Особенности чисто общественных благ
Исключительно важное значение имеет обеспечение оптимального объема производства чисто общественных благ. В отличие от чисто частного блага чисто общественное благо неделимо, не может быть продано по частям, и все пользователи потребляют одинаковое количество блага. Следовательно, невозможно определить цену на отдельные единицы чисто общественного блага. Невозможность определения цены на определенные единицы чисто общественного блага обусловливает наличие особенностей определения совокупного спроса на чисто общественное благо. Цена в данном случае не является величиной переменной. Поэтому совокупный спрос на чисто общественное благо отражает предельную полезность всего имеющегося его наличного объема. Потребители должны потребить весь объем произведенного блага целиком. Совокупный спрос на чисто частное благо получается путем сложения индивидуальных спросов, а совокупный спрос на чисто общественное благо определяется путем суммирования индивидуальных предельных выгод, получаемых от имеющегося наличного объема блага. Кривая совокупного спроса на чисто частное благо формируется путем суммирования индивидуальных кривых спроса вдоль горизонтальной оси (рис. 14.7), а кривая совокупного спроса на чисто общественное благо – путем сложения индивидуальных кривых спроса по вертикали (рис. 14.8).
0 1 2 3 4 5 6 Q |
D=Sdi |
d1 |
d2 |
d3 |
P1 |
P |
Рис. 14.7. Спрос на чисто частное благо |
0 6 Q |
D=Sdi |
d3 |
d2 |
d1 |
P |
Рис. 14.8. Спрос на чисто общественное благо |
Специфика общественных благ заключается в том, что их потребление всегда сопровождается положительными эффектами для всех. Поэтому общество заинтересованно в обеспечении подобными благами всех потребителей. Следовательно, проблема чисто общественных благ состоит не в распределении, а в обеспечении оптимального объема их производства. Решение проблемы обусловлено применением общего принципа: благо должно производиться в объеме, при котором предельные общественные выгоды, выраженные суммой предельных выгод всех потребителей, уравниваются с предельными общественными издержками его производства, т.е. при MSB = MSC.
Проблема безбилетника
Получение потребителями выгод в результате использования чисто общественного блага возможно и без их участия в возмещении издержек по производству такого блага. Ведь предоставление чисто общественного блага какому-либо субъекту не препятствует его потреблению другими субъектами бесплатно (свойство неисключаемости). Это порождает склонность потребителей уклоняться от участия в финансировании производства чисто общественных благ или по меньшей мере минимизировать связанные с этим затраты в расчете на то, что это сделают другие. Данное явление получило название проблемы безбилетника. Она возникает всегда, когда существуют трудности интернализации положительных внешних эффектов.
Проблема безбилетника заключается в том, что безбилетники занижают ценность чисто общественного блага, а это приводит к более низкому объему его производства по сравнению с эффективным объемом. Таким образом, возможность бесплатного потребления чисто общественных благ обусловливает неэффективность их производства. В конечном счете может сложиться ситуация, когда никто не будет платить и предоставление чисто общественного блага окажется невозможным. Другими словами, в потреблении чисто общественного блага заинтересованы все, а платить никто не хочет. В связи с этим задача производства чисто общественных благ сводится к решению вопроса о том, как обеспечить их производство при наличии безбилетников.
Решение проблемы безбилетника методом исключения либо связано со значительными издержками, либо приводит к недопроизводству чисто общественного блага, а следовательно, к уменьшению совокупной полезности. В этом случае предоставление чисто общественных благ становится возможным лишь при участии государства.
Формы участия государства в обеспечении чисто общественными благами разные: от непосредственного производства блага (национальная оборона, пожарная охрана) до финансирования общественных благ, производимых частным сектором (уборка и вывоз мусора, некоторые виды медицинской помощи). Однако суть их одна: производство общественных благ, предоставляемых посредством государства, финансируется за счет налогов, взимаемых со всех граждан, как метод решения проблемы безбилетника.
Предоставление общественных благ с участием государства не означает автоматического достижения эффективного объема их производства. Из-за склонности лиц с низкими доходами к ограничению финансирования производства общественных благ путем снижения налога сокращается объем общественных благ до уровня ниже эффективного. Применение дифференцированной ставки налога способствует сокращению потерь эффективности производства общественных благ, но наталкивается на проблему определения предпочтений потребителей, без чего невозможно обоснованно дифференцировать налог.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Что такое внешние эффекты и какова их природа?
2. Дайте характеристику частным, внешним и общественным издержкам и выгодам?
3. В каких формах проявляются внешние эффекты?
4. Какова причина возникновения внешних эффектов?
5. Какие задачи решает регулирование внешних эффектов?
6. Каким образом регулируются отрицательные внешние эффекты?
7. С помощью какого метода регулируются положительные внешние эффекты?
8. Какие критерии лежат в основе классификации экономических благ?
9. Охарактеризуйте чисто общественное благо.
10. В чем состоят особенности спроса на чисто общественные блага?
11. Как определяется объем предложения чисто общественных благ?
12. В чем заключается проблема безбилетника и как она решается?
13. Почему нельзя дифференцировать ставку налога на производство общественных благ?
Т Е С Т Ы
1. Под понятием «внешний эффект» подразумевают:
1)не нашедшие отражения в рыночных ценах благ издержки или выгоды;
2) издержки или выгоды, которые несут лица, не участвующие в данной рыночной сделке;
3) последствия, возникающие при достижении рынком состояния равновесия;
4) верно 1)и 2).
2. Общественные издержки производства блага отличаются от частных издержек производства тем, что последние:
1) учитывают только часть действительных издержек производства блага;
2) формируются без учёта общественной значимости блага;
3) не включают в свою структуру нормальную прибыль;
4) верно 2) и 3).
3. Причиной возникновения внешних эффектов является:
1) наличие рыночной власти агентов рынка;
2) отсутствие установленных прав собственности;
3) отсутствие контроля со стороны государства;
4) наличие вредных воздействий на окружающую среду.
4. Отрицательный внешний эффект проявляется в:
1) экологическом ущербе;
2) сокращении государственных доходов;
3) снижении эффективности распределения ресурсов;
4) сокращении прибыли предприятий, действующих на рынках несовершенной конкуренции.
5. Если производство блага порождает положительный внешний эффект, то это означает, что:
1) общество должно стимулировать потребление данного блага;
2) государству следует субсидировать производство этого блага;
3) государство не должно допускать частичного производства такого блага;
4) верно 1) и 2).
6. Если при производстве или потреблении блага имеет место отрицательный эффект, то это является основанием для вывода о том, что:
1) благо продается по завышенным ценам;
2) благо продается по заниженным ценам;
3) предоставляемый рынком объём блага меньше эффективного;
4) благо продается на рынке с несовершенной конкуренцией.
7. Если при производстве или потреблении блага имеет место положительный эффект, то это является основанием для вывода о том, что:
1) рыночная цена блага завышена;
2) благо продаётся по заниженным ценам;
3) потребителям блага следует предоставить субсидию;
4) верно 1) и 3).
8. Если общество будет игнорировать воздействие внешних эффектов, то следствием этого будет:
1) ухудшение экологической обстановки в стране;
2) рост заболеваемости среди населения;
3) снижение благосостояния общества;
4) усиление рыночной власти на рынках ресурсов.
9. В случае с отрицательным внешним эффектом потери эффектив-ности связаны с тем, что:
1) имеет место недопроизводство блага;
2) имеет место перепроизводство блага;
3) потребители переплачивают за благо;
4) предприятия производят благо с издержками выше минимальных.
10. В случае с положительным внешним эффектом потери эффек-тивности связаны с тем, что:
1) имеет место недопроизводство блага;
2) имеет место перепроизводство блага;
3) предприятия получают чрезмерно высокие прибыли;
4) предприятия применяют устаревшие технологии.
11. Причиной, порождающей положительные внешние эффекты, является:
1) присутствующий в поведении потребителей рационализм;
2) конкуренция, вынуждающая предприятия использовать наиболее эффективные технологии;
3) невозможность установления прав собственности;
4) стремление производителей к победе в конкуренции.
12. Наличие внешних эффектов приводит к таким негативным последствиям, как:
1) неравенство конкурентных условий;
2) захват потребительского излишка производителями;
3) снижение стимулов к развитию производства;
4) неэффективность в распределении ресурсов.
13. Регулирование положительных внешних эффектов нацелено на:
1) обеспечение такой структуры потребления благ, которая соответствует морально-этическим ценностям общества;
2) обеспечение такого объёма потребления блага, при котором общественные предельные издержки производства блага равны общественным предельным выгодам;
3) обеспечение гарантированного получения экономической прибыли производителями благ, потребление которых вызывает положительные внешние эффекты;
4) обеспечение равномерного распределения положительного эффекта среди всех членов общества.
14. В случае с отрицательными внешними эффектами целью их регулирования является:
1) устранение отрицательных воздействий, возникающих при производстве блага;
2) сокращение получаемой производителями блага экономической прибыли;
3) стимулирование перехода к экологически безвредным технологиям;
4) обеспечение оптимального объёма предложения блага.
15. Применение корректирующих налогов на загрязнение окружающей среды предпочтительнее применения стандартов из-за того, что корректирующие налоги:
1) позволяет добиться полного устранения загрязнений;
2) требуют меньше затрат на мониторинг;
3) являются более справедливыми;
4) дают возможность предоставления блага по более низким ценам.
16. Известно, что применение налогов в качестве способа регулирования внешних эффектов приводит и к негативным последствиям. Чтоиз нижеперечисленного может быть названо в качестве таких последствий:
1) неизбежный рост цен благ;
2) отсутствие гарантии по сокращению ущерба;
3) возможность искажения связи между величиной выпуска и величиной причиняемого ущерба;
4) верно всё перечисленное.
17. Если государство введёт корректирующий налог на продукт, производство которого связано с отрицательными внешними эффектами, то закономерным следствием этого станет:
1) увеличение цены продукта на величину налога;
2) сокращение объёма рыночного предложения продукта;
3) закрытие предприятиями вредных производств;
4) возникновение превышения объёма предложения продукта над объёмом спроса на него.
18. В случае отрицательного внешнего эффекта продукт производится в количестве:
1) всегда меньшем, чем общественно эффективное;
2) меньшем, чем общественно эффективное при его производстве монополией;
3) большем, чем общественно эффективное;
4) равном общественно эффективному.
19. Оптимальный уровень загрязнения достигается тогда, когда:
1) общественные предельные издержки выше частных предельных издержек;
2) уровень загрязнения снижается;
3) общественные предельные издержки равны общественной предельной выгоде;
4) общественные предельные издержки равны частной предельной выгоде.
20. В случае отрицательного внешнего эффекта при производстве товара общественно оптимальный уровень выпуска может быть достигнут благодаря:
1) введению «потолка» цены для этого товара;
2) введению количественных ограничений на объём его производства;
3) введению правительственных закупок товара;
4) установлению минимального объёма его производства.
21.Получая образование, студент становится лучше как работник и как гражданин. Поскольку выгоды от получения студентом образования превышают получаемые лично им выгоды, то образование:
1) дает увеличение предельной полезности и должно субсидироваться;
2) является разновидностью внешнего эффекта и должно облагаться налогом;
3) является разновидностью внешнего эффекта и должно субсидироваться;
4) является примером блага, предложение которого неэластично.
22. Отличительной чертой наиболее эффективной системы контроля над загрязнением окружающей среды является:
1) способность снизить загрязнение до уровня, при котором максимизируется совокупная общественная выгода;
2) способность снизить загрязнение до уровня, при котором общественная выгода от внедрения последней единицы очистного оборудования в точности равна общественным издержкам на эту единицу;
3) соответствие общепринятым стандартам;
4) способность снизить загрязнение до уровня, максимально достижимого с точки зрения использования современных очистных технологий.
23. Общественные предельные издержки - это:
1) результат вычета по горизонтали внешних предельных издержек загрязнения и частных предельных издержек производства;
2) результат вычета по вертикали внешних предельных издержек загрязнения из частных предельных издержек производства;
3) сумма по вертикали внешних предельных издержек загрязнения и частных предельных издержек производства;
4) возможно 2) и 3).
24. Если производству товара соответствует положительный внешний эффект, то эффективность функционирования данного рынка может быть увеличена благодаря следующим мерам государственной политики:
1) введению налога на частных производителей товара;
2) предоставлению субсидий частным производителям;
3) ограничению производства товара частными производителями;
4) поощрению экспорта товара.
25. В качестве меры, направленной на сокращение загрязнения, вводятся налоги. Это связано с тем, что подобные налоги:
1) способны полностью ликвидировать загрязнение окружающей среды;
2) могут стимулировать предприятия к применению более эф- фективных способов снижения загрязнения;
3) увеличивают доходы государства;
4) покрываются из прибыли предприятия, а не за счет повышения цен для потребителей.
26. Согласно теореме Коуза:
1) рыночный механизм способен превратить внешние издержки и выгоды во внутренние и обеспечить эффективное размещение ресурсов в обществе в том случае, если участники рынка могут решить проблему нарушения этой эффективности, возникающее из-за внешних эффектов, путем ведения переговоров;
2) рыночные сигналы интернализируют внешние эффекты в том случае, если все заинтересованные стороны имеют примерно равные позиции при ведении переговоров;
3) государство может способствовать улучшению функционирования рынка путём введения контроля над загрязнением окружающей среды;
4) корректировка внешних эффектов посредствам рыночного механизма может сработать лишь в том случае, если права собственности третьей стороны, непричастной к возникновению внешних эффектов, установлены и закреплены.
27. Общественные предельные издержки прививок от гриппа растут по мере роста числа вакцинированных в течение года. В то же время общественная предельная выгода от этих прививок по мере роста вакцинированных падает. В этих условиях корректирующая субсидия, вводимая с целью интернализации положительного внешнего эффекта:
1) повысит рыночную цену прививки для потребителей;
2) снизит рыночную цену прививки для потребителей;
3) увеличит частную предельную выгоду от прививок;
4) для ответа на вопрос недостаточно информации.
28. Кока – сырьё необходимое для производства кокаина и компонентов для производства кока-колы. Выращивают коку нелегально малоимущие крестьяне, для которых доход от неё – единственный способ выжить. Укажите оптимальный с экономической точки зрения способ борьбы с героиновым наркобизнесом:
1) репрессивные меры против нарушителей;
2) сокращение производства кока-колы;
3) спецификация прав собственности на землю и выкуп государством права на запрещение выращивания коки;
4) введение налога на выращивание коки, все доходы от которого будут использованы на финансирование полиции.