Определение объема услуг, обеспечивающих безубыточную работу организации
Безубыточная работа – это такая работа, при которой предприятие покрывает свои затраты, но еще не получает прибыли. Ее можно выразить в единицах объема услуг, которые необходимо выполнить, чтобы покрыть затраты, после чего каждая дополнительная единица объема транспортных услуг будет приносить прибыль предприятию.
Разность между фактическим объемом выполненных услуг и безубыточным – это зона безопасности (зона прибыли), и чем она больше, тем прочнее финансовое состояние предприятия.
Безубыточный объем выполненных услуг, и зона безопасности предприятия являются основополагающими показателями при разработке бизнес-планов, обосновании управленческих решений, оценке деятельности предприятий.
Расчет данных показателей основывается на взаимодействии показателей «затраты – объем продаж – прибыль». Для определения их уровня можно использовать графический и аналитический способы.
Для определения безубыточного объема реализации строится график, по горизонтали которого показывается объем реализации услуг в % от производственной мощности предприятия (если под выполненной услугой понимать количество перевезенных тонн) в натуральных единицах (если выполняется один вид перевозок, например: почасовые или сдельные, сдельные с оплатой или за выполненные тонно-километры, или за пробег и т.д.) и в денежной оценке (если график строится для нескольких видов перевозок).
По графику можно установить, при каком объеме реализации услуг предприятие получит прибыль, а при каком ее не будет. Можно определить также точку, в которой затрат будут равны выручке от реализации услуг. Она получила название точки безубыточного объема реализации, или порога рентабельности, или точки окупаемости затрат, ниже которой производственная деятельность будет убыточной.
Точку безубыточного объема реализации можно определить также аналитическим методом, т.е. с помощью формул.
Объем реализации в натуральном измерении, уравновешивающий выручку от реализации и издержки, можно определить по следующей формуле:
, (8.1)
где Ип – постоянные издержки;
Ие – переменные издержки на единицу продукции
Точку безубыточности в стоимостном выражении можно определить по следующей формуле:
, (8.2)
Прежде чем приступить к расчету точки безубыточности, необходимо определить, какие издержки будут постоянные, а какие переменные.
Таблица 8.1 – Издержки производства
Показатель | Значение |
Условно постоянные издержки | 3 872 236 740 |
ЗП РР, ВР, руководителей, специалистов и служащих | 2 350 907 156 |
отчисления с ЗП | 963 871 934 |
амортизацию зданий и сооружений, оборудования, дорогостоящего инвентаря и на прочие основные фонды | 133 526 918 |
накладные расходы | 300 372 965 |
затраты на выплату земельного налога | 257 084 685 |
Условно переменным издержкам | 39 697 796 774 |
Заработная плата водителей | 20 358 070 531 |
отчисления с ЗП | 834 680 891,7 |
Затраты на топливо | 9 048 050015 |
Затраты на смазочные материалы | 6 554 804 400 |
Затраты на шины | 425 810 000 |
Затраты на ТО и ремонт автомобилей | 1 051 442 309 |
Затраты на амортизацию парка подвижного состава | 1 424 938 626,89 |
Для того чтобы рассчитать точку безубыточности в натуральном выражении, необходимо рассчитать переменные издержки на единицу выполненной услуги.
, (8.3)
Ие = = 10024,7 руб/км.
Тогда
Тбпробег = 3 872 236 740/(20918,32-10024,7)= 355459,14 км
Тбстоим = = 7435607929руб.
На основании произведенных расчетов построим график, наглядно отражающий безубыточный объем перевозок.
|
|
|
Рисунок 8.1 – Определение безубыточного объема реализации
Безубыточный объем продаж и объем реализации и зона безопасности зависят от величины постоянных и переменных затрат, а также от уровня цен на продукцию. При повышении цен нужно меньше реализовывать услуг, чтобы получить необходимую выручку для компенсации постоянных издержек, и наоборот, при снижении уровня цен, безубыточный объем возрастает. Увеличение же удельных переменных и постоянных затрат повышает порог рентабельности и уменьшает зону безопасности. Из графика видно, что при объеме реализации услуг более 355459,14 км организация будет получать прибыль, если менее – прибыли не будет. При объеме реализации услуг в 355459,14 км и выручке в 7435607929 руб. затраты будут равны выручке от реализации услуг. Это точка безубыточного объема реализации.
Заключение
В данной курсовой работе был произведен расчет необходимого количества автомобилей, которые смогли бы обеспечить выполнение заданного объема перевозок.
Проведенные расчеты показали, что для выполнения задания необходимо 45,37 автомобилей самосвалов с годовым объемом перевозок 2040000 тонн груза первого класса – глина и грунт. Для производственных целей был выбран автомобиль марки МАЗ-5551А2-323 грузоподъемностью 10 тонн.
В работе было рассчитано необходимое количество технических воздействий и их трудоемкость, а также план материально-технического обеспечения, в соответствии с которым выявлена потребность в топливе, смазочных и обтирочных материалах, шинах, запасных частях.
Определено требуемое количество водителей – 85 человек, численность ремонтных и вспомогательных рабочих – 56 и 13 человек соответственно. Составлено штатное расписание для руководителей, специалистов и служащих численностью 22 человек. Годовой фонд заработной платы составил 22744358487 руб.
Капитальные вложения в предприятие составили 13 119 704 626 руб., себестоимость – 43 560 208 989 руб. 45,135% которых составили затраты на топливо, 9,054% - амортизация основных фондов, 9,663% - заработная плата персонала по организации и осуществлению перевозок.
В результате себестоимость 1т-км равна 1065,93руб., а себестоимость 1 км – 6683,37 руб.
Прибыль на предприятии заложена с учетом рентабельности 30%. Расчетная рентабельность продукции составляет 17,25 %, рентабельность предприятия в целом 34,55 %.
В заключении работы была рассчитана точка безубыточности, а затем на основании ее координат и значений постоянных и переменных затрат построен график безубыточного объема реализации. При анализе графика видно, что реальный пробег превышает, а текущие затраты ниже критических значений, следовательно, можно определить, что финансовое состояние предприятия стабильное, а само предприятие является конкурентоспособным на рынке транспортных услуг.
На основании вышеприведенных расчетов можно придти к выводу, что данное предприятие может быть востребовано на рынке транспортных услуг.