Понятие себестоимости и способы ее калькуляции
Общая схема учета затрат.
Учет затрат осуществляется по определенной системе, которая как правило состоит из пяти этапов, выполняемых в определенной последовательности:
1. Отражение в учете всех произведенных первичных затрат на счетах учета затрат на производство. На этих счетах на основе первичных, учетных и расчетных документов, отражают материальных расходов, расходы на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию внеоботорных активов, а так же прочие расходы связанные с производством продукции. Эти затраты группируют по видам производств (основное или вспомогательное), по цехам, по видам продукции, и по статьям расходов (общепроизводственные и общехозяйственные). При этом все расходы отражаются по дебиту соответствующих счетов учета затрат на производство в корреспонденции со счетами учета материалов, оплаты труда, отчисления на социальны нужды, амортизации и других расходов связанных с производством продукции.
2. Распределение производственных затрат по их назначению. На данном этапе распределяются фактические затраты вспомогательных производств между основным производством и обслуживающими (или) управленческими службами организации. Далее распределению подлежат расходы будущих периодов, относящиеся к данному отчетному периоду.
3. Распределение косвенных расходов (общепроизводственных и общехозяйственных). В настоящее время используется следующий порядок распределения косвенных расходов:
А) пропорционально прямой заработной платы основного производственного персонала,
Б) пропорционально прямым материальным затратам,
В) пропорционально сумме прямых затрат,
Г) пропорционально выручке от реализации.
Выбранный метод распределения косвенных затрат д.б. отражен в учетной политике организации. На практике, в общехозяйственные (управленческие) расходы, могут распределяться в особом порядке:
1. Путем распределение общехозяйственных затрат между объектами калькуляции, т.е. общехозяйственные расходы будут отнесены на затраты основного производство.
2. Путем списания общехозяйственных затрат полном объеме, в конце отчетного периода в качестве условно постоянных затрат, т.е. общехозяйственные расходы списываются на счета учета продаж в скобочках возмещаются за счет валовой прибыли предприятия.
Выбранный метод списания общехозяйственных расходов д.б. закреплен в учетной политике организации.
4.выявление окончательной потери от брака
5. в конце месяца исчисляется фактическая себестоимость продукции.
Незавершенное производство на начало месяца + затраты за месяц – стоимость возвратных отходов – стоимость окончательного брака – незавершенное производство на конец месяца (фактическая себестоимость продукции).
Понятие себестоимости и способы ее калькуляции.
Один из основных показателей работы. Себестоимость относится к экономической категории, главной целью которой выступает обобщение денежных единиц затрат предприятия на производство, продвижение и продажу продукции. Порядок исчисления себестоимости представляет такое значение, так как эта информация используется при анализе рентабельности выпускаемой продукции, выявление резервов снижения ее себестоимости и являются исходным пунктом в ценообразовании. В зависимости от того, какие затраты включат себестоимость в отечественной выделяют следующие ее виды: 1) цеховая, которая включает прямые затраты и общепроизводственные расходы, 2) производственная себестоимость, которая состоит из цеховой себестоимости и общехозяйственных расходов, 3) полная себестоимость, которая состоит из производст.себест. увеличенная на сумму коммер.расходов.
Калькулирование представляет собой способ группировки затрат и определение себест.связанные с производством. главная задача – определение затрат, которые приходятся на единицу их носителя, т.е. на единицу продукции предназначенные для реализации или для внутреннего потребления. Калькуляционная единица – это измеритель конкретного объекта калькулирования. Как правило они представлены натуральными, трудовыми и стоимостными измерителями. Информация получаемая в процессе выполнения задачи калькулирования позволяет прогнозировать экономические последствия в следующей ситуации:
1. Целесообразность дальнейшего выпуска продукции
2. Установление оптимальной цены на продукцию
3. Оптимизация ассортимента выпускаемой продукции
4. Целесообразность обновления действующей технологии
5. Оценка качества работы управленческого персонала
Различают плановые, нормативные и фактические калькуляции. Плановая калькуляция определяет себестоимость продукции на плановый период, как правило квартал или год. Их составляют исходя их прогрессивных норма расхода сырья, затрат труда использования оборудования и норм обслуживания производства. Указанные нормы, как правило являются средними для планируемого периода. Разновидностью плановой является сметная калькуляция, которую составляют на разовые изделия или работу, с целью определение цены и способа расчета с заказчиком.
Нормативная калькуляция составляется на основе действующих на начало месяца норм расходования ресурсов (текущая норма затрат). Текущая норма затрат соответствует производственным возможностям предприятия на данном этапе ее работы. Пи неизменных ценах на потребляемые ресурсы, текущая норма затрат на начало года как правило выше средних норма затрат заложенных в плановую калькуляцию, а в конце года наоборот ниже. В результате нормативная себестоимость, как правило выше плановой, а в конце ниже.
Фактическая калькуляция (отчетная) составляют по данным бух.учета и содержит информацию о всех фактических затратах предприятия на производствах продукции.