Народнохозяйственная и хозрасчетная эффективность производства. Ее определение в предприятиях и отраслях народного хозяйства
В зависимости от сферы проявления эффекта выделяют хозрасчетную и народнохозяйственную эффективность. Сферой проявления эффекта хозрасчетной экономической эффективности является предприятие, осуществляющее нововведение и затраты на его реализацию. Народнохозяйственный эффект проявляется не на предприятии - объекте внедрения нововведения, а на предприятиях сокращенных отраслей. В этом случае при расчете экономической эффективности учитывается не только экономия производственных ресурсов при выпуске продукции, но и экономия потребителя на текущих издержках эксплуатации и сопутствующих капитальных вложениях. Такой подход к расчету эффективности оправдан на сопряженных предприятиях бюджетных отраслей.
Народнохозяйственная эффективность отражает степень использования совокупного общественного труда и определяется отношением чистой продукции, созданной в сельскохозяйственном производстве, к полным общественным издержкам производства. Хозрасчётную эффективность выражают отношением прибыли к полным индивидуальным издержкам производства. Разновидностью этого показателя, широко применяемой на практике и характеризующей окупаемость затрат прибылью, является уровень рентабельности производства, который исчисляется отношением прибыли к полной себестоимости реализованной продукции. При анализе рентабельности отдельных видов продукции выясняют, какие из них прибыльны для хозяйства, какие убыточны. Об эффективности использования основных производственных фондов и оборотных средств хозяйства судят по фондоотдаче и отношению прибыли к среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств. Эффективность работы бригад, ферм и других производственных хозрасчётных подразделений характеризует вновь созданная живым трудом стоимость, или валовой доход (стоимость продукции за вычетом материальных затрат).
Эффективность применительно к отдельно взятой хозяйственной единице не тождественна эффективности в масштабах общества. Если предприятие осуществляет свою деятельность с минимальными затратами всех факторов производства, в этом случае мы говорим о производственной эффективности или эффективности производства отдельной хозяйственной единицы.
Экономическая эффективность характеризует результативность всего общественного производства. С точки зрения национальной экономики, эффективным будет считаться такое состояние, при котором наиболее полно удовлетворены потребности всех членов общества при данных ограниченных ресурсах.
Экономическая эффективность национальной экономики — это состояние, при котором невозможно увеличить степень удовлетворения потребностей хотя бы одного человека, не ухудшая при этом положение другого члена общества. Такое состояние называется Парето-эффективностью (по имени итальянского экономиста В.Парето).
Под словом «эффективность» не следует понимать только результат, достигаемый народным хозяйством в целом или отдельной отраслью, предприятием за тот или иной отрезок времени. Этот результат правильнее было бы охарактеризовать как эффект, а не эффективность.
Эффект может быть значительным, но если он достигнут ценой больших затрат, то эффективность может остаться неизменной или даже снизиться. Следовательно, необходимо различать эффект и эффективность, ибо последняя свидетельствует не только о приросте показателей производства, но, что не менее важно, и о том, какой ценой (за счет каких затрат) обеспечены достигнутые приросты. Эффективность — это величина не абсолютная, а относительная.
Наметившийся переход к рыночной экономике призван сочетать наивысшую эффективность производства с гуманистическими целями его развития. При этом по отношению к общественному производству рынок выполняет определенные регулирующие функции (с помощью механизма спроса и предложения, равновесных цен и др.), которые государство или другой экономический центр может использовать для повышения эффективности функционирования национальной экономики на основе применения денежного, финансово-кредитного и налогового регуляторов производства и обращения. Например, введение налога повышает цену, уплачиваемую потребителем, и снижает цену, получаемую производителем, что, в свою очередь, сокращает производство и потребление тех или иных товаров. Разница идет в пользу государства, установившего размер налога. Полученный доход государство может перераспределить с целью выравнивания доходов отдельных товаропроизводителей и групп населения, стимулирования увеличения производства недостающих населению или производству товаров. Таким образом, государство совместно с рыночным механизмом, объективно стимулирующим необходимые обществу пропорции производства и распределения через конкурентное равновесие, может влиять на эффективность общественного производства.
Эффективность производства имеет многоаспектный характер. Политико-экономическое исследование сущности и форм проявления эффективности производства предполагает учет самых разнообразных признаков и форм проявления эффективности.
Различают эффективность воспроизводства совокупного общественного продукта или действительного процесса производства, взятого в целом, или (что то же самое) народнохозяйственную эффективность, включающую эффективность производства, распределения, обращения и потребления общественного продукта; эффективность отдельных фаз воспроизводства.
В современных условиях все большее значение приобретает эффективность внешнеэкономических связей и мирового хозяйства, что превращает категорию эффективности в интернациональную. Дело в том, что современная ступень развития всех стран характеризуется усилением процессов мировой взаимозависимости и более тесными мирохозяйственными связями. Сегодня имеют место политическая, технико-экономическая и экологическая взаимозависимости. Согласно первой, необходимы решительный отказ от гонки вооружений и накопления оружия массового уничтожения, баланс интересов, всеобщая система безопасности человечества. В соответствии со второй следует отказаться от развития общества на основе модели закрытой национальной экономики, ибо постоянно усиливаются процессы формирования единого мирового экономического пространства. По прогнозам отдельных экономистов, к 2000 г. примерно 1/3 всей продукции, производимой в мире, будет предметом международного обмена, против 20-22% в настоящее время. Согласно третьей — необходима сознательная концентрация усилий всех стран для преодоления негативных сторон развития цивилизации, ликвидации токсических отходов производства, губительных для окружающей среды и человека, разработки современных установок для переработки отходов, научно-технических программ «общество - производство - окружающая среда» и т.д.
Рост эффективности производства — это не случайный, а закономерный, устойчивый, повторяющийся и причинно обусловленный процесс, действующий объективно. При этом необходимо заметить, что чем цивилизованнее общество, тем важнее становится повышение эффективности производства, так как возрастает потребность и понимание необходимости экономии общественных затрат чрезвычайно возросшего производства;
целью производства становится удовлетворение потребностей всех членов общества, и при этом приоритет отдается не материальному, а социальному результату.
Все это позволяет говорить, что повышение эффективности общественного производства приобретает черты экономического закона, который можно сформулировать как закон повышающейся эффективности производства.
Закон повышающейся эффективности производства — это закон-тенденция, поскольку росту эффективности совокупного общественного труда нередко препятствуют противодействующие факторы. Наибольший прирост эффективности производства достигается при интенсивном типе расширенного воспроизводства, который характерен для современного этапа развития общества и экономики развитых стран.
Главнейшими показателями эффективности общественного производства являются производительность общественного труда (определяемая как отношение совокупного общественного продукта к числу работающих в сфере материального производства); фондоотдача (отношение национального дохода к/среднегодовой стоимости основных фондов и оборотных средств); фондоемкость (показатель, обратный фондоотдаче); национальный доход на душу населения; темпы экономического роста, характеризующие эффект общественного производства; издержки производства и обращения на 1 рубль общественного продукта и экономия материальных, финансовых и трудовых затрат.
Право собственности сводится, как правило, к трем правомочиям: праву владения, праву пользования и праву распоряжения имуществом, что представляет собой стройную систему.
Это обуславливает использование соответствующего подхода к изучению, заключающегося в последовательном рассмотрении каждого из трех принципов, определяющих понятие «собственность». В то же время важно определить правовые ситуации, когда право собственности как-либо ограничено, а также какими из прав обладает, например, арендатор по отношению к арендуемой собственности.
Иными словами, необходимо выяснить, какими способами и методами может оперировать экономический субъект, обладая личной или арендованной собственностью, чтобы эффективно реализовать имеющийся экономический потенциал.