основной производственной деятельности на определенный период.

Формирование заданий по перевозкам относится к компетенции эксплуатационной (коммерческой) службы.

Определение общего объема работ, намеченных к выполнению, установление места АТО на рынке автотранспортных услуг, выявление тенденций развития организации и изменения рынка осуществляются на основе маркетингового анализа (гл. 6).

Изучение же выполнения объемов перевозок, услуг и работ служит отправной точкой проведения комплексного анализа всей деятельности АТО.

План перевозок образует ту базу, на основе которой строится вся система внутрипроизводственного планирования, а выполнение заданий согласно плану определяет уровень показателей, характеризующих производственно-хозяйственную деятельность АТО, например доходов, себестоимости, прибыли, рентабельности.

Степень выполнения заданий (плана) по перевозкам определяется многочисленными факторами, как зависящими от работы АТО (организация маршрутов, правильное использование подвижного состава при перевозке грузов и пассажиров, рациональная организация технического обслуживания и ремонта подвижного состава, организация материально-технического снабжения и т.д.), так и не зависящими от нее (номенклатура и структура грузооборота, расстояние перевозок неустройство подъездных путей к пунктам погрузки и выгрузки и т.д.).

Основными задачами анализа перевозок грузов и пассажиров являются:

• общая оценка выполнения плана перевозок и изменений в натуральных, стоимостных и относительных измерителях;

• по перевозке грузов — определение степени удовлетворения потребностей клиентуры по номенклатуре перевозимых грузов и срокам их доставки;

• по перевозке пассажиров — изучение количества и качества перевозок по видам, маршрутам и регулярности;

• оценка изменения технико-эксплуатационных показателей и выявление причин, воздействующих на характеристики транспортного процесса;

• изучение силы и направленности влияния отдельных факторов на выполнение объемных показателей;

• исследование потерь и выявление резервов роста объемов перевозок;

• оперативный контроль за перевозочным процессом, расчет динамики и ритмичности перевозок;

• разработка комплекса организационно-технических мероприятий по повышению конкурентоспособности АТО на рынке автотранспортных услуг, их количества и качества.

Информацией для анализа перевозок является:

- план перевозок и отчет о его выполнении,

- сведения о движении списочного состава автомобильного парка в течение анализируемого периода,

- базисные и отчетные данные об уровне технико-эксплуатационных показателей,

- данные оперативного учета и статистической отчетности.

Анализ перевозок может осуществляться в различных режимах: ежедневно, ежедекадно, ежемесячно, ежеквартально и за год.

В проведении анализа принимают участие все заинтересованные службы и отделы АТО.

Прежде чем приступать к детальному анализу выполнения перевозок, следует проверить, какие организационно-технические мероприятия по лучшему использованию подвижного состава (применение прицепов, механизация погрузочно-разгрузочных работ, снижение пробега автомобилей без груза, устранение непроизводительных потерь и т.д.), намеченные на анализируемый период, реализованы.

Анализировать выполнение заданий по перевозкам следует в такой последовательности:

- характеристика общих результатов;

- анализ годовой (суточной) производительности грузовых автомобилей, автобусов, такси;

- анализ изменения среднесписочного подвижного состава и степени его использования на линии;

- изучение изменения технико-эксплуатационных показателей и их влияния на результаты работы подвижного состава;

- анализ качества выполнения перевозок и транспортного обслуживания.

6.4 Анализ выполнения плана (обязательств, заданий) перевозок грузов

Включает

1. При анализе выполнения плана перевозок грузов первоначально характеризуют общие итоги выполнения заданий по объему перевозок, транспортной работе и числу отработанных авточасов.

2. Для того чтобы сделать правильный вывод о производственной деятельности организации, недостаточно установить степень выполнения плана перевозок за анализируемый период. Нужно сопоставить объемы перевозок за ряд соответствующих периодов, что даст представление о динамике указанного показателя.

3. При этом следует установить причины, обусловившие ту или иную динамику объема перевозок или грузооборота.

Закономерным является непрерывное увеличение транспортной работы. Однако снижение темпов роста показателей не всегда свидетельствует об ухудшении работы организации. Уменьшение ежегодного прироста объема перевозок может явиться следствием изменения числа автомобилей, структуры автомобильного парка, расстояния перевозок и некоторых других причин. Это обстоятельство должно быть учтено при анализе темпов изменения объема перевозок.

4. Полезные данные, объясняющие динамику рассматриваемого явления, могут быть получены при сравнении фактических темпов роста с базисными. Одно дело, если фактическая динамика соответствует намеченной, другое — если она сложилась в результате отступления от заданных темпов. Иногда некоторое снижение темпов предусматривается в самой стратегии. Чтобы установить, насколько это было обосновано, рекомендуется проанализировать в динамике показатели использования подвижного состава по времени и производительности, поскольку именно они оказывают решающее влияние на темпы роста объема перевозок.

5. Пользуясь данными по годам, кварталам и месяцам, можно исчислять абсолютный прирост перевозок, темп роста, абсолютное значение, эластичность. Указанные показатели характеризуют перевозки за анализируемый период в сравнении с прошлым периодом. Для определения динамики объема перевозок и грузооборота принимают за основу (базу) какой-либо год, первый месяц года или первый квартал.

6. При анализе представляет интерес исчисление среднего темпа роста, особенно при сопоставлении результатов работы различных производственных подразделений или организаций. Средний темп роста исчисляется как средняя геометрическая из годовых темпов роста.

Показателями темпа роста удобно пользоваться для характеристики выполнения бизнес-плана перевозок. Оно оценивается по базовым показателям за истекшие годы и последний год периода планирования, а также по отчетам за истекшие годы. По этим данным исчисляются темпы роста по отношению к предыдущему периоду и началу периода (цепные и базисные индексы).

В годовых текущих планах корректируется объем перевозок исходя из достигнутых темпов развития и изменений в составе парка автомобилей, тягачей, прицепов и полуприцепов. Поэтому темпы роста объема перевозок целесообразно рассматривать по отчетным данным в сопоставлении с показателями перспективного и годовых планов. Темпы роста за каждый отчетный год сравнивают с предыдущим годом (цепные индексы) и базисным периодом или, как принято в нашем примере, с началом отсчета (базисные индексы).

Анализ общих итоговых показателей за один год, за несколько лет и за ряд месяцев в течение года позволяет сделать общее заключение и выводы. Однако такая оценка может оказаться преждевременной.

Весь последующий анализ должен либо подтвердить правильность сделанных вначале выводов, либо внести в них уточнения и изменения.

При этом всегда нужно помнить о том, что в общих итоговых данных алгебраически суммируются (взаимно погашаются) положительные и отрицательные результаты работы.

Если успехов в работе больше, чем неудач, то общий результат будет положительным, и наоборот.

7. Поэтому прежде чем окончательно оценить работу организации, следует проанализировать выполнение заданных объемов перевозок по номенклатуре грузов и обслуживаемой клиентуре.

Выполнение, перевыполнение и невыполнение договорных обязательств (плана) зависят в большей степени не от АТО, а от обслуживаемой клиентуры. Автотранспортные организации обычно перевозят все предложенные грузы.

Итоговый результат выполнения договорных обязательств перед отдельными клиентами компенсирует отклонения. В данном случае бизнес-план АТО в целом выполнен полностью. Однако службе эксплуатации следует обратить внимание на тех клиентов, которые не выполнили своих обязательств. Если это произошло в результате некачественной работы АТО, то руководство должно принять необходимые меры.

В тех случаях, когда в целом план объема перевозок выполнен, а в отношении отдельных клиентов и видов грузов имеется недовыполнение или перевыполнение, общий объем перевозок расчленяется на три группы: в пределах задания, сверх задания и объем, не предусмотренный планом. Для каждой группы определяется процент или индекс выполнения перевозок.

Наши рекомендации